A. M. Cassandre - французски дизайнер плакатов и ш

Алексей Стенин
A.M. Cassandre (24.01.1901 – 17.06.1968) - французский живописец, литограф, дизайнер плакатов и шрифтов

Самоповторы в дизайне равносильны самоубийству для художника. Каждый плакат - это новый опыт или, скорее, новая битва, которую нужно вести и побеждать. Успех не приходит к художнику, который заискивает со зрителем, подбирая удобные слова. Успешный художник обрушивается на публику, как гусар…» Кассандр

В 1923 году парижанин, спешащий мимо украшенных плакатами стен и рекламных щитов своего города, мог бы обратить внимание на большой горизонтальный плакат. Центральное изображение было поразительно простым: резко очерченная, мускулистая черная фигура человека на сияющем желтом фоне держит топор дровосека, поднятый во всю длину его дрожащих рук. Зритель ждет удара топора по дереву, которое едва держится на подрубленном стволе.

Аллегорический образ плаката был воспринят многими как призыв одной из революционных организаций того времени. На самом деле такого провокационного замысла не было. Прямо под изображением лесоруба  угловатая декоративная надпись сообщала зрителям, что нанесенный удар топором  - реклама известного парижского мебельного магазина Au Bucheron (Дровосек). Четко - даже неуклюже - в левом нижнем углу плаката было написано имя Адольфа Мурона Кассандра, молодого художника-дизайнера, впервые появившегося среди усталого от эстетики сообщества дизайнеров плакатов. Если сам плакат не провозглашал социальную революцию, то его 22-летний автор собирался совершить революцию всей концепции и стиле дизайна плаката и, в свою очередь, внести фундаментальные изменения в сферу визуальной коммуникации.

В последующие годы Кассандру суждено было стать выдающейся фигурой, достигшей высот в искусстве плаката. За всю свою профессиональную карьеру Кассандр относительно недолго работал графическим дизайнером. Но в этот насыщенный период он создал работы, не имеющие себе равных по своей уникальной красоте и влиянию. Почти пять десятилетий спустя, после бесчисленных визуальных стилей, движений, мод и причуд, блеск достижений Кассандра не потускнел.

Детали юности Кассандра столь же скудны, как и его философия работы. Дизайнер действовал в классической французской традиции, когда заменил свое настоящее имя Адольф Жан Мари Мурон псевдонимом «Кассандр».

Адольф Мурон родился в Харькове. Его отец, Жорж, происходил из буржуазной семьи, жившей в Бордо. Вместо того чтобы пойти на госслужбу, в армию или стать судьей, Жорж выбрал бизнес-карьеру. Он оставил свой родной Либурн в восемнадцать лет и переехал в Харьков в России, где один из его дядей по материнской линии, как импортер французских вин, предложил взять его в качестве своего помощника. Жорж Мурон стал способным бизнесменом и возглавил фирму после смерти своего дяди. Он сделал это бизнес процветающим и смог поддержать свою семью в достатке.

Жена Жоржа, Элеонора Поке, выросла в буржуазных кругах царской России. Хотя ее мать была балтийского происхождения, ее отец был французом, который поселился в России. Элеонора родила пятерых детей. Адольф был самым младшим и получил русское прозвище «Дола». Как и его брат и сестры, у «Дола» было кочевое детство в разъездах между Парижем и Харьковом. Отец, глубоко привязанный к французской культуре, отправил учиться «Долу» в парижскую школу. В семейном особняке в Харькове Адольф проводил каникулы.

Эти обширные путешествия по Европе были прерваны Первой мировой войной. Вскоре после начала военных действий старший брат «Долы», Анри, погиб в бою. В 1915 г. семья Моуронов переехала в Париж и оставалась там, за исключением Жоржа, который продолжал посещать Россию в надежде продолжить свой бизнес. Но в 1917 году эта надежда не оправдалась в связи с революцией,навсегда разорвавшей связи с Россией. Ранние воспоминания Кассандра показывают, что всю свою жизнь он испытывал глубокую ностальгию по украинской деревне.

После перемирия 1918 года Дола, окончивший лицей Кондорсе с отличием в своем классе, решил стать художником. Он начал учиться в студии Люсьена Симона, затем поступил в La Grande Chaumi;re и Acad;mie Julian на Монпарнасе. Он нашел эти «бесплатные ателье» более близкими по духу, чем замкнутые академические студии в Ecole des Beaux-Arts, где «Дола» побывав на единственном сеансе в студии Фернана Кормона.

Разочаровавшись в классическом художественном образовании, он стал учиться у Люсьена Симона в Академии Жюлиана. Вскоре после этого он создал плакат «Au Bucheron», на что его подтолкнула материальная нужда.
Современник Максимилиан Вокс в своей монографии о Кассандре так охарактеризовал Кассандра в середине карьеры: «мыслитель и инженер, любитель природы и читатель книг; таким он был тогда, таким он есть сейчас. Пуританин среди нас, поклонник всего прекрасного». Это случайное сочетание качеств можно увидеть почти в каждом из великолепных плакатов Кассандра.

