Кого касается Ариада?

Виктория Колтунова
 
В своей новой книге «Тайные Касания Ариады» авторы Галина Соколова и Элана Мазько еще дальше ушли от одесской  узкой направленности на место пребывания, присущей иногда авторам одесской прозы. Об этом я писала  в отзывах  на их предыдущий роман «Зеленая фея». Местность, в которой проживают и пишут авторы,  так влияет на своих детей-писателей, что иногда переходит в местечковость.  Этого недостатка начисто лишены Соколова и Мазько, хотя пишут об Одессе, городе таком ярком и самобытном, что одесские писатели редко могут избежать влияния его колорита, а он чреват иногда единым для всех знаменателем.
Хотя действие «Ариады» происходит таки-да, в Одессе. И география одесская и одесситы в ней действуют, но в принципе это только предлог. На самом деле,  в книге присутствует некий срез современного общества, от молодых до старых, от обеспеченных до не очень богатых,  и все они хотят что-то урвать, как-то получше устроиться.
Что ж… люди,  как люди))))
Нынче у нас  в мировом тренде история Будущего, которое предполагается как некий концлагерь, в котором будут жить чипированные под видом антиковидной вакцины зомби, в небольшом оставленном  властями количестве, нужном для обслуживания, и работать  на эти власти. Я ранее никогда не верила в теорию всемирного заговора, убийство людей, с целью оставить на земле один Золотой Миллиард, но сейчас  очень уж очень  многочисленными стали сообщения о чипировании под видом вакцины и будущий цифровой концлагерь.

Собственно и Апокалипсис нам повествовал о том же. Помните «Печать зверя, которая будет поставлена на руку  его и чело его»?
Книга «Тайные касания Ариады»  была написана ДО ТОГО, как появились подобные сообщения ученых и просто  неравнодушных людей, но вдруг подумалось, а не есть ли эта  книга предвидением, ведь  все действие  вертится вокруг такого маленького незаконного искусственного концлагеря!
Писатель, обладая более чуткой душой, нежели все остальные люди,  провидит будущее?  И кстати,  такие концлагеря существуют и сейчас на Земле, в Северной Корее, в Китае, в провинции  Синьцзян для уйгуров, например.  Возможно, все это ждет нас в полном масштабе.

Я читала восторженную рецензию  российского очень известного  литературоведа,  Юлии Руденко.  Она сравнила «Касания Ариады» с  именитыми  «Золотым теленком» и «12-ю стульями».  Галина Соколова даже засомневалась в ее искренности, вдруг это насмешка? Но я не увидела в той рецензии никакой насмешки. По-моему, она была совершенно искренняя.

Но есть огромная разница,  и это очень важно, между героями Ильфа и Петрова и героями «Ариады»!  Разница колоссальная.
История, описанная в начале 20-века в тех двух романах, изложенная в произведении, не ограничена  рамками приключенческого жанра: в ней  дан «глобальный образ эпохи». Ее герои эпичны для своего времени.
Но разница в том, что  герои «12-ти стульев»  вызывают у читателя немалую долю сочувствия и даже любви. Ну как не любить старика Паниковского, как не снисходить с сочувствием к Кисе Воробьянинову, как не пожалеть, брошенную авантюристом, мадам Грицацуеву,  и даже сам Остап, по мнению тогдашних рецензентов, был выписан слишком обаятельным персонажем. 
Все эти люди родились еще в веке 19-м, на мой взгляд, вершинном веке развития человеческой культуры, волею судьбы они заброшены в начало 20-го, но  сохраняют еще вполне милые человеческие черты, свойственные веку 19-му. 
Совсем не то, герои «Ариады». Они намеренно или не намеренно, не знаю, но явно обесчеловечены авторами, и сочувствия никак не вызывают, тем более милоты и снисхождения.  В принципе – они персонажи-роботы, бездумно перемалывающие челюстями-жерновами все возникающие в голове мыслеформы, преследуя заданную цель - добиться материального благополучия. Ну, можно и  любовными средствами, все методы хороши. 
Не потому, что авторы не смогли нарисовать подлинных людей, а потом что таков современный мир, таков современный человек, и авторы улавливают эту черту общества  очень  тонко.

Хотели они  или не хотели, но современный срез общества, поданный нам авторами, Г. Соколовой и Э. Мазько, отражает действительность очень точно. И персонажи «12 стульев» и персонажи «Тайных касаний Ариады»,  в равной степени,  отражают суть своей эпохи. И далеко не в пользу современности.   
Я думаю, что двое авторов «Тайных касаний Ариады» , вернее, две писательницы, войдут в историю литературы надолго и прочно. И серьезная оценка  их творчества еще предстоит.
14 .09. 21 г.