О спектакле Левушка

Евгений Бондарчик
Второй раз, твердо желая и намереваясь попасть в Русский театр, я в конечном итоге оказываюсь в одесском ТЮЗе.
Второй раз я об этом не жалею и убеждаюсь, что Одесса - город с глубокими, подчас способными поразить театральными традициями, которыми дышат творчество и работа актеров разных поколений.
Зимой мне довелось посетить нашумевшую в Одессе постановку пьесы А.Володарского "Будьте счастливы". С одной стороны - великолепный, блещущий еврейским юмором и фольклором шарж на тему одесских сюжетов времён Ильфа и Петрова, Бабеля и прочих, сочетающий глубину и напряженность, подчас отдающий нотками трагизма накал действия с аутентичностью проживания эпохи, увлекательностью, достоверностью характеров и т.д. С другой - несомненно отдающая стереотипностью, шаблонностью и банальностью разработка еврейской темы. Постановка, о которой в восторженных тонах писали газеты и говорила публика, при всей традиционности ее средств и быть может излишней перегруженности синглами на идиш и массовыми вокально-хореографическими номерами, несомненно была в плане сценографии, художественного решения, проведения основных мыслей драматурга яркой, а  игра актеров, проживание ими судеб и ситуаций их персонажей - убедительными и подчас просто великолепными, причем касалось это в равной мере исполнителей старых и молодых. И даже отвращение, которое неумолимо, увы, при чуть более трезвом и вдумчивом взгляде вызывала разработка драматургом еврейской темы, проблемы идентичности, драмы корней и возвращения к ним, общего удовлетворения от постановки пьесы снизить не могло. При этом, пьеса и постановка, трактовка актерами и режиссером ролей, дышали могучими настроениями терпимости и сосуществования, словно бы простым и внятным лейт-мотивом обще человеческого сочувствия и снисходительности к недостаткам друг друга. И нельзя не признать актуальности этого в стране, в которой патриотизм и национальное самоощущение, в последние годы, но словно продолжая давние культурные и ментальные традиции, пронизаны чуть ли не звериным, потерявшим всякий контроль антисемитизмом. И нельзя не признать морального мужества актеров, призвавших их работой к терпимости и человечности. И сделавших это с силой воздействия небывалой, под звуки "Тум-балалайки", "Бамир вис ту Шейн", и "Айидише мама", доведя искусностью и правдой игры зрительный зал, который состоял на две трети из школьников, до могучих и искренних волн сопереживания, местами переходивших в восторг и экстаз.
Я, кажется, был единственным человеком в старом зрительном зале некогда Еврейского Театра Одессы, который смотрел действие и ощущал его, проступающие из него мысли по Воландовски, скептично и с горечью.
Я имею на это неоспоримые причины.
Однако, не в этом дело.
Сегодня, в театральном дворике, коллектив ТЮЗа давал инсценировку повести А.Крыма "Левушка".
Уютный дворик стал под последнее тепло бабьего лета и щебет воробьев великолепной живой декорацией для действия, разворачивающегося именно посреди старого одесского дворика после войны, где еврейская и гойская бабушки, не уставая поливать отборными ругательствами безответственных и ничего, кроме кино не желающих знать молодых родителей, ласками борются за душу и любовь пятилетнего внука, по словам автора - неизменно лоснящегося от варенья и поцелуев. Обе ссорятся между собой, таскают его тайком в церковь и синагогу, подкупая подаренными деньгами и разжигая его мечты и смекалку, а на фоне этого разворачиваются сочные, достоверные подробности обывательской жизни Одессы первых послевоенных лет.
В первую очередь, заслуживает внимание сама повесть. Сюжет ее и фабула действия просты. Однако, душа ребенка и суть его отношений с соревнующимися в любви к нему бабушками, схвачены и переданы с удивительной правдой и подчас глубокой и сентиментальной трогательностью. Стиль текста повести воочию доказывает, что классики современной русской литературы, модные и диссидентствующие законодатели вкусов, властители умов и настроений, давно забыли, что такое красиво и достоверно, проживая сюжет и души персонажей писать. Писать вправду выразительно, осмысленно и вдохновенно используя язык для погружения в созданную воображением художественную реальность персонажей, их отношений и чувств, событий и действий сюжета и т.д.
Постановка одновременно традиционна и оригинальна. Живое и реалистичное действие сочетается с чтением авторского текста из нескольких точек, которое периодически, от имени их персонажей, подавая и проживая происходящее с теми, совершают и сами актеры. Простота постановки на поверку оказывается ее исключительной продуманностью, выверенностью средств и сценического языка, которая отсекает не нужное, а оставляет лишь внятно создающее образ событий и с наибольшей силой воздействующее на зрителя. Душа пятилетнего мальчика, в которой смешались детская хитрость, смекалка, трепетная любовь к двум пожилым, терпеть друг друга не могущим женщинам, живёт и раскрывает себя на фоне бытовых зарисовок, забавных и характерных сцен из Одесской жизни, преисполняется то страхом перед возвышенным полумраком церкви, куда его, тайком от еврейской бабушки, таскает бабушка-гойка, то любовью к старику раввину, который через пятнадцать лет отошьет его со словами «ты не еврей», то мечтой скопить на любви и конкуренции бабушек на мотоцикл. Идут годы, мальчик превращается в юношу и солдата, теряет обеих, до трепета любивших его старушек, которые под конец жизни именно из-за преданной любви к нему, научились друг друга уважать и ценить. Сила проникновенности актерской игры и сценической жизни становится пристальным вниманием и глубоким погружением зрительского зала на сто человек, а у некоторых зрителей - слезами. Это наверное должно сказать об уровне постановки все.
Еврейскую тему автор подаёт в общем без излишних экивоков. Сочные проклятия и "что ждать от этих гоев" звучат из уст Розы Соломоновы гораздо чаще, чем "они Иисуса Христа продали" от бабушки-украинки, которая часто в скандалах похожа на саму почтенную пожилую еврейку, а спустя полтора десятка лет, с глубокой скорбью поминает ее огнем свечи и тёплыми словами. Прежде чем умирает сама. И вместе с тем, тема подаётся писателем с известной долей «слюнтявости», которая иному покажется опять-таки терпимостью и художественной правдой.
Я остался Воландом и здесь, увы. В некоторые моменты испытывая порывы неотвратимого гнева.
Я прощаю себе.
Я слишком хорошо знаю, сколько отвратительной подлости прячется за ореолом "жертвенной и благочестивой веры", рьяной верности идентичности и корням и т.д.
Я слишком хорошо знаю, какие отвратительные, ничего кроме искреннего гнева не способные и не должные вызывать реалии, это созидает.
Я просто честен. С собой. И вообще.
Однако, и тут это не важно.
Игра актеров великолепна, постановка будоражит восприятие, а реакция зрительного зала, при всем очевидном снобизме хорошо знающей друг друга годами, постсоветской бомондной тусовки, одинаковой от Одессы до Иерусалима и Челябинска - уважение.
Езжайте в Одессу ребята. Если есть время.
И сходите в ТЮЗ.
Обязательно.