Дом у железной дороги

Лариса Тунеголовец
Наш дом стоял так близко к железной дороге, что когда проходили
товарно- грузовые поезда, земля дрожала, дышала и вибрировала как после
извержения вулкана или землетрясения. Почему так говорю? Потому, что
после университета жила и работала на Камчатке, в Елизово. Множество раз
ощущала землетрясения. Утробный гул земли, уходящий из-под ног пол,
звенящая на столе и в шкафах посуда, качающаяся под потолком, как маятник
люстра, шуршащие на стенах картины. Первые ощущения страшные и жуткие,
но ко всему быстро привыкаешь. Так вот, когда мимо на большой скорости
проносится состав состоящий из 70-80 вагонов гружёных углём, лесом,
цистерны с топливом, ощущение конечно другие, но тоже завораживает.
Стучат под тяжестью костыли, удерживающие шпалы. Вверх, вниз! Гремят,
постукивая на стыках по рельсам, колёсные пары, издаёт на поворотах
своеобразные звуки автосцепка. Это просто песня для опытного и знающего
путейца, слесаря- осмотрщика. Казалось бы, как можно жить и главное,
засыпать в таком круглосуточном грохоте вагонов, ночных разговорах
дежурных, дорожных рабочих, путейцах. А разговоры, сами понимаете,
были временами резкие, лексика ненормативная. Срывались, когда что-то
шло не так. Папа говорил, что после таких ночей, были разборы и отличившихся
лишали премии.
             А мы жили! Будучи ребёнком, я после беготни на улице засыпала вмиг,
только коснувшись подушки. Лязг колёс, разговоры путейцев были для меня
словно колыбельная!
              Близость железной дороги в какие-то моменты была мне во благо.
Загулявшись, я совсем не следила за временем. От мамы на весь день были
задания: наносить воды, принести дров, угля. Свинье надёргать подорожника.
Такая у нас была чушечка – подорожник обожала. Рабочий день у родителей
был до пяти вечера, плюс дорога до дома минут 15-20 , значит будут в 17-20.
Зная, что пассажирский приходит в 17 часов и когда по громкой связи по всему
посёлку раздавалось: «Скорый поезд № 1 вышел с соседней станции!», а до
нашей ему идти 15 минут, я быстро прыгала на велосипед и начинала крутиться,
изображая помощницу и домовитую девочку!
            А ещё в те времена ходили паровозы. Пассажирские стояли по 20-25
минут. Паровозы заправлялись углём, водой. Мы же- детвора, со всех ног
неслись к открытым дверям вагона – ресторана и покупали всякие вкусности.
Сыр янтарь (Надо отметить, что сейчас этот сыр совсем не такой вкусный),
зефир, пастилу, монпасъе в красивых железных коробочках. Когда конфеты
съедались, коробочку наполняли песком и играли в классики!
Деньги на сладости не всегда просила у родителей. Тут моим союзником
была любимая бабуля. Мы собирали с ней помидоры, аккуратно упаковывали
их в ведёрко и шли на «перронку»- это такой импровизированный
базар. Если удачно продавали, бабушка, не жалея, отстёгивала внучке денюжку
на диковиные сладости.
             Вот такое преимущество близости к железной дороге, а сейчас ,
ностальгические воспоминания о беззаботном, послевоенном детстве.



15.09.21г. Владивосток