Записки дачницы. Итоги сезона

Лариса Малмыгина
-2021 год –

Лето – для огородника пора беспокойная, особенно такое лето, когда за четыре месяца и дождичка-то нормального не пролилось: плоды и ягоды варятся на солнце, зелёные растения сгорают, и все болеют от резкого перепада температур  - дневной и ночной.

Но если отбросить это самое огородничество (а зачем оно, если в магазинах всего полно), наконец-то мы отогрелись после многолетних холодных летних сезонов, вволю накупались в водоёмах, некоторые по старинке позагорали, хотя загар выходит из моды, и, слава Богу.

Моя красавица внучка шестнадцати лет бережёт свою кожу от прямых солнечных лучей, вот ведь умница, не то, что мы в молодости – старались быть похожими на мулаток. Помню, лежим на пляже у моря, а мимо идут негры и угорают над нами, пальцами в нас тычут.

Ну, ладно философствовать. Как и обещала, подвожу итог дачной жизни двадцать первого года. В течении всего сезона по утрам солнце вылезало на небо с единственной мыслью, которую я буквально слышала «Ах, как я сегодня славно вас пожгу!»  и добросовестно исполняло свою миссию.  По ночам оно пряталось за горизонтом, и северные холода брали инициативу в свои руки.

Результат, мои томаты заболели мозаикой. Сколько я их выхаживала, уже писала, болезнь отошла, но последствия её остались – треть плодов так и предстали нашему взору в декольте, то есть с белыми плечиками. И ведь, главное, низ у них мягкий-мягкий, а верх жёсткий-жёсткий. Выбрасывать плоды своих трудов не люблю, пустили модниц на томатный сок и наделали его года на три, наверное. Отрезали верха, выбрасывали, а остальное пошло в дело.    

Доходило до абсурда: заходишь в теплицы, трогаешь помидоры, а они горячие, некоторые полную тепловую обработку прошли, много таких выбросили – пришлось отдельную яму для них копать, так как в компост эту культуру закладывать нельзя – можно фитофторой удобрение заразить.

Морковка не проклёвывалась долго, первые всходы появились в середине июня и то после третьей или четвёртой попытки. Свёкла оказалась более покладистой. Картофель нещадно горел, как мы его не поливали, потом рукой махнули.  На днях выкапывать будем, рано, конечно, но ботва уже жёлтая месяц лежит.

Перцы не подвели, а огурцы удивили, подцепили паутинного клеща, иммунитет подкачал. Но самое неприятное случилось с зеленью, все её виды, кроме петрушки и салата, засохли едва показавшись на свет.

Теперь о ягодах. Крыжовник пришлось затенять, иначе сварился бы. Смородина трёх видов, малина, клубника, облепиха, ирга не подкачали, урожай был отменным. Зато не уродились вишня и слива, мало винограда. Яблок тоже немного и они мелкие, так что и смотреть на них не хочется.

Ирга особенно впечатлила – как никогда крупная и сладкая. Ели мы её потихоньку.  Думала, освобожусь и соберу на зиму. Но…. как-то утром пришла к ней с ведром, а её нет. Ни одной ягодки – дрозды постарались.

Ах, уж эти дрозды, и подсолнухи объесть пытались, пришлось головки укрывным материалом закутывать.

А помидоры все не закутаешь, повадились их сороки клевать. Выбирают самые спелые и пьют томатный сок вволю. Эдакое неприличное поведение  белобок вижу впервые.

Зато, о счастье, почти всё лето, исключая сезон одуванчиков, не было сорняков. Минус - газонная травка сгорела и неприлично оголила любимое место нашего отдыха.
Всё. Отчиталась.  Теперь можно и вспомнить некоторые забавные случаи.

Моя дружба с жалящими созданиями известна многим и я уже о ней писала. Собираешь малину, а они летают и на пальцы садятся. Ни разу не укусили. Купаться в бассейне любят, но только тогда, когда я там нахожусь. Плюхнутся в воду, выловлю совком, пожужжат благодарственно, сделают в воздухе круг и вновь ныряют. Так и стою наготове. А однажды не рассчитали они, после поездки в город прихожу вечером к бассейну и вижу пять (!!!) полосатых трупиков. Чуть не расплакалась, вспомнила, как вчера именно пять ос в воде от души бултыхались.

И ведь умницы какие!      

Тли в этом году не было, но находчивые муравьи нашли выход – поселили их в парнике из укрывного материала, который, кстати, защитил наши растения от солнца. Открывали его нечасто, а в конце лета и я подошла к перцам. Лучше бы не подходила, все его листья были усыпаны этими омерзительными насекомыми, которых доили торжествующие муравьиные скотоводы.

Укрывной материал убрали и тут прилетели мои любимые помощницы – осы. Два дня они трудились, поедая тлю и ведь победили её!

Кот наш этим летом вёл преимущественно ночной образ жизни, днём бессильно лежал где –нибудь в прохладе, а ночами выгуливался на участке и тащил под определённый куст пиона очередную мышь. Если бы его отпустили в вольные бега, все мыши СНТ были бы у наших ног.  Бррр….

И последнее, что хочу написать. Конечно же, о своём любимом питомце. Накануне моего дня рождения он удрал. Ночь была холодной, под утро пошёл дождь. 
У нас нет щели под забором и убегает он исключительно забравшись на яблоню и прыгая с неё на соседний участок.

Забегая вперёд скажу, собрав яблоки, мы срезали провинившуюся ветку. Всю ночь поочерёдно выходили на дорогу и звали беглеца, слышали кошачьи вопли где-то вдали, но возвращались ни с чем. 

А утром Фил, промокший и продрогший, предстал пред наши возмущённые взоры.  Такой реакции я от него не ожидала. Он не бросился в дом, а пристально глядя в мои глаза, стал громко мяукать. Мяукал так около часу, хотя весь дрожал, но в руки не давался.

О чём он говорил, я так и не поняла, возможно, рассказывал о своих похождениях и просил прощения, возможно, возмущался, что не открыли для него лаз во двор.
Когда пыл иссяк (или шок?), дался мужу в руки, и мы его благополучно помыли горячей водичкой, высушили феном и накормили.

Отсыпался Фил сутки, а вчера направился на веранду, чтобы погулять.
- Не убегай, - попросила я мурлыку, открывая дверь. 
Кот поднял голову, пристально посмотрел в мои глаза, развернулся, забрался в кресло и послушно улёгся.

Наверное, теперь всё. Кошки понимают больше, чем мы думаем.

На фото я и мои подсолнухи выше человеческого роста. Для сравнения: мой рост 163 см.