Тюркология Гумбатова Гахрамана. Образ жизни древни

Гахраман Гумбатов
   Тюркология Гумбатова Гахрамана.Образ жизни древних тюрков.
Роль тюрков в зарождении евразийского скотоводства
   Древние тюрки жили в юртах из войлока, занимались скотоводством, а основной их пищей было мясо и молочная продукция. Одежда их состояла из выделанных шкур и шерсти этих же животных, несметные стада, которых паслись на огромных степных просторах. 
Древние тюрки в 6 тыс. до н.э., одомашнив овцу, козла и быка, собаку и освоив отгонное скотоводство, в течение последующих 2 тысячелетий не покидали свою прародину – югозападное побережье Каспия. Затем, когда тюркская общность возросла, древние тюрки, соорудив четырехколесную повозку (араба), в которые были запряжены волы (;кюз), в поисках новых пастбищ, двинулись в северном направлении вдоль западного побережья Каспия.
Видимо, в южном направлении не было территорий пригодных для скотоводства.
Продвигались они медленно и только за тысячелетие они достигли северного Прикаспия. В конце IV тыс. до н.э. часть древних тюрков, покинувших свою историческую прародину в поисках новых пастбищ, переселились на территорию Кумо-Манычской впадины. Здесь, они создали степную курганную культуру (ямная культура). В дальнейшем новые поколения древних тюрков для освоения новых пастбищ приступили к освоению всей Евразийской Степи.
  Археологи считают, что конца VI тыс. до н.э. евразийские степи населяли немногочисленные племена охотников и собирателей. Затем в евразийской степи появились первые скотоводческие племена древних тюрков.
        Е.Н.Черных в статье «Евразийский «степной пояс»: у истоков формирования» пишет: «В 3-м тысячелетии до н.э. общности номадов-скотоводов, а также мобильных «полуоседлых» пастухов оккупировали внушительные пространства, превышавшие 1 млн. км2 — от низовьев Дуная вплоть до северо-каспийских полупустынь. Не вполне ясные следы их воздействий можно было увидеть даже далеко на востоке — вплоть до степного Алтая… В апогее своего развития Евразийский «стенной пояс» скотоводческих культур предстает перед современными исследователями поистине необозримым по своей гигантской протяженности. С запада на восток, от бассейна Нижнего Подунавья вплоть до Манчжурии — фактически без сколько-нибудь заметных перерывов — пролегали пространства, превышавшие 8 тыс. км. Тогда же полностью оккупированные мобильными воинственными степными народами территории занимали до 16—17 млн. км2 — и это в относительно «мирные» периоды существования!».
          О том, кто были эти номады –скотоводы среди ученых до сих пор нет единого мнения. Большинство ученых считают, что создателями евразийского скотоводства являются индоевропейцы или индо-иранцы (арии), другая часть утверждают, что упомянутые древние скотоводы были тюрки, предки современных тюркских народов.
         Известный российский лингвист В. А.Дыбо в статье  «Язык-этнос-археологическая культура (несколько мыслей по поводу индоевропейской проблемы), опираясь на  исследование своей дочери А.В. Дыбо пишет: «Степь должна быть исключена из регионов, заселенных праиндоевропейцами (ПИЕ) периода распада. В лексиконе (праиндоевропейцев-Г.Г.) присутствуют довольно высокие горы с большим количеством различных типов скал и острых или больших круглых камней Иногда эти горы покрыты лесом. Имеются слова для узких проходов, ущелий, пещер, обрывов и пропастей, холмов, лощин, речных долин, заливных лугов… Весь список растений (в лексике праиндоевропейцев-Г.Г.) производит впечатление горного леса где-то в умеренной зоне (Балканы?) Индоевропейские названия трав (белена, чемерица, марь, дягиль, сныть, папоротник) скорее указывают на лес, чем на степь».  Далее В. А.Дыбо пишет: «В языке праалтайцев (пратюрков-Г.Г.) ландшафт был представлен не очень высокими горами, пологими склонами, по-видимому, предгорьями (при наличии также скал и осыпей). Восстанавливается несколько терминов, обозначающих "переходить через горный перевал". В значительном количестве представлены слова для долин и степей (полностью соответствует ландшафту  Арана, прародины тюрков на Южном Кавказе-Г.Г.). Ядром праалтайской (древнетюркской-Г.Г.) экономики, по-видимому, было сезонное пастбищное скотоводство (ср. наличие термина "загон для скота", отсутствующего в ПИЕ) - либо развитая сезонная охота с загонным компонентом. Имеются названия для коров, овец, коз и свиней, однако половозрастная терминология является общей для всех видов скота. Есть слово для лошади и несколько терминов, связанных с верховой ездой. Роль земледелия была менее существенна, хотя имеется ряд названий для культурных злаков».
