Арманды после Октября 1917г

Елена Витальева
Что же стало с пламенными революционерами семьи Арманд после октября 1917 года?

ИНЕССА АРМАНД

Видная деятельница российского революционного движения Инесса Фёдоровна Арманд  в апреле 1917 года приедет в Россию в одном  пломбированном вагоне с будущим вождём пролетариата В.И. Лениным. Ближайшая соратница Владимира Ильича, она станет активисткой в борьбе женщин-революционерок с традиционной семьёй. В 1919—1920 годах Арманд возглавит женский отдел ЦК РКП(б), будет организатором и руководителем 1-й Международной женской коммунистической конференции.
 Скончается в октябре 1920 года в Нальчике от холеры, подхватив её на станции Беслан. Похоронена  в Москве на Красной площади у Кремлёвской стены.

Дети Александра Евгеньевича и Инессы Фёдоровны Арманд:

- Александр Александрович (1894—1967) - секретарь торгпредства в Тегеране.

- Фёдор Александрович (1896—1936), красный герой - военлётчик, умер от туберкулёза, похоронен на Новодевичьем кладбище.

- Инна Александровна (1898—1971), работала в 1921—1923 годах в аппарате исполкома Коминтерна, потом служила в советском полпредстве в Германии.

- Варвара Александровна (1901—1987), член Союза художников СССР, заслуженный художник РСФСР.

- Сын Владимира Евгеньевича и Инессы Фёдоровны Арманд Андрей Владимирович (1903—1944), погиб на фронте Великой Отечественной войны.


АЛЕКСАНДР АРМАНД

Александр Евгеньевич Арманд переживёт жену на 23 года. В 1918 году рабочие предложат ему выборную должность заведующего на авторемонтном заводе, где он и работал раньше. Но бытовые условия равноправных теперь товарищей будут настолько далеки от привычных, что он предпочтёт со своей многодетной семьёй переехать на жительство в деревню Алешино. Там он продолжит вести крестьянское хозяйство в прежнем своём имении.

В качестве техника он участвует в строительстве общественной мельницы, избирается членом рев. комиссии общества потребителей, председателем Алешинского сельхоз. Кредит. общества, секретарем комиссии по благоустройству при Алешинском сельсовете.

В 1923-м году его лишают гражданства, потом снова восстанавливают. В возрасте 55 лет он, наконец, женится на Стеше - Степаниде Карасевой, девочке, которая приходила в их дом убираться. Она была младше его на 30 лет. В 1926 году у них родится сын, которого назовут  Владимиром (в честь брата или вождя?).
 
В 1930 году семью раскулачивают и выселяют, но затем Пушкинский РИК отменяет  указ, и изъятую недвижимость возвращают. В 1931 году Александра Евгеньевича принимают в Алешинский колхоз, где он  занимается ремонтом техники и даже строит небольшую электростанцию на реке. Умер Александр Арманд в 1943 году, в возрасте 73 лет. Похоронен в Алешино рядом с братом Владимиром.


НИКОЛАЙ БРИЛИНГ

Другому специалисту по автомобильному делу – зятю Александра Арманд Николаю Романовичу Брилинг Советская власть позволит гораздо шире развернуть свои знания и способности. В 1917 году Николай Романович становится профессором Высшего технического училища, которое после Октябрьской революции переименовывают в Московское высшее техническое училище (МВТУ).

Об этом человеке, видном советском учёном, хотя он и не был в прямой родственной связи с семьёй Мартышкиных, хочется написать подробнее: во-первых, эти  семьи были близко знакомы, составляя один круг общения, и во-вторых, его судьба - это живая иллюстрация к непростой истории становления экономики Советского государства.

В 1918 году Н. Р. Брилинг занимает должность заместителя председателя Центральной автомобильной секции РСФСР. Целью её создания было восстановление автомобильного парка страны и снабжение Красной Армии автомобилями, мотоциклами и запасными частями к ним. В том же году Николай Романович организовывает и возглавляет научно-исследовательскую автомобильную лабораторию при научно-техническом отделе ВСНХ— НАЛ, которая в 1921 г. была преобразована в Научный автомобильный и моторный институт (НАМИ). Директором этой ведущей научной организации страны в области развития автомобилестроения Н.Р. Брилинг был до конца 1925 года.