Переход от плаката «Bucheron» (1923) к следующему к плакату «Pi Volo» был квантовым скачком. В этом плакате сочетаются птицы, стекло, светлые и темные формы, а также надписи в стиле ар-деко. Работа демонстрирует, что Кассандр ассимилировал революционные идеи формы и взаимопроникновения форм, развитые в кубистических и абстрактных картинах Гри (Gris), Брака (Braque) и Пикассо. Вместе с тем дизайнер смело соединил кубизм с ренессансом.

Не прошло и года, как появился бессмертный плакат с грузовиком «L’lntransigeant». Броский образ головы, излучающей телефонные линии в композиции создавали нерушимый образ. А кто сегодня осмелится сократить название рекламируемого продукта, как это сделал Кассандр в 1924 году?

Каждый последующий год плакаты Кассандра демонстрируют рост инноваций, усиленный исполнением, захватывающим дух. Образы, представленные буквально и прямолинейно, приобрели новое измерение. На плакате о доставке был изображен поднимаемый груз. Железнодорожные плакаты передали сущность передвижения и прямолинейность путей. Магия этих плакатов заключалась в их грандиозных образах и необыкновенном чувстве драматизма Кассандра. На каждом плакате использовался специально разработанный шрифт, созданный как неотъемлемая часть плаката. Шрифт обеспечивал бонус визуальной привлекательности - лирический, игривый, геометрический или декоративный, но прежде всего, никогда не банальный.

Возможно, в «символике» Кассандра преобладало слияние пуританина и мыслителя, а в запоминающихся железнодорожных плакатах инженер усилил алхимию. Кто может забыть изысканную формулировку плаката «;toile Du Nord», на котором скорость северного экспресса оживлена острым взглядом на нетронутые следы, заканчивающиеся белой звездой? Это изображение заставляет нас прислушиваться к преследующим звукам свистка поезда.

Спустя пять лет творчество Кассандра приобрело новый поэтический оттенок. Он объединил фотографию и рисунок в классическом плакате клубного вагона для Французской железнодорожной системы. Он также заставил осознать, что инженера в нас всегда нужно сдерживать любовью к природе. Блез Сендрар (Blaise Cendrars), поэт и писатель того времени, когда технологии еще не стали тем людоедом, которого мы имеем сейчас, восхищенно писал: «Есть автомобили, тягачи, самолеты. Длинные гладкие поверхности, длинные поверхности из меди и никеля для амортизаторов, изгибы из алюминия, который является супругом скорости… Любовь Кассандра к природе можно увидеть в его сюрреалистических творениях для серии туристических плакатов. Плакат для Парижа, в частности, был очаровательным воспоминанием о «городе света».

Но кем был бы Кассандр - любитель природы, мыслитель, читатель книг - без галльского остроумия, восхитительной акробатики мыслительного процесса? Подобно «Маленькому бродяге» Чаплина, «Человек из Дубонне» с плаката дизайнера, при всей своей  стилистике урезанных форм, вошел в зал вечной фигурой современной плакатной иконографии. Непреходящая свежесть его работ стала очевидной, когда Пол Рэнд (Paul Rand), много лет спустя, в серии рекламных роликов, смог использовать «Boulevardier» Кассандра, оказав такое же неизгладимое воздействие на американское сознание.

В серии «Dubu-Dubon-Dubonnet» Кассандр была первым, кто ухватился за концепцию комикса, а именно, за последовательные изображения в плакате.

Если в творчестве Кассандра есть континуум, то он заключается во владении полным спектром визуальных стилей. В период с 1923 по 1939 Кассандр был мостом между современным изобразительным искусством и его применением. Живописный подход дизайнера  охватил все стили, но всегда различая, что мастер поглощает дух, а не тело. Фильтрующей силой был необычайный интеллект Кассандра, чрезмерная уместность и избирательность его личного видения. Просматривая его плакаты, мы видим и чувствуем ауру сюрреализма, конструктивизма, супрематизма, кубизма и романтизма - всю гамму художественного плюрализма. Но прежде всего мы видим Кассандра, его магнетическую ясность и безупречное владение элементом театральности. Непосредственная цель разума и руки Кассандра выражена в одном из его руководящих изречений: «Знай, что делать, и научись, как это делать». Он почти заставляет воспринимать это выражение легко Но Кассандр смотрел на себя и свое мастерство с прямотой и хирургической точностью в своем описании художника плакатов: «Работа над плакатами требует от художника полного самоотречения. В любом случае он не может выражать себя. Даже если бы он мог, он не имеет на это права. Живопись - это самодостаточное занятие. С плакатами все иначе. Средство, ярлык между торговлей и потенциальным покупателем. Этакий телеграф. Художник плакатов - оператор; он не отправляет сообщение, он просто передает его. Никто не спрашивает его мнения. Ожидается, что он только установит связь - ясную, мощную, точную».

