Большак Игоря Ерёмина

Ольга Камоско
 
       В нашем городе юбилей. 85 лет назад, родился  известный  Амурский поэт, писатель и журналист Игорь Алексеевич Ерёмин!
      Символично и то, что именно в этом 1934 году, состоялось главное событие: I съезд Союза писателей Советского союза на котором создали Союз писателей СССР, а возглавил его Максим Горький!
    Чтобы понять душу поэта, говорят надо заглянуть в неё.  Пройти вместе с ним ту дорогу, по которой он шел.
Игорь Алексеевич Ерёмин в своём сборнике «Большак» приглашает нас пройти этот  путь.

Живёт дорога век от века,
И миновать её нельзя.
В судьбе любого человека
Она- то стёжка, то стезя.

     В этой поэме не просто образ дороги, а «Большак,  вместивший  судьбу народа» так написал  собственный корреспондент «Литературной России» по Дальнему Востоку Н.Кабушкин.
 Это дорога времени, путь преодоления трудностей, которым идёт наша Родина, наш народ. На этом большаке   многое сумел высветить автор. Точна его интонация, прекрасен   язык- истинно русский, народный. То простовато –простодушный, с хитринкой да с лукавинкой, то суровый и жесткий ,то мягкий и добрый ,как открытая для народа русская душа.

Но вот что важно: все дороги,
Как ни зовут их на веку,
Ведут в конечном-то итоге
К дороге главной-большаку….

Так тянутся помельче реки
К большой, какую не возьми,
Так эта тяга в человеке,
К единой общности с людьми.

Большак ! Он через всю Россию
Пролёг, как в небе Млечный путь.
Лишь космонавту и под силу
На эту даль его взглянуть.

    Перед читателем проходит судьба России, её народа. Особая ценность поэмы- в художественной достоверности эпохи, описываемых событий.
Не выходя из своей комнаты, волей воображения, мы путешествуем с автором по большаку. Невольно становимся свидетелями  искания, метания и даже бегством автора. От чего он бежит? От самого себя, своих внутренних страстей или от испытаний, выпавших на судьбу народа  и его долю?. Возможно.

      Вот что писал его друг Н.Фотьев: Ранние годы жизни Игоря Ерёмина, пришлись как раз на период становления личности.

      Игорь Ерёмин  принадлежит к поколению, которое по малолетству само в войне не участвовало, но было живым свидетелем военного и послевоенного времени.

     Через десятилетия, поэт неспешно ведет эту хронику военных лет, ведёт по дороге, то снежной, то заросшей полынью, то залитой дождём. Вьется дорога через года -деревенский просёлок, отмеченный вехами самой истории.
   Увиденное в детстве для Ерёмина стало мерилом жизненных, нравственных ценностей. Писал в своей статье  «Быть первооткрывателем» Р.Добровенский.
    Война и послевоенные годы сильно повлияли  на неокрепшую молодую душу. Война-трагедия. Война-событие всепотрясающее.

Война! Она как будто нервом
Болящим сделала Большак,
В тот час рассветный в сорок первом
Треся его и так и сяк.
И вся Россия содрогнулась,
Но не от страха -от того,
Что боль души её коснулась,
Что мир ей был нужней всего.

Но и страдая, не согнулась
А с тем бывалым вещь мешком
Под бабьи всхлипы потянулась
Уже великим большаком…
   
    Игорю  было 7 лет, когда началась война и 11 лет когда окончилась война.  Он запечатлел войну в своих поэмах и стихах со стороны «второго фронта»  тыла. Этот фронт четыре года держали на своих плечах женщины, старики и дети. Они выстояли, не сдались. Эти страшные годы войны, разрухи и особенно голода, который терзал всю его жизнь. Поэтому в его  произведениях о войне чувства переданы с такой искренностью, с такой правдою, что невольно мурашки по спине и слезы на глазах.

 Я жил на траурной земле
Как на большом погосте.
Кресты глаза кололи мне,
Как скрещенные кости.

Кресты на крыльях высоты,
И самолёты сами
Похожи были на кресты
На бреющим над нами.

Война срывала с отчих мест
Но где он- мира адрес?
На судьбах крест,
       на странах-крест,
Вся жизнь крест-накрест.

Кресты! Развалины окрест,
Окно в крестах бумажных
Несла Россия тяжкий крест
И в бой звала отважных.