Но теперь, когда, казалось бы, последствия революционных коллизий и передряг гражданской войны позади, в жизни Николая Романовича начинается «дежа вю». В 1922 году его арестовывают за «контрреволюционную деятельность», после чего он подлежит принудительной высылке за границу в группе «антисоветской интеллигенции». На этот раз всё обошлось,  изгнания удалось избежать.

В 1928 году Н. Р. Брилинг переходит на работу во Всесоюзный Теплотехнический институт, который находился в ведении научно-технического отдела Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ), и его создание - шаг к осуществлению плана ГОЭЛРО.
Институт в то время возглавляет Леонид Константинович Рамзин -бывший студент Николая Романовича Брилинга, а затем и соратник  по преподавательской работе в ИВТУ. Под его руководством проведены были  первые работы по теплофикации страны, запущены первые ТЭЦ Мосэнерго, создан лучший в мире проект тепловоза с электрической передачей.

Гром грянул в 1930 году. По сфабрикованному делу были проведены аресты инженеров и ученых, у которых следователи ОГПУ выбивали признания в организации Промпартии – организации, ставившей своей целью сорвать индустриализацию страны. Промпартию также обвиняли в связях с французским Генштабом и подготовке интервенции в СССР с целью свержения Советской власти.

По делам связанным с Промпартией было арестовано свыше двух тысяч человек, в их числе и конструкторское бюро Николая Романовича Брилинга в полном составе: от главного конструктора до чертёжников. Главой партии ОГПУ объявило Л.К. Рамзина. Весь процесс строился именно на его показаниях.

В конце 1930 года по «делу Промпартии» Председатель Специального судебного присутствия Верховного суда СССР А.Вышинский объявил приговор, по которому пятеро обвиняемых, во главе с организатором дела « врагов народа» Л.К. Рамзиным, были приговорены к расстрелу, а трое - к лишению свободы. Но затем, вдруг, Президиум ЦИК СССР «по ходатайству осужденных о помиловании» заменил смертную казнь 10-летним заключением. Все осужденные были направлены для отбытия наказания в тюрьмы и лагеря. Все, кроме Леонида Рамзина. Его после суда направили в научно-производственное специализированное учреждение НКВД, так называемую «шарашку», где он занялся разработкой  нового парового котла. Это были первые «шарашки» Председатель ОГПУ Генрих Ягода заявлял: «… Только условия работы в военизированной обстановке способны обеспечить эффективную деятельность специалистов в противовес разлагающей обстановке гражданского учреждения».
В «Шарашке» НКВД на улице 25 Октября (ныне Никольская) отбывал принудительную трудовую повинность после решения суда  и Николай Романович Брилинг. В этих условиях он с коллективом ученых и конструкторов разрабатывал новейшие образцы военной автомобильной, ракетной и авиационной техники. Они проектировали моторы для торпедоносца, легкого танка, боевой машины пехоты. После окончания работ по намеченным проектам их обещали освободить.

Раз в месяц работникам «шарашки» разрешались свидания с семьёй. Пока дети играли на первом этаже с охранниками, заключённые с жёнами могли общаться в спальне на втором этаже.

После освобождения с 1933 году и до конца своей жизни (1961г.) Николай Романович Брилинг - профессор Московского автодорожного института, заведующий кафедрой «Автотракторные двигатели», занимал пост в Академии бронетанковых войск. В 1948—1959 годах — начальник и главный конструктор ОКБ Министерства машиностроения СССР.

Бывший же директор теплотехнического института Л.К. Рамзин, покинув «шарашку» сделал стремительную карьеру.
 
В начале 1930-х годов на базе электротехнического факультета МГТУ и электропромышленного факультета Московского института народного хозяйства им. Г. В. Плеханова создаётся Московский энергетический институт (МЭИ). Леонид Рамзин становится инициатором создания в МЭИ энергомашиностроительного факультета и кафедры котлостроения, а затем ведёт там научно-педагогическую работу.
 
Представители Советской власти и органы безопасности по отношению к Л.К. Рамзину ведут себя так, словно никогда не было ни лжедоносов с его стороны на своих сотрудников, ни расстрельного приговора Верховного суда СССР. Высшая аттестационная комиссия (ВАК) при Совнаркоме СССР присваивает ему ученую степень доктора технических наук без защиты диссертации, ему присуждается Сталинская премия первой степени, вручается Орден Ленина - высшая тогда награда Советского государства, орден Трудового Красного Знамени.
Но многие коллеги до самой смерти в 1948 году руки ему не подавали.

