Колпак объективной реальности

Игорь Щербаков
Как «услышал» Филон Гордеевич голос Николая Бердяева, так рухнул для него его ужасный (в смысле постижения) идол истукан – немецкий классицизм философской мысли – Кант, Гегель, Хайдеггер, Маркс и его советское продолжение «диалектический материализм». Сначала Филон Гордеевич не мог понять, почему их «Бытие» не «греет" его "душу". Почему внутренне он начинал "закипать", если кто-то с легкостью бросал слова(будто выбитые в бессмертном теле Вечности): "бытие определяет сознание".Оказывается, во всей этой академической философии не было реальности духа. А, если он «предъявлялся» (у так называемых «идеалистов», как например у Гегеля), то он был безличностным, неживым, холодным. Большая часть философских определений стремится облечься в объективный, спекулятивный формат, лишенный аромата и тепла  личностного – субъективного. Исключением из этой плеяды был Ницше. Он один из первых европейских мыслителей, который стал бунтарем в академическом омуте призраков мудрости.  Почему так случилось, что «Бог умер»? Разве Тот, кто вечен и «бессмертен» может умереть? Умереть может только символ бога. Ницше один из первых еще не осознавая коренной причины, возвестил об этом всему миру. Философские труды Николаева Бердяева для Филона Гордеевича позвучали Иерихонскими трубами, разрушившими стену "объективной реальности". Из восточной философии он многократно встречал понятия Майя(иллюзия), "Пустота", но все это остовалось абстрактными понятиями, далекими от его действительности. Но сегодня в прочитанных словах Н. Бердяева, Филон Гордеевич услышал голос подлинного духа. Духа не связанного академическими цепями, смирительными рубашками психоанализа. Этот дух воспарил от креста распятия - дуализма «субъект-объект» высоко в Надбытие. Оставив далеко внизу плоскость «объективной» реальностью науки. Бердяев гениально вскрывает основную иллюзию современного мира – тотальный символизм, подменяющий проявление истинного духа, который может проявлять себя только, через личностное- субъективное. То, что индивидумы означают как "ум", есть лишь далекая "перефирия" сознания, которая далека от постижения сущности Бытия.
Объектирорвание, - развешивание ярлыков, постепенно, незаметно для человека заменяет подлинную реальность на некое подобие - копии. Так в нашу жизнь входит символы. Вот что об этом говорит Н. Бердяев:
«Власть всегда носит на себе символы и знаки и требует к себе символического отношения, ничего общего не имеющего с отношением реальным. Война организуется через символы и знаки. Формы, ордена, условные обращения - символичны, а не реалистичны. Царь - символ, генерал - символ, папа, митрополит, епископ - символы, всякий иерархический чин - символ. В отличие от этого реальны святой, пророк, гениальный творец, социальный реформатор, реальна иерархия человеческих качеств. Вся моральная жизнь, кристаллизующаяся в нравах, основана на символике, а не на реальном преображении людей. Общественная мораль требует от людей выполнения условных символов, не имеющих обязательной реальной связи с их внутренней жизнью, с их духовностью...» (Н. Бердяев. «Дух и реальность», С. 28). Можно продолжить в этом направлении размышления, это даст осознать, что «символизм» распространяется буквально на все: семья, воспитание, образование, безопасность, здравоохранение, партийность, государственные законы, охрану природы и т.п.  Было бы правильным разобрать каждый аспект в отдельности, но это потребовало бы времени. Возьмем хотя бы образование. Разве школьное и высшее образование не стало символичными? Большей частью он ограничен запоминанием. Могут ли наши аттестаты, дипломы гарантировать грамотность, способность выполнять познавательные процессы высокого уровня? Извините, большей частью таких гарантий нет. Обладание знанием определяется участием в конкретных проектах, в решении конкретных проблемных задач.  Да, что там говорить, даже общение между людьми приобретает все больше символический характер. Разве общение в соцсетях можно назвать полноценным общением? И даже телефонные разговоры, разве это лишь символ подлинного общения. И даже, когда происходит живая встреча людей, еще надо очень постараться, чтобы она не пошла на «символичном уровне». А что такое празднование так называемых «праздников», разве это подлинное? Увы, все это символы. Так и вы читатель, можете обнаружить,  что нередко читаете «символично», бегло, между «делом», которое тоже в свою очередь превратилось в символ. Что же нам нужно делать? Первое, конечно осознать, что я один из участников по поддержанию мира символов: символа мудрости, знания, творчества, любви, дружбы… Второй шаг искать способы быть подлинным. Ведь только подлинное может открыть для себя явление духа, стать его выразителем. Одним словом, есть над чем подумать, но думать только по-настоящему, а не символически...