Со студентами на практику на юг Узбекистана

Валентин Курбатов 2
После защиты диссертации мне предложили читать курс Исторической геологии на Горфаке Политехнического института в Ташкенте как по часовику-совместителю. Летом чтобы набрать полную норму по часовика, Зав. Кафедры-Ольга Ивановна Сергунькова предложила мне вывезти одну группу (состоящую из студентов местной национальности-узбеков) 3 курса на практику , совмещая преподавание, с моими полевыми работами.

Мингео УзССР пару лет предостовляло мне автобус для транспортировки студентов и для них, мне дополнительно выдавали с продовольственного склада дефицитные продукты, сгущенку,консервы и геологические молотки. В первую поездку наш автобус и грузовая машина с вещами остановились на Китабском перевале(2000м.)как раз на границе Самаркандской и Кашкадарьинской областей.Для купцов еще с времен Темирлана, на самом перевале находился огромный камень,в дырку которого, торговцы-купцы клали деньги(чтобы была удача в торговле).Мои студенты не раздумывая опустошили эту дырочку ,не боясь Аллаха. Староста со своей группой сами покупали все необходимое,вели денежный учет и по графику готовили еду на 30 человек,под наблюдением техника Нины Филипповны Головашевой, заготавливали дрова,ездили на машине за хлебом. Мы составляли послойные стратиграфические разрезы,выколачивая из слоев фауну и флору, переезжали на вьючных ишаках, а в конце практики они сами составляли геологическую карту на площади работ,переезжая в выбросной лагерь на ишаках. За находку аммонита, или интересную фауну, я премировал счастливца участием в ночной охоте на кабанов, или выстрелом по голубям. Лагерь всегда распологался в урюковом саду,где всегда спел виноград,яблоки,алча,а в речке мы ловили мордой рыбу-маринку(пару ведер за ночь).Рыбу чистили всей группой,освобождаясь от ядовитой черной пленки. Жили, работали дружно, выкраивая время на 10 дневную поездку для обработки керна из глубоких скважин. В такую поездку я брал человек 10,самых сообразительных студентов.Как то приехав в Гузарскую Геолого-разведочную экспедицию,мне посоветовали наловить ночью откормленных на соседних пшеничных полях диких голубей,ночующих на чердаке конторы. Закрыв простынями чердачную дверь ,мои студенты с помощью фонариков наловили два мешка голубей и всю ночь дергали перья, палили и в результате забили все холодильники в общежитии голубиным мясом, где только печенки и желудков набралось около 2 ведер. Мы несколько дней пировали и в заключении привезли в основной лагерь много птичьего мяса.

Ониксы, сталлогтиты и сталлогмиты Карлюкской пещеры Туркмении

Омулеты и камеи из оникса ценились в древней Греции. Оникс в переводе-ноготь, т.к. желтоватые, розовые,коричневые отливы напоминали цвет ухоженных ногтей. За 1000 лет до нашей эры в Египте, Ассирии оникс считается священным. Им украшены залы дворца Соломона, облицован цоколь мавзолея Гур-Эмир в Самарканде,гробницы ацеков,театр Гранд опера в Париже,а в Москве стены метро Киевская. В 30 годы пещеру Хошик-Ойик(в переводе-ониксовая)исследовал и описал академик А.Е.Ферсман,но она долгое время была засекречена военными. В 1973 году я,Владимир Максимилианович Рейман,Саша Масумов и группа моих практикантов-студентов нефтяников изТашпи изучая верхнеюрскиеизвестняки и гипсы,решили спустится в Хошик-Ойикскую(Карлюкскую)пещеру,которая была перекрыта железной решеткой и охранялась сторожем-туркменом. Охранник посоветовл нам съездить в г. Гаурдак и взять у руководства Серного рудника разрешение на экскурсию,обзавестись фонарями,свечами и самое главное-веревками. Нас очень гостепреимно встретили в Гаурдаке и даже подарили несколько километров списанного,но крепкого шнура,который нам очень пригодился.Использовав имеющееся снаряжение(фонари,свечи),без проводника,без плана подземелья,15 любопытных туристов,отматывая шнур, мы стали продвигаться по мокрым подземным лабиринтам пещеры. Нас поражали огромные залы,в которых сверху капали концентрированные карбонатные растворы,создающие сказочные произведения исскуства,от которых в темноту уходили узкие лабиринты. Мы прошли больше 2 км., отматывая шнур ,не рискуя исследовать боковые проходы. Все, что мы увидели, целиком зависило от нашей фантазии, воображения и освещения. Мы рассматривали разнообразные сосульки сталактитов, соединяющиеся со сталагмитами, причудливые известковистые друзы разных цветов,сезонные полосчатые натечные формы любых размеров,кем то построенные сказочные дворцы достигающие в длину до 100 метров и более, ,охраняемые белыми богатырями. Для Ташкентского музея МИНГЕО УзССР, по моей просьбе студенты отбили прекрасную друзу, белого кальцита,которая и сейчас украшает один из его залов.

Грязные, но довольные путешественники, не выпуская из рук шнур, благополучно вернулись и вылезли из пещеры на белый свет. Чтобы добыть и не испортить Оникс в этой пещере,нам нужно было иметь специальные резательные инструменты,которых у нас не был

Аналогичную пещеру через год геологи обнаружили рядом с Гаурдаком. В 80 годы, большой кусок известкового оникса из Карлюкской пещеры, мне подарил знакомый пастух, который там работал рабочим, во время его добычи. Красивые чередующиеся коричневатые, желтоватые, серые сантиметровые полосы, связанные с сезонными отложениями карбонатных растворов удивляли своей красотой. Цвет этих полос зависил от количества в растворе железа, марганеца или другой, дающий свой цвет минерал.

Можно рассказать, как мои студенты участвовали в национальной борьбе-кураш около селения Дербент, где на праздник собралось несколько сот зрителей. В призы входили быки,бараны,козлы,холодильники,различные сервизы и др.предметы. Бороться за призы иногда приезжали даже спортсмены из сборной Узбекистана по борьбе. Пригласили побороться и наших студентов. Первым выступил наш самбист Владик Пак,но он перекинув противника через себя,сам упал на спину,не зная ,что по правилам это- проигрыш. Потом мои студенты стали бороться друг с другом»Палван(борец) такой то,против Палвана такого то.Мы выставили 10 пар и набрали несколько сервизов,козла и всякую посудную мелочь. После соревнований был Той-праздник с угощениями и выступлениями артистов. Зачет я, Нина Филипповна и шофер принимали в полевом лагере, учитывая все детали образа жизни студента(как работал,как готовил,как собирал дрова).Такая сближенная с производством и полезная для студентов практика, нравилась руководству факультету Нефти и Газа,но были и стычки,когда меня просили «важные» преподаватели поставить зачеты студентам,которые отсутствовали на практике.