*

У Николая Романовича и Софьи Евгеньевны, ур. Арманд было четыре дочери: Елизавета, Мария, Елена и Наталья и 7 внуков.

По рассказу правнучки  Елизаветы Андреевны Брилинг*, особой красотой отличалась Елизавета (1901г.р.). Когда она сдавала в школе экзамены (её одноклассниками была дочь Бонч-Бруевича, внучка Льва Толстого - будущая жена Сергея Есенина), под окном стояла толпа мальчишек и пела:

Лиза Брилинг - цвет России,
Лиза Брилинг - наш кумир,
Лиза Брилинг - вот девчонка,
Покорившая весь мир!

Елизавета стала актрисой, но играла мало. Однако знаменитый режиссер Михаил Ромм говорил о ней: «Кто не знаком с Лизой Брилинг, тот не знает, что такое настоящая женщина».

Николай Романович был замечательным семьянином, всю жизнь помогал и дочерям и внукам.
Старшему сыну Елизаветы по имени Андрей он дал свою фамилию и отчество. Отцом мальчика был американский инженер Герберт Бирс, который приезжал в 1921 году в составе благотворительной организации ARA — American Relief Administration во время голода в Поволжье. В августе 1922 года декретом Ленина американцев выслали, вместе с ними и Г. Бирса. Ребёнок родился уже без отца и рос у своей прабабушки Софьи Евгеньевны Арманд в Алешино.

Елизавета же вскоре вышла замуж за аспиранта своего отца Евграфа Владимировича Кузнецова. В 1924 году у них родился сын Всеволод, а в 1931-м — Евграф.
По поводу этих имён многие недоумевали. Например, острая на язык актриса Татьяна Пельтцер, чей брат Александр был тоже автоконструктором, и  их семьи были хорошо знакомы, как-то симпровизировала, играя в театре Сатиры в спектакле «Чужой ребенок». По тексту пьесы нужно было придумать имя ребенку, и когда Лиза сидела в зале, Т.И. Пельтцер произнесла со сцены: «Давайте назовем как-нибудь попроще, не так, как Елизавета Николаевна назвала двух своих сыновей — Всеволод Евграфович и Евграф Евграфович».

После того, как в 1936 году Евграф Владимирович Кузнецов скончался от рака, Елизавета и дети находились на содержании её родителей.

Остальные дочки Николая Романовича тоже были замужем за его аспирантами.
Но не все ученики Н.Р. Брилинга прошли испытания арестом своего учителя. Сбежал из дома в эти трагические дни и муж дочери Марии, испугавшись того, что и его привлекут вслед за тестем. Позже Мария Николаевна выйдет замуж за актера Андрея Андреевича Файта, который, как и Брилинг (по отцу) был выходцем из прусских немцев, а его родители были видными народниками. Их сын Юлий Файт (1937г.р.) закончит потом ВГИК, мастерскую Михаила Ромма, на знаменитом курсе вместе с Тарковским, Шукшиным, Шепитько и Губенко и станет кинорежиссером.

Актёром театра Ермоловой и киноактёром, снявшимся с 1943 в десятках советских фильмах, стал и Николай Аркадьевич Брилинг (1920 -1988) – племянник Николая Романовича, сын брата, погибшего на Гражданской войне, в Галиции. Вдова брата с малолетнем сыном тоже жили в семье Николая Брилинга в Малом Знаменском переулке.
 
*

В конце 1930-х годов семье Николая Романовича выделили участок под дачу на Николиной горе (Рублёво - Успенского шоссе). Особенно этому кусочку живой природы радовалась Софья Евгеньевна – хозяйка, чей дом был всегда  хлебосольным и собирал по шестьдесят человек в праздники.

Но ей пожить там долго не доведётся. В 1941 году Софья Евгеньевна  уйдёт из жизни в больнице, построенной ещё её отцом в Алешино – на селе, где тогда продолжала жить семья брата Александра Евгеньевича Арманд.

ПАВЕЛ АРМАНД

Кинорежиссёром был и Павел Николаевич Арманд (1902-1964) - сын Рене и Николая Евгеньевича.
 
Также как и его двоюродные братья  Александр и Фёдор в 16 лет он добровольцем пошел на гражданскую войну и четыре года воевал на стороне красных. Был комиссаром, объяснял бойцам политграмоту.
 
