Кого касается Ариада?
В своей новой книге «Тайные Касания Ариады» авторы Галина Соколова и Элана Мазько еще дальше ушли от одесской узкой направленности на место пребывания, присущей иногда авторам одесской прозы. Об этом я писала в отзывах на их предыдущий роман «Зеленая фея». Местность, в которой проживают и пишут авторы, так влияет на своих детей-писателей, что иногда переходит в местечковость. Этого недостатка начисто лишены Соколова и Мазько, хотя пишут об Одессе, городе таком ярком и самобытном, что одесские писатели редко могут избежать влияния его колорита, а он чреват иногда единым для всех знаменателем.
Хотя действие «Ариады» происходит таки-да, в Одессе. И география одесская и одесситы в ней действуют, но в принципе это только предлог. На самом деле, в книге присутствует некий срез современного общества, от молодых до старых, от обеспеченных до не очень богатых, и все они хотят что-то урвать, как-то получше устроиться.
Что ж… люди, как люди))))
Нынче у нас в мировом тренде история Будущего, которое предполагается как некий концлагерь, в котором будут жить чипированные под видом антиковидной вакцины зомби, в небольшом оставленном властями количестве, нужном для обслуживания, и работать на эти власти. Я ранее никогда не верила в теорию всемирного заговора, убийство людей, с целью оставить на земле один Золотой Миллиард, но сейчас очень уж очень многочисленными стали сообщения о чипировании под видом вакцины и будущий цифровой концлагерь.
Собственно и Апокалипсис нам повествовал о том же. Помните «Печать зверя, которая будет поставлена на руку его и чело его»?
Книга «Тайные касания Ариады» была написана ДО ТОГО, как появились подобные сообщения ученых и просто неравнодушных людей, но вдруг подумалось, а не есть ли эта книга предвидением, ведь все действие вертится вокруг такого маленького незаконного искусственного концлагеря!
Писатель, обладая более чуткой душой, нежели все остальные люди, провидит будущее? И кстати, такие концлагеря существуют и сейчас на Земле, в Северной Корее, в Китае, в провинции Синьцзян для уйгуров, например. Возможно, все это ждет нас в полном масштабе.
Я читала восторженную рецензию российского очень известного литературоведа, Юлии Руденко. Она сравнила «Касания Ариады» с именитыми «Золотым теленком» и «12-ю стульями». Галина Соколова даже засомневалась в ее искренности, вдруг это насмешка? Но я не увидела в той рецензии никакой насмешки. По-моему, она была совершенно искренняя.
Но есть огромная разница, и это очень важно, между героями Ильфа и Петрова и героями «Ариады»! Разница колоссальная.
История, описанная в начале 20-века в тех двух романах, изложенная в произведении, не ограничена рамками приключенческого жанра: в ней дан «глобальный образ эпохи». Ее герои эпичны для своего времени.
Но разница в том, что герои «12-ти стульев» вызывают у читателя немалую долю сочувствия и даже любви. Ну как не любить старика Паниковского, как не снисходить с сочувствием к Кисе Воробьянинову, как не пожалеть, брошенную авантюристом, мадам Грицацуеву, и даже сам Остап, по мнению тогдашних рецензентов, был выписан слишком обаятельным персонажем.
Все эти люди родились еще в веке 19-м, на мой взгляд, вершинном веке развития человеческой культуры, волею судьбы они заброшены в начало 20-го, но сохраняют еще вполне милые человеческие черты, свойственные веку 19-му.
Совсем не то, герои «Ариады». Они намеренно или не намеренно, не знаю, но явно обесчеловечены авторами, и сочувствия никак не вызывают, тем более милоты и снисхождения. В принципе – они персонажи-роботы, бездумно перемалывающие челюстями-жерновами все возникающие в голове мыслеформы, преследуя заданную цель - добиться материального благополучия. Ну, можно и любовными средствами, все методы хороши.
Не потому, что авторы не смогли нарисовать подлинных людей, а потом что таков современный мир, таков современный человек, и авторы улавливают эту черту общества очень тонко.
Хотели они или не хотели, но современный срез общества, поданный нам авторами, Г. Соколовой и Э. Мазько, отражает действительность очень точно. И персонажи «12 стульев» и персонажи «Тайных касаний Ариады», в равной степени, отражают суть своей эпохи. И далеко не в пользу современности.
Я думаю, что двое авторов «Тайных касаний Ариады» , вернее, две писательницы, войдут в историю литературы надолго и прочно. И серьезная оценка их творчества еще предстоит.
14 .09. 21 г.