Кассандр предположил, что безразличие к рекламному посланию было естественным состоянием обывателя. Он всегда настаивал на том, что его плакаты должны быть увидены людьми, которые не пытаются их увидеть. Кассандр утверждал, что для того, чтобы войти в частный мир общественного сознания, он пробился «не как джентльмен через парадную дверь с тростью, а как грабитель через окно с отмычкой».

В то же время, разрабатывая свои плакаты, Кассандр начал создавать несколько авангардных шрифтов. Эти шрифты, в значительной степени заимствованные из его творческих надписей на плакатах, получили готовую спонсорскую поддержку от основоположников прогрессивного шрифта Деберни и Пино, имена которых мы также знаем из Arts et M;tiers Graphiques. Первый шрифт Bifur был разработан в 1929 году и представлял собой мерцающее сочетание твердых форм и тонких параллельных линий, чье качество ар-деко во многом соответствует духу дизайна нашего времени. Следующий шрифт Acier  был разработан в 1930 году, а семь лет спустя появился его самый престижный шрифт - Peignot, посвященный Шарлю Пино, его другу, коллеге и покровителю. Бойкая асимметрия и неортодоксальные верхние части шрифта подчеркивали довоенную элегантность, которая могла быть только французской.

В 1936 году поступили заказа из США. Для Алексея Бродовича он создал потрясающую серию сюрреалистических обложек журнала Harper’s Bazaar; для N.W. Ayer  - незабываемый глаз на плакатах Ford, который навсегда заставит нас следить за двигателями V8 этой компании. Кассандр, если не разочаровался, то вряд ли был в восторге от дизайна плакатов, который практиковался в Соединенных Штатах. Дизайнер возвращается в Париж.

Примерно в это же время два предыдущих события начали оказывать большое влияние на его карьеру. Одним из них была трагическая смерть в 1934 году его друга и коллеги Мориса Мойрана, который вместе с Шарлем Лупо и Кассандром основал собственное рекламное агентство Alliance Graphique. О глубине этой утраты можно только догадываться по болезненной краткости заметок Кассандра: «1926 год - встретил Мойрана. 1934 год - смерть Мойрана ».

В 1934 году Кассандр также создал свой первый сценический дизайн, создав декорации и костюмы для оперы Жиро «Амфитрион 38». Это семя полностью расцвело вскоре после того, как он вернулся в свой любимый Париж. Затем густой туман войны начал окутывать Францию. Кассандру, гиганту современного дизайна плакатов, больше никогда не суждено было отдать предпочтение своего гении этому направлению творчества. После непродолжительной военной службы Кассандр посвятил себя новым завоеваниям в театре. Он спроектировал постановки для французского театра и даже спроектировал театр под открытым небом в Экс-ан-Провансе, а также всю постановку в нем. В этой среде Кассандр обратился к лирическому, богато узорчатому романтизму, прямо противоположному яркому цвету, яркой концепции и скудной точности его знаменитых плакатов. Постановка имела огромный успех.

Кассандр умер в Париже 17 июня 1968 года, во время великих французских студенческих беспорядков. К сожалению, «обыватель» Кассандра не заметил, что один из самых ярких огней Парижа погас.


Дискография (25 альбомов), в том числе:
1. Wolfgang Amadeus Mozart, Daniel Barenboim & English Chamber Orchestra – Concertos pour Piano et Orchestre N°21 en Ut Majeur, K.467 et N°27 en Si B;mol Majeur, K.595
2. The Dave Brubeck Quartet ;– The Crossing
3. Various – Aperitivo
4. Aram Khatchatourian, The Philharmonia Orchestra – Khatchatourian Dirige Lui-M;me Gayaneh Et Mascarade
5. Chopin, Albeniz – Les Sylphides / Ib;ria

Библиография:
1. Paintings & various by A.M.Cassandre//Публикация на сайте www.cassandre-france.com
2. Adolphe Jean Marie Cassandre Biography//Публикация на сайте www.thevintageposter.com
3. The Hot Bid Interviews Nicho on Cassandre’s «Best Way»//Интервью опубликовано на сайте www.swanngalleries.com. Автор текста - Sheila Gibson Stoodley
4. Cubism, A. M. Cassandre and Joseph Binder//Публикация на сайте www.dezignrogue.blogspot.com
5. A. M. Cassandre (1901-1968)//Публикация на сайте www.artyfactory.com
6. A. M. Cassandre//Публикация на сайте www.collection.cooperhewitt.org
7. A. M. Cassandre//Публикация на сайте www.adcglobal.org
8. Сайт www.cassandre-france.com


#AMCassandre #Cassandre #дизайн #плакат #театр #опера #Франция #шрифт #ардеко #супрематизм