Вернувшись с войны, художественно одарённый внук бывшего владельца текстильных фабрик Павел Арманд сначала поступает в Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), но познакомившись с Сергеем Эйзенштейном, принимает решение заниматься кинематографом.
 
Его направляют на кинокурсы Бориса Витальевича Чайковского, одного из уцелевших режиссеров дореволюционных кинофирм  Дранкова и Ханжонкова, он учится монтажу у основоположника новой системы Льва Кулешова.

По окончании, работает режиссёром на киностудии «Госвоенкино». Первые короткометражки для армии П.Н. Арманду достаются с большим трудом: разрушены старые фабрики, нет электричества, плёнки сушат на ветках деревьев. Но с годами он обретает колоссальный опыт, работая сорежиссёром (2-м режиссёром) с такими виднейшими мастерами, как Григорий Александров и Сергей Юткевич.

Павел Николаевич Арманд был ещё и композитором, автором песен в ряде фильмов, самая популярная из которых «Тучи над городом встали» из фильма «Человек с ружьём» в исполнении Марка Бернеса.

 Во время Великой Отечественной П.Н. Арманд оказался в кольце блокады Ленинграда, по «Дороге жизни» был эвакуирован в Алма-Ату. После войны получил за работу второго режиссёра картины «Возвращение с победой» звание заслуженного деятеля искусств Латвийской ССР.  Приехал в Ригу и с 1954 по 1962 год работал на Рижской киностудии, отсняв ряд кинолент. Считается одним из основоположников латвийского игрового кино.

Дочь Рене Павловна Арманд, которая окончив факультет журналистики МГУ, работала шеф - редактором на телеканале «Россия-Культура», вспоминает:**
 
« ...23 апреля 1962 года Арманду исполнилось 60 лет. Никогда раньше он свой день рождения не праздновал, только именины летом, в день апостолов Петра и Павла. Но юбилей отмечали — торжественно, в рижском Доме кино. Пришло огромное количество поздравительных телеграмм со всех киностудий Советского Союза… от композитора Яниса Иванова и актеров Артура Димитерса и Вии Артмане, от Любови Орловой и Григория Александрова, режиссера и драматурга Веры Строевой... Марк Бернес, которого Арманд вернул в кино, сняв в своем фильме «Чертова дюжина», написал другу: «Дорогого Павла Николаевича, моего крёстного отца в кино, прекрасного человека, режиссёра, автора замечательной песни «Тучи над городом стали» обнимаю, желаю многих лет жизни и больших успехов в жизни».

До конца жизни Павел Николаевич Арманд  проповедовал образ жизни, отвечающий интересам общества, уверенный в том, что самое важное для человека – найти своё дело и место, приносящее обществу максимальную пользу. Но, к сожалению, само новое общество так и не стало совершенным.

Последние годы у него были конфликты с дирекцией, он устал от того, что его, специалиста с колоссальной жизненной школой не слышат. Потом стали предавать…
Как-то к отдыхающему уже на пенсии в кругу семьи  Павлу Николаевичу обратился с просьбой  директор и художественный руководитель студии « Беларусьфильм» Владимир Владимирович Корш-Саблин (внук директора знаменитого московского частного Театра Корша). Этот  известный тогда кинорежиссер, лауреат Сталинской премии задумал фильм «Москва — Генуя» по сценарию Стешнева «Москва — Генуя», но внезапная болезнь требовала срочной операции. Режиссёр передать фильм мог только П.Н. Арманду, который тоже был участником Гражданской войны и хорошо помнил то время. На что Павел Николаевич даёт согласие и уезжает с женой на год из Риги в Белоруссию.
 
Буквально в последние дни работы над фильмом, когда оставалось только закончить монтаж и озвучить, у П.Н. Арманд случился инфаркт и он слёг в больницу. Корш-Саблин после операции тоже был недееспособен. Подготовку картины к сдаче поручают сценаристу, и тот, навещая Павла Николаевича в больнице и консультируясь с ним, наконец, сообщает, что всё завершили. В титрах же указали: «Сценарий и постановка Алексея Стешнева, при участии Владимира Корш-Саблина и Павла Арманда». В знак благодарности А. Стешнев передаёт Павлу Арманду через дочь гвоздики.
«Какие гвоздики?! - возмущается Павел Николаевич, - отдай их медсестрам. Он украл мой фильм, он меня убил». Вскоре режиссёра не стало.
 