     О детстве в своих стихах поэт представляет читателю целую палитру тонких чувств и переживаний, о чем бы он ни рассказывал нам: то ли о первом учителе, то ли о девочке, дарящей измученным бойцам букет сирени, или о женщине, ждущей от мужа письмо с фронта. Цепкая детская память  всё помнит и горесть, и радость победы.

Оттого, спустя десятилетия,
После бед, что выпали и мне,
Не могу не думать, не болеть я
За судьбу людскую на земле.

Оттого и память беспокою
И в тревоге, как в дороге весь.
Защитить бы каждою строкою
        Всё что в мире дружеского есть

   Он показывает голод и холод, разруху принесенной войной в деревню. Но вместе с тем непомерное мужество и сплочённость всем миром -перед лицом беды, и то как умело колхозная деревня  ценить выпадавшие  в ту пору людям крохи тепла и радости. Память все сохранила нетронутым: разговоры и события, картины, запахи.


 
Знает тот, кто голодал хоть малость,
Что за мука сутками не есть!...
Я с утра одною мысль маюсь:
Может, что то хоть к обеду есть?

День за днем скудеет наша пища.
Мать, бывало, встанет на заре
и, глядишь, муки чуток со днища
в обнищавшем наскребет ларе.

Пусть и с горьким привкусом полыни.
И с изрядной долей отрубей,
Пусть нельзя себе представить ныне
Хлеба и безвкусней, и грубей.

Но тогда!... С картошкою в мундире,
В нашем незатейливом меню
Не считаю  хлеб  тот худшим в мире,
Жалко лишь, что был он раз на дню.

А потом и этого не стало,
А потом и вовсе ничего…
Мать пальто отцовское достала,
Что б на рынке обменять его.

Повезло! И около недели
Мы еду какую то опять
Экономно, но, однако ж, ели,
Думая, «Еще бы что сменять?»

Но вздыхала мать, придя с базара:
Нет-де интереса к барахлу.
И топила печь скорей для жара,
Чем для варки к нашему столу.

Труден  был мне голод без  привычки.
До войны-то пышки на меду
Ел, а нынче мать:
- Испей водички! –
Предлагает чаще, чем еду.

 Земные корни Игоря Ерёмина  уходят вглубь тех времен, когда пылали родные хаты и рвались бомбы. Когда женщины «Матрены» соху таскали на себе, пахали землю, чтобы не дать погибнуть жизни.  С гордостью и тихой грустью пишет поэт о русских женщинах, которые вынесли военные испытания.

Особенно ярко эта тема раскрыта в стихотворении «Россиянки»:

Про них придумали «Мадонны»!
Но что, же общего в судьбе?
Ведь не мадонны, а «Матроны»
Соху таскали на себе.
Конечно, сходство у крестьянок
Есть с тем, кто глядел с холста
Своя с рожденья красота.
Взаймы бессмертья не просили
За славой зряшной не гнались.
Как было исконно в России
По – русски бабами звались.

И пусть придумали красиво:
«Мадонны!» - думаю своё
Есть Родина у них - Россия
У них и имя от неё.

     И честь автору, он о том времени сказал подлинной поэзией, пониманием исторического момента с глубоким сочувствием к соотечественникам, с подлинным уважением к их непомерному труду, лишениям, подвигам, доброте. Когда человек несмотря ни на что остался добрым, человечным.

    В 1975 году его поэма «Солдатка» была удостоена премии журнала «Современник».
    Многие белогорчане в 2017 году с удовольствием посмотрели великолепную постановку этого произведения, артистами Народного театра им.А.Уласовец.   

    А в этом году в городском парке участники Студии художественного чтения «Властелин слова» прочитали поэму совместно с посетителями парка. Это было незабываемо.

..Не успела в таз до донышка
Окунуть она лицо,
А в дверях- Пляши , Алёнушка!-
Прямо с почты письмецо.

И, как будто в поле адская
Не пекла её жара,
И опять жена солдатская, как при муже, ожила.

Где и усталь! Вышла павою
И. как в свадебном дыму,
Не идёт-плывёт! А правою
Всё рукой к нему -к письму.

Что ж вы, бабы, у завалинки
Встали, глядя, как на свой,
На конвертик этот маленький
С меткой почты полевой?

 Это ж ей - как с мужем свидеться.
Раз уж с ним -в связи с войной-
Встреч пока что не предвидится,
Дайте ж ей побыть одной.

