Былинные земли. Чаша Грааля в долине Vla A. Ч. 142

Василий Азоронок
(Продолжение)

                "Кто от родной земли отказался, тот и от Бога своего отказался"
                (Федор Достоевский)


ЗАРЕЧНЫЙ ПЛАЦДАРМ

Гайновский староста, отец королевского шамбеляна, Михал Володкович рассчитал верно. Деньги сотворили дань потомкам. Выкупив куст собственности в значимом районе междуречья, он обогатил наследников. К Иванску, бывшему церковному подворью, на левом берегу сплавной реки добавились весомые правосторонние селения – Смольянцы и Чашники, и весь экономически важный регион оказался в руках пана.

Род Володковичей распоряжался частью приуллья более чем сто лет. Это большой срок, но вдвое меньший, чем пребывание виленских монахинь-бернардинок.

Можно ли их сравнивать? Нет, конечно. Не только потому, что одни действовали при королях, а другие при царях. Это совершенно разные категории землепользователей. Если богомолки занимались церковным обслуживанием, то паны обустраивали материальную сторону жизни.

Но сам собой прогресс не достигается, не падает с неба. Прибыток надо полнить. А кто был движущей силой? Конечно же, люди труда – кто создавал богатства. Это - крестьяне: они рождались веками на одном и том же месте, но хозяевами не считались.

В период Володковичей их называли «душами». Откуда взялось это слово, почему? В связи с духовным богатством, что давала земля?

Паны умело распоряжались людским потенциалом.

Напротив Иванска, через реку, располагалось Асташево (Осташов, Осташев) - в то время довольно значительное поселение. По данным за 1863 год, Асташево насчитывало 111 ревизских душ, а площадь обрабатываемой земли составляла полтысячи десятин. Чем занимались асташевские «души»? Наверное, выращивали лен, овес, гречку, а может, пшеницу.

Судя по вему, в Асташеве не было винного производства. Но зачем отец придворных слуг вкладывался в его приобретение?

Местечко ценилось. Польский Словник приоткрыл его историю, и факты заставляют задуматься.

Оказывается, предшественниками Михала были довольно значимые персоны, одна из которых Матей Сакович – потомок линии, зафиксированной в хрониках XV века. Станька Сакович стал обладателем правобережья в области того самого Городенца, где, предположительно, произошло размежевание Полоцкой земли после западной экспансии. По реестру пожалований, подготовленному в апартаментах будущего короля Казимира Ягеллончика, женатого на Елизавете Габсбург, он наделялся частью Лукомльской возвышенности – от Лососницы на востоке до Свяды на западе. Тогдашнего Саковича интересовали чистые воды междуречья, рыбный промысел и контроль над трассой, что тянулась вдоль взгорья, охватывая юго-западный массив. Теперь же Матей Сакович (1752 год) значился в последователях радзивилловского клана – занимал должность «ошмянского подчашего».

Винные характеристики применимы и к другому лицу, отмеченному в Словнике-энциклопедии. Это Антоний Свяцкий, ошибочно названный в основном томе «Сняцким».

Удивительные метаморфозы. У одного фамилия материального плана – от корня «сак»: ловить рыбу. А фамилия второго вызывает ассоциации со священнодействием. Но интересно, что и того, и другого объединяла рюмочная тема. Если один носил титул подчашего, то второй ознаменовался борьбой за лядненский околоток, где размещался плебанский броварок (мы уже писали об этом, рассказывая о Завидичах).

(Продолжение следует).

На снимке: мост на противоположную улльскую сторону в Иванске, там, направо - Асташево.


15.09/21