Потом актёр Андрей Андреевич Файт в книге воспоминаний пишет: «Я снимался в роли короля Виктора Эммануила III в фильме Павла Арманда «Москва — Генуя». Да и все другие близкие кино и П.Н. Арманду люди прекрасно знают, что этот фильм поставил именно он.

Сын Павла Николаевича Сергей Арманд позднее тоже станет кинематографистом. Всю жизнь проработает на студии «Мосфильм» оператором. Его профессионализм можно оценить, ещё раз просмотрев такие известные советские кинофильмы, как «Гараж», «Служебный роман», «Ирония судьбы или с лёгким паром» и другие.


ЕВГЕНИЙ БРИЛИНГ

Раннее упоминалось, что у Николая Брилинга был брат-близнец Евгений (1876-1959). Как же сложилась его судьба?

Надо сказать, что судьба Евгения Романовича была зеркальной копией судьбы брата, также как внешность. Евгений Романович Брилинг тоже ранее активный участник революционного движения, также закончил ИВТУ и стоял у истоков создания нового института. Только это был институт не автодорожный (МАДИ), а строительный (МИСИ).
Ещё в 1906 году в Москве появилось среднее строительное училище, где стали преподавать известные инженеры, архитекторы и педагоги, среди которых был и Евгений Романович Брилинг. В советское время училище было преобразовано сначала в Московский практический строительный институт с 3-х летнем сроком обучения студентов, а в 1930-м году - в Московский инженерно-строительный институт с рабфаком при нем. В мае 1934 г. Президиум комитета по высшему образованию утвердил МИСИ в числе опорных вузов, которые явились научно-исследовательской и экспериментальной базой Комитета по строительному образованию. Евгений Романович стал организатором, первым руководителем и профессором кафедры «Строительной механики» факультета ПГС в МИСИ.

Евгений Брилинг был женат на Варваре Евгеньевне, ур.Арманд (сестре жены брата Николая), у супругов было 3 дочери и 2 сына.

Скончался Евгений Романович в 1959 году. Спустя три года в 1961 году не станет и его брата - близнеца Николая Романовича. Оба похоронены на Введенском кладбище в Москве.


ЕВГЕНИЙ АРМАНД

Теперь читателю должно быть понятно, почему молодые супруги Евгений Борисович, внук Евгения Евгеньевича Арманд и Надежда Ивановна, ур. Мартышкина своего сына назвали Евгением.

Да, русское имя Евгений в семье Арманд всегда означало успех, благополучие, удачу…всегда, но не теперь. Потомки беженцев от французской революции оказались жертвами революции русской, которую сами же и призывали. Судьба не простила.

Ребёнок родился неизлечимо больным. Дожив до своего совершеннолетия, он умрёт так и не став совершенным. Похоронят его на Введенском кладбище, рядом с бабушкой Елизаветой Петровной Мартышкиной, к тому времени уже тоже ушедшей в мир иной. Позже и Надежда Ивановна Арманд (Мартышкина)  найдёт свой покой здесь же, рядом с матерью и сыном, прожив 61 год (в 1959 г.).

*

Введенское кладбище  было заложено ещё в 1771 году на Введенских горах около Немецкой слободы, когда в Москве бушевала эпидемия чумы. Носило оно до революции названия «Немецкое», «Иноверческое», так как хоронили здесь выходцев из Европы неправославного вероисповедания.
Сейчас здесь, в районе Лефортово, находятся захоронения нескольких поколений русских семей Арманд, Брилингов, чьи предки французы, немцы, поляки, англичане – католики, протестанты, лютеране.
В советское время за красной кирпичной стеной с готическими воротами  хоронили уже без различия национальности и веры, однако, за отсутствием свободной земли разрешение на захоронение давалось лишь ближайшим родственникам. Таким образом, здесь со временем появились могилы Мартышкиных, Крамаренко, Вярьвильских. Здесь же похоронены и известные актёры немецкого происхождения  Файт, отец и дочь Пельтцер. Поэтому медленно проходя по аллеям некрополя на этом удивительно тихом и зелёном островке вечного покоя посреди шумной, бурлящей жизнью столицы, то здесь, то там можно встретить фамилии людей, о которых повествует эта книга.

