Руду и кокс из-за границы?

Александр Бочаров 3
РУДУ И КОКС ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ?
(Из книги «О людях и для людей»)

Завод сегодня находится в тяжелейшем положении!..И вызвано оно не плохой работой коллектива,а невозможностью должным образом обеспечить производство сырьём и топливом.И весь уходящий год руководство завода принимало чрезвычайные меры к тому,чтобы не допустить остановки завода.
И это делать дирекции завода удавалось,ведь каким-то чудом получалось  обеспечивать снабженцам завод всем необходимым для работы доменных печей!И мы даже стали привыкать к работе и в этих экстремальных условиях,думая,что всё это нужно немного перетерпеть,что,в конце-то концов,всё обойдётся и наладится,  войдёт в норму,и снабжение завода будет нормальным,что нам и дальше будет сопутствовать удача.И потому сегодня на заводе даже и не предчувствовал приближения новой очень большой беды!
–К январю наступающего года,– говорит сегодня об этой очень сложной ситуации на заводе заместитель начальника отдела материально-технического снабжения Лев Иванович Борисычев,–завод вновь окажется на грани полной остановки. Госкомитет по металлургии Украины отказывается поставлять на наш завод,да и вообще в Россию,доменный кокс и марганцевую руду…
Вот такое положение,здравствуйте, я ваша тётя!В нашем,увы,уже бывшем Советском Союзе марганцевая руда,оказывается,есть лишь на Украине?!Да немного ещё есть и в Грузии.Но вот наш завод Косогорский металлургический,оказывается,всегда работал только на украинской руде,а сейчас получается,что Украина,что и Грузия,как это не кажется смешным и не грустным,но… теперь заграница?!
Вот потому-то и потратили мы,заводчане,много валюты на покупку кокса (представьте!)не у себя дома,а в… Чехословакии?!Потратили именно на кокс,а не на  какие-то товары народного потребления, не на так нужные сегодня заводчанам продукты повседневного питания и быта.
Только в ноябре в адрес завода с Кемеровского химкомбината отгружено не положенные нам десять тысяч тонн кокса,а всего лишь три тысячи двести тонн!С Алтайского коксохимического завода отгружено не пятнадцать тысяч тонн,а лишь десять процентов от этого?!И это от того,что положено нам по договору!Не лучше положение в обеспечении рудой.
–Недавно я ездил на Украину,и все мои усилия оказались безуспешны!  –  говорит раздражённо Борисычев,–а главный наш инженер завода Николай Иванович Овсянников в начале ноября с комиссией Министерства металлургии СССР побывал у председателя Госкомитета по металлургии А.М.Поживанова.Но,пока,там он тоже получил отказ, а как дальше нам работать,ведь сегодня никто и не знает,ведь никто не знает,как сложатся дальнейшие взаимоотношения между Россией и Украиной?!
Много сил,конечно,и времени отдают приобретению сырья для завода и топлива не только наши специальные заводские службы снабжения,но и само высшее руководство завода.Так,например,второго ноября на встрече с И.С.Силаевым директор нашего завода Владимир Иванович Мартынов ставил вопросы обеспечения завода коксом и марганцевой рудой.Он заявил,что металлургия страны на грани полного развала.Эти же вопросы ставились директором завода пятого ноября перед О.И.Лобовым.
Директором завода было предложено не отправлять коксующиеся угли за границу дёшево – по пятьдесят долларов за тонну,а получать из них металл и продавать его по сто пятьдесят долларов.И затем полученными средствами рассчитаться за уголь с шахтёрами!
Все эти его доводы были признаны правильными,однако,конкретных мер по ним не было принято.А пока,по-прежнему,коксующиеся угли уходят за границу,оставляя отечественную металлургию на голодном пайке.
