Дом госпожи Ли

Юрий Горн
Шутка в пяти действиях

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Миссис Ли - хозяйка дома.
Сержант Бен - полицейский.
Бизнесмен Нил и его сын Тор.
Грей,Ник и Элиза - студенты,снимающие комнаты в доме Ли.

                Действие первое

Раннее утро.Элиза, Грей и Ник спускаются в гостиную к утреннему кофе,где их поджидает хозяйка дома.

Грей. Доброе утро,миссис Ли!
Ник. Какой божественный запах!
Элиза. Как ваше драгоценное здоровье?
Ли. Дорогие мои,прошу не сбегать по лестнице наперегонки - этим вы портите очарование утра,которым я дорожу.Грей,хочу сказать и вам пару слов:ваша виолончель,став достопримечательностью нашего дома,беспокоит кошку очень важного господина.
Грей. Обещаю часть раздумий посвятить этому грустному факту.
Ли. Надеюсь,и чистоте комнаты.
Элиза. А я считаю,что вредных животных надо помещать в клетку.Разве я не права,Ник?
Ник. Ради спокойствия дня, которому посвящена моя бодрость, я лучше промолчу.
Элиза. Тогда ты не достоин сидеть рядом со мной,отодвинься!
Ли. Хочу всем присутствующим напомнить,что утренние часы у занятых людей принадлежат делам.
Грей. Ли,мы не можем уйти из дома без ваших напутственных слов.
Ли. Где мне их взять,когда вас столько?Но Нику я бы посоветовала обратить внимание на подошвы своих ботинок.
Ник. Разве они идут не в ногу со временем?
Ли. Вовсе нет:скорее они дышат осенней сыростью себе во вред.
Ник. Тогда придется отразиться в витрине обувного магазина.
Элиза. Ник,возьми меня с собой.
Ник. Ни за что!
(слышен звонок в дверь)
Ли. Кажется,меня навестил мой старый приятель,а с вами со всеми я прощаюсь до вечера.
Грей. До свидание!
Ник. Увидимся вечером.
Элиза. Спасибо за кофе, и всего хорошего.

                Действие второе

Вечер.За столом пьют чай Ник и Элиза.Миссис Ли занята делами по дому.На втором этаже слышны звуки виолончели.

Элиза. (забирает у Ника банку с вареньем)Хватит с тебя,обжора.Кажется,все уже и сьел!
Ник. Эл,из уважения к блеску моих новых ботинок, не отнимай мое счастье.
Элиза. Тогда скажи - Кори Стейн хороший писатель?
Ник. Нет.
Элиза. Его,между прочим,обожают миллионы.
Ник. Давно в тебе заговорило большинство?
Элиза. Недавно.А Боб Чейн тебе тоже не нравится?
Ник. Боюсь этой ночью мне будут сниться только литературные знаменитости.
Элиза. Передай им от меня привет. А за любимого Стейна ответишь перед Страшным Судом.
Ник. Все что угодно,только верни мои сладости.
Элиза. Да ну тебя, Ник,с тобой невозможно говорить серьезно.Возьми свое варенье.
Ник. Все-таки ты создана для добра.

По лестнице спускается Грей.

Грей. О чем у вас разговор?
Элиза. Грей,хорошо,что ты спустился.Ник Сошел с ума:он ругает знаменитых писателей и меня заодно.
Ник. Неправда:все знают как нежно я люблю Эл.
Элиза. Ты любишь лишь вкусно поесть,обжора.
Ник. Клянусь косточкой вишневого варенья - это клевета.К тому же в смертных грехах обжорство не значится.
Элиза. Грей,этот сладкоежка только что ругал гениального Стейна!
Грей. Это писатель?
Элиза. Нет,ветеринар!
Ник. Эл,ну что ты так горячишься?Я не против того,чтобы писатель Стейн был в орбите славы и всеобщего внимания.Может и я когда-нибудь его полюблю и даже выпью за его здоровье за счет заведения.
Элиза. С ног до головы - циник!
Грей. Зачем вы ссоритесь в такой прекрасный вечер?

Раздается звук разбитого стекла на втором этаже.В комнату спускается испуганная хозяйка дома.

