День штурмана ч. 1

Федор Сергеевич Огнев
               
       
                Предисловие

        «День штурмана» задуман автором как своеобразное поздравление или, вернее сказать, некий подарок друзьям-однокашникам, не имеющим возможности из-за ковидных ограничений традиционно собраться вместе для празднования Дня ВМФ.

                = 1 =

     Лет 20 тому назад, трое мужчин среднего возраста, в последнее воскресенье июля под стуканье рюмок ели шашлыки на Петровской косе. Это были : кап. 3  ранга Макаров, кап. 2 ранга Солодов и кап. 1 ранга Франтолин.
     В своё время они закончили одно и то же военно-морское училище, один и тот же штурманский  факультет и теперь отмечали День военно-морского флота страны. Прекрасная безоблачная погода была для них не просто приятным дополнением к празднику, у штурманов особое отношение к дневному светилу, дающему возможность определить координаты корабля.
    Привычно-небрежное обращение со спиртным, умение не пьянеть,  часто звучащие морские словечки, а главное направленность и содержание разговоров  выдавали в них военных моряков, несмотря на то, что они были в штатском.
— Страну развалили, флот практически уничтожен, что отмечаем, за что пьём?,— с ожесточением спросил Макаров, высокий, худощавый и жилистый, он ещё будучи курсантом, побеждал на всесоюзных соревнованиях по вольной борьбе.
— Обе машины стоп, Макар, не горячись, — сказал Солодов, в прошлом пом. командира многоцелевой атомной подводной лодки пр. 671 РТ (двухреакторная пл, вооруженная, кроме обычных, ракето-торпедами с ядерными боеголовками), и добавил — можно выпить за тот флот, на котором мы служили и за ту страну, которой присягали.
— К тому же, морские тосты очень просты -  коль налито, нужны ли тосты — хохотнул Франтолин и, посерьезнев, продолжил — и третий тост пока что никто не отменял да и тех, кого с нами уже не будет, мы помянем. Кстати, как насчёт тех, кто с нами будет… Нашли ещё кого-нибудь?
— Кабанов должен скоро явиться, да Петровский из Кронштадта обещал подъехать,— Макаров потянулся за бутылкой, — кому освежить? — и он плеснул водки в подставленные рюмки.
 — А вот Кабан как раз и пожаловал, — Франтолин поднялся навстречу невысокому, начинающему лысеть и полнеть, но всё ещё крепкому мужчине, на светлом летнем пиджаке которого скромно поблёскивал орден Красной звезды.
     Кап. 3 ранга Кабанов служил командиром штурманской боевой части (БЧ-1) на знаменитой «Акуле» ( АПЛ пр. 941), ТК-208 (позднее «Дмитрий Донской).Лишь расшифровка аббревиатуры ТРПКСН уже вызывает уважение - тяжёлый ракетный подводный крейсер стратегического назначения. Даже неполные характеристики этой поистине царь-лодки потрясают воображение: длина - 173 метра (два футбольных поля), ширина - 23 метра, подводное водоизмещение 48000 тонн, мощность ГЭУ (главная энергетическая установка) на валу составляет 2 x 50 000 л. с. Вооружение: 20 баллистических ракет, несущих по 10 боеголовок индивидуального наведения по 100 килотонн в тротиловом эквиваленте каждая (для сравнения бомба «Малыш», сброшенная «героическими» американцами на Хиросиму - менее 18 килотонн), 6 торпедных аппаратов с 22 торпедами…Начальник оперативного управления Северного флота в 1982 году В.Лебедько сказал про «Акулу»:
«Если эту лодку выставить в Москве где-нибудь рядом с Царь-пушкой, то, смотря  на неё, человечество осознанно и добровольно навсегда откажется вести какие-либо войны».
      Тем временем застолье шло своим чередом, наступал момент для третьего тоста.
      За те годы, что однокашники собирались здесь, на террасе уютного летнего ресторанчика со звонким названием «Рында», у них сложилась весьма демократичная манера употребления спиртного. Каждый сам определял что и сколько ему пить, за исключением третьего тоста, который все моряки поднимают за тех, кто в море. Этот тост полагалось выпить полностью и стоя.Уже были наполнены до краёв питейные ёмкости, уже Макаров собрался произнести: «В кругу за праздничным столом,
                С друзьями в радости и горе
                Не забывай морской закон:
                Наш третий тост : «За тех, кто в море»,
как, наконец-то, появился  Петровский, ничем не примечательный, рано поседевший брюнет, в прошлом капитан-лейтенант, демобилизованный во времена «горбачевского» сокращения Вооруженных Сил с выслугой 15 лет, т. е., без военной пенсии. Говоря о службе, Петровский отмечал, что откровенно ею тяготился  и, что за 15 лет в ней было всего два светлых момента и оба связанных с перегоном свежепостроенных кораблей к месту постоянного базирования. Справедливости ради, следует отметить, что благодаря знаниям и навыкам, заложенным ещё в училище мудрыми наставниками, штурманом Петровский был отличным.
       Ежегодные встречи на День ВМФ со временем стали хорошей доброй традицией и продолжались вот уже пятнадцать лет, когда к «пятерке» постоянных участников встреч присоединился кап. 1 ранга Веселин. Окончив тот же факультет, он получил распределение на АПЛ пр. 705 (шифр «Лира»), по классификации НАТО - «Альфа». 
       Создание «Лиры» по словам Д.Ф Устинова (впоследствии Министра обороны страны) стало в СССР общенациональной задачей, в её конструкции были воплощены смелые, опережающие время решения, например, ядерный реактор на жидкометаллическом теплоносителе (эвтектический сплав свинец-висмут). Получившая у моряков прозвище «автомат»,благодаря автоматическому дистанционному управлению оружием и техническими средствами, «Лира» обладала эстетически совершенными формами и рекордно высокими характеристиками, которые позволяли ей на максимальной скорости в 40 с лишним узлов (более74 км/час) сделать циркуляцию на 180 градусов и уже через 42 секунды идти в обратном направлении. Этот маневр при одновременном погружении заставлял противника, следящего за ней в режиме шумопеленгования, терять цель, а «Лире» давал возможность «по истребительному» заходить ему «в хвост», в теневой сектор его гидроакустического комплекса…
     За внешней смешливостью, легким характером Веселина, его доступностью и добродушием в общении скрывались настойчивость, целеустремленность и недюжинная сила воли, недаром, впервые ступив на борт «Лиры» «зеленым» лейтенантом, он сошел с неё командиром лодки, имевшим за плечами восемь «автономок».
      Что же касается Макарова и Солодова, то пусть они простят автора за столь скупые сведения о них. Похоже, что то ли из нежелания вдаваться в подробности, то ли по причине скромности, но и Макаров, и Солодов мало рассказывали о своей службе, предпочитая «серебру» слов «золото» молчания…
       Шли годы, компания однокашников, вместе отмечающих флотский праздник составилась окончательно, традиция укрепилась и каждый из них с нетерпением ждал последнее воскресенье июля. Дочка Макарова однажды заметила, что за неделю до Дня ВМФ «папа начинает «бить копытом», как застоявшийся «боевой конь». Казалось, что так будет всегда, но однажды, в поистине очень недобрый и пасмурный зимний день Петровскому позвонил Солодов…

                Продолжение следует.