Говорилось также на этих встречах,взывая к этим двум высоким руководителям страны,и о возможном прекращении подачи тепла в жилые дома и в больницы,в детские дошкольные и учебные заведения посёлка,а также и в южный микрорайон Тулы.Это беда произойдёт для косогорцев и туляков в случае полной остановки завода из-за прекращения поставок сырья и топлива.Эта катастрофическая  остановка завода повлечёт за собой и прекращение поставок ферромарганца на другие предприятия страны,производящие сталь,на машиностроительные заводы.
Руководство завода обращалось к Президенту РСФСР Б.Н.Ельцину,его представителю в Тульской области В.И.Севрюгину с этой грозящей большой бедой и катастрофой, умоляя принять срочные меры её предотвращения,но это тоже не имело никакого результата.А вот,для полноты уяснения ситуации,предлагаем вниманию читателей текст телеграммы и премьер-министру Украины В.П.Фокину:
«Уважаемый Витольд Павлович!
Косогорский металлургический завод в течение многих десятилетий выплавляет ферромарганец на рудах Никопольского месторождения и совместно с фирмой «Метасплав» акционерного общества «Масковит» является единственным поставщиком ферромарганца в России.
На 1992 год Госкомитет по металлургии Украины заключить договор на поставку марганцевой руды отказывается,что приведёт к бедственному положению наш завод и металлургические отрасли России.
Косогорский металлургический завод единственный в стране выпускает фитинги и всегда добросовестно выполняет перед Украиной свои обязательства.
Просим вас оказать помощь в выделении 651 тысячи тонн марганцевой руды первого сорта и 217 тысяч тонн карбонатной руды.
В свою очередь завод и в дальнейшем будет своевременно поставлять Украине выпускаемую им продукцию…».
Вот такое послание. А какие же результаты? Пока их нет.И потому директор завода Владимир Иванович Мартынов нацеливает коллектив на решение следующих задач:
«Сейчас,–как он подчеркнул на недавнем совещании руководителей завода,– главное для нас,и это жизненно необходимо,–это жёсткий режим экономии!Мы пока «едим» остатки чехословацкого кокса.И должны будем принять все меры к тому,чтобы к морозам не остаться на «нулях»!Полностью без кокса и руды!
Ситуация в стране чрезвычайно сложная!Дошло до того,что не только американцы, но и китайцы стали скупать в Кузбассе кокс и за доллары перепродавать российским металлургам!..».
На этом совещании было принято решение.В ноябре и в декабре уходящего года заводские доменные печи будут периодически приостанавливаться,с целью экономии сырья и топлива,в то же время и сохранения печей в рабочем состоянии.С этой же целью,приказано,с третьей декады этого месяца и на третьей доменной печи вместо ферромарганца начать выпускать литейный чугун.Это позволит экономить марганцевую руду.
Техническому отделу завода дано задание:подобрать наиболее оптимальный состав руд для загрузки печи при выплавке литейного чугуна.Продумать также весь технологический процесс,исходя из сегодняшних условий экономии,взяв за основу выплавку восемьсот тонн литейного чугуна в сутки.
В соответствии с этим решением,работники технического отдела завода разработали и представили к обсуждению двадцать одно мероприятие переходного периода.Где в основном учтено всё необходимое для нормальной работы печи.Этот переход потребует более напряжённой работы отдельных участков,как в доменном цехе,так и в железнодорожном.
Поэтому все заводские службы должны это чётко понимать и принимать максимальное участие в общей работе.
Владимир Иванович Мартынов обратил особое внимание на необходимость чётко решать вопрос об отгрузке литейного чугуна потребителям.В том числе и за рубеж.
Планово-экономический и технический отделы завода должны сделать точный расчёт показателей работы за 1991 год,с учётом последних месяцев года – ноября и декабря.
Подводя итог этому чрезвычайно важному совещанию,можно сделать такой вывод:на сегодняшний день нет у нас важнее задачи,чем мобилизация всех сил на заводе  для его сохранения и выживания.Ведь от этого зависит сносное существование трудящихся завода,их социальная защищённость,в том числе и спасение от безработицы. И это сегодня наиглавнейшая задача!
А.Бочаров.
1991.