Неожиданное

Георгий Жаркой
У мужчины на улице вырвали сумку. И убежали. В ней лежал кошелек с пенсией, паспорт. Булка хлеба и еще кое-что.
Он получил пенсию в сбербанке. Снял с карточки. И его, видимо, выследили. В предбаннике сбербанка все можно увидеть, что захочешь.
Три или четыре банкомата. Между ними, конечно, нет перегородок. И боковым зрением запросто проследишь, кладешь ты деньги, снимаешь, сколько снимаешь.
Мужчина снял шестнадцать тысяч рублей. Положил  в кошелек. Кошелек в сумку. В кармашек сбоку – пластиковую карточку.
Рядом стоял какой-то парень. Возился с соседним банкоматом.
Затем мужчина отправился в магазин. В соседнем доме. Купил булку хлеба. И пошел домой.
К парню, который был в сбербанке, присоединился еще одни. Они шли за мужчиной. А он подумал: мало ли? Идут и идут. И забыл про них.
Затем дорога повернула во двор. Мужчина сделал несколько шагов в глубь двора, как вдруг у него выдернули сумку из рук.  Он только увидел подошвы кроссовок убегающих парней.
Их догонять – бессмысленно. Потому что у него больная нога. Об этом говорила палка-костыль. И грабители, конечно, это хорошо видели. К здоровому человеку они вряд ли бы подошли. А тут пожилой, да еще с палочкой. Ходит медленно, на бег не способен.
Он очень был огорчен. У нас, у большинства, пенсии небольшие. А мужчина относился именно к большинству.
Душа заболела, стало очень тяжело. Конечно, заначка была. Но  она оскорбление не смоет.  Потом – бессонная ночь. Головная боль и прочее.
Кроме денег – паспорт. Его придется восстанавливать. А вдруг эти мошенники на его имя оформят какой-нибудь кредит? Они могут любую гадость выдумать.
На следующий день в его квартире раздался звонок. Парень, который грабил,  стоял за дверью. Протянул мужчине сумку и сказал: «Извините». Добавил, что они с другом приняли его за богача.
Разгадка оказалась простой. В паспорте лежала фотография деда этого мужчины. Он снят в военной форме. На бумажке годы жизни. И написано: «Ленинградский фронт. Связист».
Мужчина хотел увеличить фотографию для Бессмертного полка. Собрался в день Победы пройтись с ней по улице, потому что раньше никогда этого не делал.
А у парня – главного грабителя, прадед тоже был фронтовиком. И тоже воевал на Ленинградском направлении.  И парень это знал.
И так совесть в нем заговорила, что он не выдержал. На следующий день сам отнес сумку. В нее положил небольшую бутылочку коньяка. И шоколадку.
«Извините», - сказал еще раз. И про своего прадеда-фронтовика вымолвил пару слов. Повернулся и быстро ушел.
Мужчина молча взял сумку. Он не стал читать нотации парню: Бог ему судья. А что вернул – это хорошо. Значит, его честному прадеду на том свете не так тяжело будет.