Кто победил?

Вера Дейниченко
( отрывок из книги "О чём молчат стихи) или
ИСТОРИЯ РАБОТЫ  НАД СТИХОТВОРЕНИЕМ

Этот стих под названием "Офицерские роты" Глеб написал  в главу о Гражданской войне в повести "Время Александра Ермакова"
 
Допела труба, и пристёгнут  погон,
В письме  не дописано что-то,
И выброшен  наземь последний  патрон-
Сегодня штыками работа.

Матросы- балтийцы,а ну,кто кого?
Прощайте,мирские заботы.
За ними Россия - всего ничего
И две офицерские  роты.

ЗдорОво,ребята! Бушлат на мундир,
Поставим последнюю точку.
Командуй атаку,пора,командир,
Допишем  кровавую строчку.

ЗдОрово дрались. Ну,русские всё ж.
Балтийская эта пехота
Совсем полегла, напоровшись на нож,
И с ней офицерская рота.

И снова труба.Эй,штабс - капитан!
Опять эти черти в тельняшках.
Плесните,полковник,побольше в стакан,
Признаюсь,впервые мне страшно.

Закатное  солнце на стали штыков
Скользит по кровавому поту.
Сквозь чёрные  цепи лихих моряков
Прошла офицерская рота.

Прощайте,открыты нам двери в раю,
А всё ж умирать неохота.
Мы двое  от роты остались в строю,
 И сердце сжимается  что-то...

 Поэт мой решил включить  стихотворение в новый сборник "КОЛОВЕРТЬ" и я тут же    разместила  его в разделе  "РУСЬ-РОССИЯ". Но вырванный  из контекста книги  стих повис,  и непонятно стало чего воют между собой офицерские роты  из моряков и белогвардейцев.
   Сказала об этом Глебу. А он аж побелел от негодования, мол, даже  тебе -  близкому  человеку, надо разжёвывать до мельчайших подробностей. А стихи нельзя объяснить и так далее ,и тому подобное. Ушёл из дому,хлопнул дверью.
   Ну,думаю,дело до развода дойдёт, доцепляюсь я  со своими придирками.  Сижу молчком и соплю себе. Муж со мной не разговаривает ,даже в мою сторону не глядит.
  Перед сном Глеб вытащил лист со стихом из макета сборника ,что-то быстро дописал и   молча  протянул мне. Под названием "ОФИЦЕРСКИЕ РОТЫ"  стояло посвящение "Памяти  участников Гражданской войны в России в 1917- 1920 гг."
 - Вот теперь  другое дело,- сказала я удовлетворённо.- Спокойной ночи!
  Лежу на своей кровати в темноте,слышу Глебушка похрапывать начал. А ко мне сон не идёт,хоть тресни. Повторяю про себя последние строки стиха и опять непонятки-на чьей стороне победа-то? Ворочаюсь, вздыхаю.
  Глеб услышал,спрашивает ,чего я полуночничаю?  А я в темноте вопрошаю:" Так кто же победил  в кровавом бою? Обе роты -то из русских людей?"
   В ответ я услышала шёпотом такую отборную ругань, с которой  в воображении  автора  и шли в штыковую моряки-балтийцы.
   Следом полетело одеяло с кровати Глеба и он прошлёпал босыми ногами в кухню. Я всплакнула от обиды, даже жалко себя стало. Стараюсь,стараюсь,вылизываю тексты и заголовки и за это же по башке получаю, выражаясь фигурально. Уснула,не дождавшись из кухни Глеба.
  Утром  его дома не оказалось,я в уныние впала.  Приходит мой поэт со свежим хлебом и кистью винограда. А на лице даже тени вины нет! Обругал жену и виноградом хочет задобрить?
  Несу дары  в кухню, а вслед слышу  спокойно-деловитое: "Идите сюда,Вера Владимировна! Я тут специально для Вас- непонятливых написал",- и  показывает рукой на стол с листочком бумаги.
  Я читаю строки, уже наизусть выученные, и " спотыкаюсь" взглядом  на двух новых финальных  четверостишиях


Трубач не сыграет атаке отбой,
Он смертью повёрстан в строю,
Под сердце  пришёлся удар штыковой
И точку поставил свою.
Прощайте,поручик, в бою,как в бою,-
Короткая к смерти дорожка.
Как жалобно ангелы плачут в раю...
У красных играет гармошка.

 Проглотила   я комок в горле, а Глеб,ухмыльнулся : "Теперь довольна? Красные победили! До сих пор расхлёбываем  ..."

   Для сравнения я  выставляю  здесь оба варианта стиха. Возможно,читателям будет интересно?
           ОФИЦЕРСКИЕ РОТЫ
Памяти  участников Гражданской войны в России в 1917-1920 гг.
    Допела труба,и пристёгнут погон,
В письме не дописано что-то,
И выброшен наземь последний патрон-
Сегодня штыками работа.
Матросы-балтийцы.А ну,кто кого?
Прощайте,мирские заботы.
За нами Россия-всего ничего-
И две офицерские роты.
ЗдорОво,ребята!Бушлат на мундир,
Поставим последнюю точку.
Командуй атаку,пора,командир,
Допишем кровавую строчку.
ЗдОрово дрались.Ну,русские всё ж.
Балтийская эта пехота
Вся полегла,напоровшись на нож,
И с ней офицерская рота.
Снова труба.Эй,штабс-капитан!
Опять эти черти в тельняшках.
Налейте,полковник,мне полный стакан,
Признаюсь,впервые мне страшно.
Закатному солнцу на стали штыков
Не выжечь кровавого пота.
Сквозь черные цепи лихих моряков
Прошла офицерская рота.
Трубач не сыграет атаке отбой,
Он смертью повёрстан в строю,
Под сердце пришёлся удар штыковой
И точку поставил свою.
Прощайте,поручик,в бою,как в бою,-
Короткая к смерти дорожка.
Как жалобно ангелы плачут в раю...
У красных играет гармошка.

Вот ссылка на повесть Глеба Дейниченко "Время Александра Ермакова" http://proza.ru/2019/02/28/1594
http://proza.ru/2020/03/05/879-рецензия Гульсифат Шахиди на эту повесть.