         Основные выводы В. А.Дыбо: «Основным родом хозяйственной деятельности для праиндоевропейцев, возможно, были земледелие и хорошо развитое оседлое скотоводство. По-видимому, были специфические инструменты для вспашки (по культурно-историческим причинам, мы не говорили бы здесь о плуге, но, тем не менее, кроме наименований мотыги в ПИЕ имеется общее название для вспашки, сохраняющееся в хеттском, от которого произведено ИЕ название плуга; можно восстанавливать общее название сошника - возможно, также специфический наконечник мотыги?). Имеется название для сена (отсутствует в праалтайском), что может указывать на зимнее стойловое содержание скота (в противоположность наличия пастбищ у праалтайцев). В праиндоевропейском восстанавливается терминология коневодства, но не верховой езды…Номадные черты явно значительно более определенно выделяются в праалтайском лексиконе. Сюда относятся термины, связанные с верховой ездой, многочисленные глаголы, означающие "запаковывать" и "распаковывать", более подробная терминология упряжи. Из оружия в праалтайском ( пратюрском-Г..) хорошо восстанавливаются термины для каких-то типов стрел и луков, колчанов. Имеются термины для копья и остроги. Нет специализированного термина для меча (только какие-то типы ножей). Для праиндоевропейского не находим общих названий для лука и стрелы; восстанавливаются названия каких-то типов топоров, мечей и копий».
           Необходимо отметить, что начиная с позднего неолита древние тюрки уже уже вели полукочевой образ жизни. Пратюрки на территории Южного Кавказа начиная с IV тыс. до н.э. перешли к отгонному (яйлажному) скотоводству. В горных районах Южного Кавказа имелись прекрасные летние пастби­ща—«яйлаги», пригодные для овцеводства, а на зиму отары овец перегонялись на зимние пастбища (гышлаги) между реками Кура и Аракс. Степи Южного Кавказа (Муганская и Мильская равнины) тюрки издавна использовали как зимние пастбища.
   Данные археологии и лингвистики  свидетельствуют о том, что скотоводство было издревле  известно всем тюркским народам и на протяжении всех последующих периодов истории вплоть до наших дней оно занимает одно из ведущих мест в их хозяйстве. Занятие скотоводством на всех этапах истории давало тюркским народам мясо и молоко, материал для одежды и обуви, сырье для ремесел, и этим всегда определялась ведущая хозяйственная значимость данной от­расли.
         На Южном Кавказе пратюрки содержали преимущественно мелкий рогатый скот (овец, коз), а крупный рогатый скот (молочный и рабочий) — в очень ограни­ченных размерах. Пратюрки держали быков для перевозки вьюков на летние и зимние пастбища. А лошадей тюркские народы (начиная с III тыс. до н.э) содержали в основном для верховой езды. Для перевозки тяжестей в горах использовали также верблюдов, ослов и му­лов. Неприхотливые к корму, эти животные отличались выносливостью, хорошо ходили по горам с грузами.
          Как известно, человек издревле пытался приручать диких животных. Когда-то наши далекие предки поняли, что гораздо легче выжить в борьбе с суровыми природными условиями, если всегда иметь при себе все необходимое для жизни в виде прирученных домашних животных, чем полагаться на охоту, порой, очень опасную и не всегда удачливую. С тех давних времен люди получили уже много продуктивных пород домашнего скота.
Археологи определили, что первым домашним животным у пратюрков, как и большинства древнейшего населения Ближнего Востока, была собака.
Тюрколог Ахмад Салпагаров в статье «Кавказская овчарка» пишет: «Авторы многочисленных кинологических статей сошлись во мнении о близкородственности кавказской и среднеазиатской овчарок. Также выше приводилось авторитетное мнение о близкородственности кавказской овчарки с анатолийским карабашем. Подобные выводы основаны на большой близости  анатомического строения, внешнего вида и характеров  этих овчарок…География  наибольшего распространения  двух близкородственных пород собак (кавказская и среднеазиатская овчарки) охватывает  степную зону Евразии с прилегающими по окраинам  лесостепными, горными и полупустынными  районами. Это районы разведения пяти основных  видов скота: овцы, козы, лошади, крупного рогатого скота и в меньшей степени верблюда. Большую часть этих районов издревле занимали животноводческие  тюркские  племена, меньшую часть на востоке  монгольские племена. Да и современное население огромной  территории под названием Центральная (Средняя) Азия составляют тюркские народы: казахи, туркмены, узбеки, киргизы, уйгуры. До освоения русскими и украинцами вся западная  часть степной зоны была населена тюрками-скотоводами – болгарами, ногайцами, татарами. Большая часть этих тюрок  влилась в состав русских, украинцев. В более ранней истории, в первом тысячелетии на территории европейской зоны были известны древние тюрки-животноводы –гунну, авары, болгары, хазары, аланы, кумане, печенеги, кипчаки. И в настоящее время по окраинам этого района Европы расселены сохранившиеся потомки перечисленных тюрок; на юге кумыки, карачаевцы/балкарцы, ногайцы, на западе крымские татары и гагаузы, на востоке казахи, на севере чуваши и казанские татары».
Собака.