                Действие третье

 Бен. Модам,к потерпевшим мы летим налегке,чтобы уйти от них отяжеленными фактами.Вы утверждаете,что в момент вандализма в доме находились четверо жильцов.
Ли. Да,так оно и было.
Бен. Вы находились на втором этаже,ввиду сердечной привязанности к домашним хлопотам,в то время как остальные сидели в комнате за обеденным столом.
Ли. Все как вы говорите,за исключением "сердечной привязанности".
Бен. Вспомните,может у вас есть внешние враги?
Ли. Только шум улицы.
Бен. Миссис Ли,внимание полицейского питает облачность улик;на этом горизонте вам есть что сказать?
Ли. К сожалению нет.
Бен. Тогда послушаем других свидетелей.Мистер Ник, разглядели ли вы в окне что-нибудь,что могло ранить вашу впечатлительность?
Ник. Лишь убегающую тень.
Бен. А не было ли у этой тени сообщника?
Ник. Разве только потухший фонарь.
Бен. Такие воспоминания не доживут и до зари:в них лишь туман и незначительный фактор.Склоняюсь к мысли,что в доме хотели что-нибудь украсть.
Ник. Например,мои новые ботинки.
Элиза. (задумчиво)Или молодые сердца,бьющиеся в унисон.
Грей. Могли позариться и на виолончель,покрытую лаком и несмываемой славой.
Бен. Виолончель, покрытая...ну,это можно и не записывать.И это все?
Ник. Еще хотели украсть терпение,необходимое для общения с умным полицейским.
Бен. А вот за это спасибо!Сразу видно человека веселого нрава.Миссис Ли,уверен,что молодые люди не дают вам скучать.Но давайте вернемся к сдержанному тону расследования:раз из перечисленных ценностей ничего не украли,то и мое сочувствие может оказаться вялым.Дело это загадочное,а с учетов времени суток еще и темное.Ведь полиция чаще имеет дело с разбитыми сердцами,а не окнами.Как бы там ни было,задумчивость в этом деле я гарантирую.
Ли. И на том спасибо.
Ник. А к моим ботинкам вы не приставите часового?
Бен. Вы,я вижу,большой шутник.
Ник. Ничего другого не остается.
Бен. Честное слово - по нраву мне этот парень!Хорошо,что камень попал не в вас.
Грей. И в виолончель.
Ли. В которую,очевидно,метили.
Бен. Вы не правы,миссис Ли:метили задеть самолюбие ответственного полицейского.
Но вы не успеете передать утреннему солнцу привет,как нарушитель пожалеет о содеянном.А если мои обещания навеют на вас грусть, то мистер Ник вас
развеселит.(уходит)
Ник. (вслед полицейскому)Постараюсь оправдать ваши ожидания.

                Действие четвертое

Поздний вечер.За столом сидят миссис Ли,Ник и Элиза.В дверях появляется сержант Бен вместе с юношей.

Ли. Сержант Бен?Какой сюрприз! У нас новый гость?
Бен. Это Тор;мой новый приятель и друг ночных призраков.
Ли. Очень приятно.
Ник. Здравствуйте,господин полицейский!Кто сегодня будет арестован?Подозрительная луна? Легкомысленный вечер?
Бен. Ни то,ни другое.
Грей. (спускается по лестнице) Музыкальный привет правосудию!
Элиза. С воздушным поцелуем впридачу.
Бен. Миссис Ли,я приветствую всех членов вашей дружной семьи и прошу меня извинить за столь поздний визит.Но так как я все еще опечален событиями прошлой ночи,то хочу сообщить вам новость: в деле вандализма найден первый подозреваемый!Видимо,моя неподкупность имеет притягательную силу:нарушители закона сами стремятся мне навстречу,как,например,этот подозрительный юноша.
ЛИ. Сержант,у вас есть доказательства его вины?
Бен. Я ждал этого вопроса.Для кого-то есть время бросать камни,дорогая Ли,а кто-то должен их аккуратно собрать - вот почему я решил направится вечером к вашему дому,побуждаемый интуицией, которая меня не подвела.Теперь только факты:минуту назад я обнаружил этого мальчишку напротив того самого окна,осчастливленного метким попаданием камня.И если не ночная мгла,то этот парень, нам все сейчас расскажет.
Ник. (шепчет) Эл, писатель Стейн пишет и говорит так же красиво?
Элиза. Помолчи,а то пропустим самое интересное.
Бен. Теперь расскажи нам,любезный Тор,в каких краях ты повстречался с мечтой бить стекла у знатных людей? И за что тебя так полюбили глухая ночь и подозрительная скрытность?
Тор. Около этого дома я слушал музыку.
Бен. Разбитые окна для кого-то тоже музыка.
Тор. Никаких окон я не бил.
Бен. Вы слышали? Этот парень,видимо, берет совесть на прокат.Но чтобы не осталось ни у кого сомнения,скажу я вот что:даже,если в свидетелях у меня останутся лишь голые стены,все равно я найду того,кто...

