Честное пионерское

Вячеслав Вишенин
                Сегодня утром на мой мобильный пришло много сообщений. Друзья и коллеги поздравляли меня с Днем пионерии. Я посмотрел на календарь. Да, сегодня 19 мая. Когда-то этот день праздновался с большим размахом. «Надо же - подумал я, - той страны давно уже нет, а праздник до сих пор остался в памяти народа. В нас это и железом не выжжешь». Я достал свой альбом с детскими фотографиями и с грустью перелистал его. Вот мы по окончании 3-го класса сфотографировались на память со своей классной руководительницей Алевтиной Андреевной. Все юные и счастливые. Все – в пионерских галстуках. Вот моя фотография с 6-го класса снятая специально для школьной Доски Почета. На ней я тоже в пионерском галстуке. Нынешняя молодёжь вряд ли знает, что такое советский пионер. А ведь были времена, когда стать пионером было самым заветным желанием любого советского школьника. Ведь это было почетно. Это звучало гордо: «Я - пионер Советского Союза».

                Пионерия была неимоверно популярна в СССР. Это была организация активных помощников старшим товарищам - комсомолу и Коммунистической партии. Главным ее смыслом была цель привить детям уважение к взрослым, научить их любить Родину, ценить дружбу, верность, умение безвозмездно помогать всем, кто в этом нуждается. Стать пионером мог любой желающий по достижении 9 лет. Принимали в пионерскую организацию, а также исключали из нее, только голосованием. Здесь были свои правила и законы, существовал устав, гимн, девиз. Принимали в пионеры в торжественной обстановке во время каких-нибудь праздников в памятных местах, чаще всего 22 апреля возле памятника Владимиру Ленину. Вступающий в пионеры приносил клятву, которая звучала так:
«Я, вступая в ряды… перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить и беречь свою Родину, жить, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, как требуют Законы пионеров Советского Союза». Комсомолец повязывал "новобранцу" красный пионерский галстук и говорил: «Будь готов!», и ты должен был ответить: «Всегда готов». Меня принимали в День антифашиста – 8 февраля. Помню, как я, довольный и счастливый, возвращался домой из школы в распахнутой куртке в 20-градусный мороз лишь для того, чтобы все увидели, что на шее у меня повязан пионерский галстук. Я гордился тем, что я – теперь пионер и могу приносить пользу обществу.

                Пионеры участвовали во всех значимых для страны событиях. Они боролись с неграмотностью, помогали в борьбе с детской беспризорностью, организовывали субботники и др. В годы Великой Отечественной войны пионеры собирали средства в фонд обороны, работали на предприятиях и на колхозных полях, помогали ухаживать за ранеными бойцами, выступали в госпиталях с концертами, отправляли теплые вещи для воинов. Подростки-пионеры сражались с врагом на фронте и в партизанских отрядах. Многие отдали свои жизни в борьбе с захватчиками, четверо из них посмертно удостоены звания Героя Советского Союза – Зина Портнова, Леня Голиков, Марат Казей, Валя Котик.

                Мы тоже мечтали совершить какой-нибудь подвиг. А пока просто старались хорошо учиться. Например, мне, как хорошо успевающему ученику, всегда давали пионерское задание подтянуть по учебе отстающих. Мы оставались после уроков и разбирали домашнее задание, решали примеры, писали упражнения. А еще месте с отрядом мы собирали металлолом, несли в школу кипы макулатуры, патрулировали по берегу реки, выискивая злостных браконьеров, подшивали книги, даря им вторую жизнь и делали еще кучу всяких мелких подвигов. В общем, мы занимались общественными работами, помогали пожилым людям и всем нуждающимся людям.

                Именно поэтому часто пионеров называли тимуровцами. Это понятие появилось благодаря популярной книге Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». Он назвал мальчика – главного персонажа литературного произведения в честь своего сына. Прочитав повесть, многие дети мечтали стать образцовыми пионерами, похожими на героев книги. Это было честью и целью молодежи. Мы старались быть похожими на Тимура. Мы уступали в транспорте места пожилым людям, переводили их через дорогу, помогали переносить тяжелые вещи. Мы не ругались, увлекались спортом, и обязательно занимались в каких-нибудь кружках.

                На школьных каникулах родители, чаще всего, отправляли нас в пионерские лагеря. Здесь мы не только играли и отдыхали, но и занимались полезной общественной работой. Например, мы играли в военно-спортивную игру «Зарницу», которая нам, как будущим воинам, была необходима. А на закрытие и открытие смены обязательно делали «пионерские костры», и пели пионерские песни. 

                Сейчас таких организаций нет. А зря. Подрастающее поколение надо учить. Надо воспитывать его на ярких примерах, прививать идеалы, то, на что надо равняться, к чему стремиться, на кого быть похожим. Чтобы это поколение духовно не опустилось ниже плинтуса.