Тюркские языки:
орх.- енис.- ;t,  др.тюрк. М.Кашг. - ;t,
азерб.- it, тур.- it,
кум.- it, балк.- it, ногай.- iyt,
крым.тат.- it, гаг.- it, караим.- it,
чув.- y;t;, татар.- et, башк.- et,
туркм.-it, узб.- it, уйг.- it,
каракалп.- iyt, каз.- it, кирг.- it,
алт.- iyt, шор.- it, хак.- aday,
тув.- ;t, тоф.- ;t, якут.- ;t,
Кавказские языки:
лезгинский –киц, удинский- ха, хиналугский- пхра;
Финноугорские языки.
венгерский-kutya, финский-koira, эстонский-koer,
марийский-piy, мордовский-pine, удмуртский-pun;;
Индоевропейские языки:
немецкий- Hund, английский- dog, французский- chien, итальянский- cane,
румынский-c;ine, литовский- ;uo, польский- pies, украинский- sobaka,
осетинский- ku;dz, персидский- sag, хинди- kutt;;
Центральноазиатские языки:
китайский- g;u, монгольский- nokhoy, тунгусский- ;инакин;
       Анализ древней и современной тюркской лексики дает возможность установить наличие у тюркских народов издавна богатой скотоводческой и коневодческой терминологии. В целом в современных тюркских языках общетюркская лексика животноводства состоит свыше 500 лексем. При этом, исконно тюркские слова составляют 97,7 % от общего количества, а заимствованные лексемы- 2,3%.
       Археологи отмечают, что не все домашние животные играли одинаковую роль в жизни тюркских народов. Наиболее приоритетными домашними животными считались овцы и лошади. Этим и объясняется наиболее развитая система терминов овцеводства и коневодства.
Общетюркское слово «mal» – многозначно.          У большинства тюркских народов «mal» это "имущество", "состояние" "добро" "богатство", "достояние", "ценность". Это слово представлено в 33 тюркских современных и классических языках, а с фонетическими вариациями - в общей сложности в 36 тюркских языках и диалектах.
У тюрков первыми деньгами был скот (мал). В этом значении слово мал широко распространено во многих тюркских языках: в уйгурском, башкирском,  алтайском, шорском, хакасском (сагайский, койбальский, качинский диалекты), турецком, крымско-татарском, азербайджанском, киргизском, казахском, караимском (луцкий, тракайский говора), чагатайском (староузбекском), сартском (узбекском), хивинском, туркменском. В якутском языке мал — вещь, вещи, имущество.
        В советское время некоторые ученые утверждали, что слово мал тюрки заимствовали после принятия ислама у арабов. Однако, наличие этого слова во всех тюркских языках (в том числе у тюрков Сибири), а также в монгольских (монгольском, бурятском, калмыкском мал — скот), которые не входили в сферу влияния арабской культуры, позволяет говорить об обратном. Как известно, скотоводческая лексика была заимствована монголами у тюрков при переходе их к кочевому скотоводству, очевидно, где-то в середине II тыс. до н.э. Известный советский тюрколог С.Е.Малов писал: «Это слово есть во всех тюркских языках и трудно допустить его заимствование из арабского языка».
Скот.
Тюркские языки:
др.тюрк. ДТС – mal (имущество, богатство, товар);
Южный Кавказ: азерб. – mal;
Передняя Азия: тур. – mal (скотина, имущество, товар);
Восточная Европа (Северный Кавказ): кум. – mal (скот, товар), карач.-балк. – mal, ногай. – mal;
Восточная Европа: крым.тат. - tuvar, гаг.- s;;r;
Восточная Европа (Прибалтика): караим. – mal (cостояние);
Восточная Европа (Поволжье): чув.- выль;х, татар. - mal, башк. – mal;
Средняя Азия (юг): туркм.- mal, узб. - mol, кирг. – mal;
Средняя Азия (север): каракалп. - mal, каз. – mal;
Центральная Азия: уйг. – mal;
Сибирь (юг): алт.- mal, шор.- mal, хак.- mal, тув.- mal,  тоф.- mal;
Сибирь (север): якут. –mal (имущество);
Кавказские языки:
лезгинский – mal*, удинский- mal*, хиналугский- mal*;
Финноугорские языки.
Восточная Европа (центр): венгерский- ;llat;llom;ny;
Восточная Европа (Прибалтика): финский- karja, эстонский – elusloomad;
Восточная Европа (Поволжье): марийский - во;льык; мордовский- ракшат, удмуртский -пудо;
Индоевропейские языки:
Европа (северо-запад): английский- livestock, французский- b;tail;
Европа (центр): немецкий- Vieh;
Европа (юг): итальянский- bestiame;
Восточная Европа (центр): румынский - ;eptel, украинский- khudobu;
Восточная Европа (Прибалтика): польский- b;dlak, литовский- gyvuliai;
Восточная Европа (Кавказ) осетинский- fos;
Центральная Азия (юг): персидский- d;m, таджикский- моли чорпо*, ваханский-mol*,
хинди- pa;udhana;
Центральноазиатские языки:
китайский- Ji;ch;, монгольский- mal aj akhui *, тунгусский- авдуча;р (мелкий рогатый) ,
укусэл (крупный рогатый);
Араб.: «скот»- ;;;;; (mashiya), богатство-;;;; (saruva), имущество- ;;;;;;; (mumteleket),
товар- ;;;;; (bedaya)
*-слово заимствовано у тюрков.