И она сынишку на руки-
Из сеней в закрут, кругом,
Огородом, мимо яруги,
Ближе к рощице -бегом!

Вот присела возле пёнушка
И к письму. А с первых строк:
«Красно солнышко Алёнушка,
Ясный месяц мой сынок!

Как живёте ,как здоровьице?..»
Не слова, а пенье струн.
И Алёна остановиться,
И вздохнёт: -А был молчун…

     Работе над «Солдаткой» предшествовали многочисленные стихи о войне. В них говорилось о подвиге советских людей, победивших фашизм, сумевших преодолеть неимоверные трудности на фронте и в тылу. Сюжет поэмы прост, но эта простота, самой высокой пробы, за которой стоит сложный характер судеб, жизненных ситуаций, за которой- мастерство. Так охарактеризовал это произведение журналист С.Демидов.
    Получив письмо Алёна решает поделиться радостью с другими. В притихшей горнице вновь звучат строки из письма Степана, читаемые вслух, поднимается тост за победу и звучат песни.

Нет, уж коли в горе женщина
Может петь, душой сильна
Перед ней- твоя военщина
Вся проиграна война!
……
     Вот что пишет в своей статье «Жизни основа» В.Лещенко. «Главенствующее положение, в творчестве Игоря Ерёмина занимают женские образы. Жена, мать.. Верная и верящая..
Вобравшая в себя веками душевные черты русского народа, вобравшая, чтобы передать их детям, внукам нашим..
Мужественная и великодушная, женственная и целомудренная -такой предстает героиня Игоря Ерёмина:
……
Она любовь не то, что прячет,
А просто очень бережёт.
…….
    А эта любовь, святая в своей человеческой естественности, хранящая в смертном бою и вдохновляющая на добрые дела,- любовь эта есть то главное  начало, которое делает нас, русских, беспощадными и незлобливыми, умеющими прощать и не прощать, которая делает нас сильными, непобедимыми.
И вот долгожданная Победа!
(читает А.Горохов)
     Встреча   Игоря и  отца пришедшего с войны оказалась не такой радужной, как ему виделось в детских грёзах..

Я ждал: отец придёт героем,
Сияньем радуя наград,
И тем торжественным настроем,
С каким хоть тут же на парад.

Так детство тешится придумкой,
А явь — как на голову снег —
Вошёл в калитку с тощей сумкой
Полузнакомый человек.
Его таким ни в коем разе
Не ждал я после проводин,
Была рука на перевязи,
И орденок всего один.

И блеск в глазах его печальных
Лишь оттенял следы мытарств,
И густ был запах госпитальных,
В одежду въевшихся, лекарств.

И что в тот миг: любовь, иль жалость
Иль оба эти чувства враз —
Я ощутил?.. Но как-то сжалась
Душа, что слёзы вон из глаз!

-Ну-ну, сынок  — и сам готовый
Вот-вот слезу пролить отец
Привлёк к себе рукой здоровой:
- Не плачь, — сказал. — Войне конец!
…..в этих строчках -не только детство поэта ,его личные воспоминания, в них нетрудно разглядеть и символическую картину возмужания всей нашей Родины, так написал  З.Вейцман в своем очерке о И.Ерёмине «Беспокойство».
    Главная заслуга Игоря Ерёмина в том, что он, по существу замыкая собой социалистическую эпоху страны, своими строками от имени всего  своего талантливого народа, отразил облик многострадальной Родины, землю отеческую, человека с его искренним патриотизмом, простого и мудрого, работающего и неспокойного. Героического труженика и солдата преданного, женщины русской, природы неприхотливой, но горячо любимой нами.      
    Большое место в творчестве поэта занимает тема труда. И здесь мы чувствуем, каким романтическим настроем пронизаны рассказ о нелёгкой работе пастуха (Пастух),яркий узорчатый рисунок рук (Ладони),мелькающие кадры  трудового дня вечного труженика  земли-человека. (Человек)

Уважайте человека!
Будь велик он или мал,
Человек любого века,
Он еще не отдыхал.

Вот что писал в 1988году, редактор журнала «Наш современник» Сергей Викулов. «Стихи Игоря Ерёмина, проникнутые духом народности, патриотизма, национального своеобразия. Исполненные в традициях русской классической поэзии, должны стать достоянием не только взрослых, но и школьников. Юным они особо хорошо послужат, когда речь пойдёт о первой  любви  и преданности к матери- Родине, о беспримерном подвиге народа в Великой отечественной войне».