Раздается звонок в дверь, после чего в комнату входит незнакомый мужчина.Все внимание присутствующих обращено к нему.

Нил. Мое имя Нил. Я отец Тора.Догадываюсь почему  мой сын здесь в присутствии полицейского.Но это не он,а я разбил окно в этом доме.

                Действие пятое

Бен. Миссис Ли,кому гарантирован покой в этом доме?И как вам такое:у крохотного дельца уже двое подозреваемых!А главное - почему в этих стенах не обманывает ожидания лишь камень,летящий в окно?
Нил. Повторяю:это дело моих рук.
Ли. Тогда обьясните - зачем вы это сделали?
Нил. Я сделал это потому,что звучащая в этом доме музыка,украла у меня сына!Теперь она навечно в его голове, а до остального ему и дела нет.Почему я не избавился раньше от старого рояля?
Ли. Мистер Нил,что плохого в том,что юноша влюблен в музыку?
Нил. Что плохого? У меня есть бизнес,который должен будет перенять мой наследник.Так всегда было в нашем роду и Тор не должен быть исключеним.Но раз в его голове только музыка,то не будет мира в нашей семье!
Грей. Разрешите мне сказать! Я уверен,что искусство может и должно мирить страсти, бушующие в этом мире.А раз так, пусть музыка,звучащая в этом доме,будет пропуском в мир согласия. Здесь ее не раз слушали многие уважаемые люди; теперь  с ней может познакомится и мистер Нил - наверняка она утешит его и примирит с жизнью,которая не всегда зависит от наших желаний.Тор,ты сможешь аккомпанировать мне,читая ноты с листа?
Тор. Да,конечно.
Грей. Тогда рояль и виолончель ждут нас.
Нил. Сержант,вмешайтесь хотя бы вы!
Бен. Простите,музыка мне не подвластна.

Звучит соната Генделя.Как только она смолкает,все дружно хлопают и поздравляют музыкантов.

Грей. Поздравляю тебя,Тор!Ты прекрасно справился с заданием.
Тор. Спасибо,мистер Грей.
Ник. (Элизе)Оказывается, среди гениев почетно быть и простым человеком.
Элиза. Согласна.Мистер Нил,у вас талантливый сын!
Ли. Поздравляю вас и я,дорогой Нил.Пожалуйста,будьте терпеливы к сыну,он того заслуживает.
Нил. Миссис Ли,обещаю больше не разбрасывать камни около вашего дома.Но здесь размягчили мое сердце не честно,и в моей душе все еще бушует пламя.
Ли. Пусть оно послужит вашему сыну и его таланту.
Нил. Вы так думаете?
Ли. Уверена в этом.
Бен. Тогда вот что: раз все так счастливо разрешилось,будем считать,что инцидент исчерпан,а разбитые сердца вновь обретут желанный покой.И на улице Роз снова будет мир и любовь.

Все радостно поздравляют друг-друга. Слышен смех и восклицания.

В общем шуме:

Элиза. Ник,ты еще не изменил свое мнение о писателе Стейне?
Ник. Люблю его как никогда! А что ты скажешь теперь обо мне?
Элиза. Что ты трижды обжора и четырежды лгунишка.
Ник. Как мне спасти тебя от Ада?


Австралия. 2021.