*

Евгений Борисович Арманд - тоже революционно настроенный товарищ, который с братьями учился в ИВТУ и стал автомобилестроителем.

Осенью 1941 года, когда немцы стоят под Москвой, он вместе с оборудованием московского Завода имени И.В.Сталина (ЗИС) эвакуируются на Волгу, в Ульяновск. С  мужем едет и Надежда Ивановна.
 
В начале зимы 1941-42 года часть цехов, связанная с производством двигателей перебрасывают на Урал, в городок Миасс, и Арманды в теплушке едут туда. Еще в 1939 году в Миассе начали строительство военного завода и проложили железнодорожную ветку, и вот теперь, морозной военной зимой прямо «с колёс» под открытым небом идёт монтаж станков и оборудования. Из-за трудностей со снабжением, многие цеха возводятся из дерева.
 
Главным инженером автоматорного завода в Миасе назначается Евгений Борисович Арманд.
 
Первый цех Миасского автомоторного завода заработал в марте 1942 года,  в апреле уже была собрана первая промышленная партия двигателей, а спустя год производство грузовых автомобилей полностью переводят из Ульяновска в Миасс. Так во время Великой отечественной войны провинциальный город купцов, ремесленников и золотоискате¬лей в 100 км западнее Челябинска становится уральской столицей грузовых автомобилей.
 
Первая партия машин - трехтонок ЗИС-5В сошла с конвейера и была отправлена на фронт в июле 1944 года, а к концу года, несмотря на незавершенность цехов, сумели выпустить три тысячи трехтонок. В условиях военного времени конструкцию базового ЗИС-5 при¬шлось максимально упростить: кабина была деревянной со сварными гнутыми крыльями, тормоза на передних колесах отсутствовали. На автомобилях устанавливались знаменитые «Катюши».
Сейчас на площади перед автомобильным заводом «УРАЛ»  в городе Миассе Челябинской области стоит памятник первому уральскому автомобилю. А вот имя первого главного инженера завода вспоминают не часто.

БОРИС АРМАНД

Один из сыновей Рене  и Николая Евгеньевича Арманд Борис Николаевич Арманд (1898-1977) был женат на вдове расстрелянного в 1937 году Александра Ивановича Лобанова Елене Ивановне, урождённой Мартышкиной.

Елена Ивановна была осуждена вместе с первым мужем и отбывала срок в одном из лагерей ГУЛАГа. После освобождения из лагеря вернуться в Москву ей не разрешили, и она вынуждена была поселиться на 120 км. к востоку от Москвы в пристанционном посёлке «Петушки».

Деревня Петушки издавна стояла на старой и печально известной дороге Владимирке. Название ее, по легенде, произошло от условного сигнала разбойников - петушиного крика, которым они оповещали друг друга о приближении купеческого обоза, чтобы напасть на него. А в советское время эта станция стала известна в народе как  некое райское утопическое место, которое предстаёт в мечтах беспробудного алкоголика Венички Ерофеева из нашумевшей в начале 70-х годов автобиографической повести «Москва-Петушки». Веничке - «герою нового времени», единственный способ выживания которого пьянство, не суждено будет доехать до этого места мечты, где «даже у тех, кто не просыхает по неделям, взгляд бездонен и ясен…"

Вот в таком печальном месте оказались в конце сороковых годов одна из дочерей  Ивана Егоровича и Елизаветы Петровны Мартышкиных Елена и муж другой дочери, Елизаветы, Давид Васильевич Вярьвильский. Да и оказались они здесь, вместе, не так далеко от Москвы, благодаря лишь хлопотам младшей дочери Ивана Егоровича Надежде Арманд.
Также благодаря Надежде сошлись и соединились два уже не молодых, одиноких, много уже переживших сердца её сестры Елены Ивановны и деверя Бориса Николаевича.

Борис Николаевич в семье Рене и Николая Арманд родился последним. Как и все остальные дети получил высшее образование и знал четыре иностранных языка. Но в отличие от своих родных и двоюродных братьев, он не стал ни автомобилистом, ни кинематографистом.

Борис Николаевич Арманд получит высокое признание как охотовед. В 30-х годах он начнёт работать в Главном управлении охоты и звероводства Наркомзема СССР; станет тренером на конном заводе, а затем аттестованным ЦКК экспертом Всесоюзной категории по охотничьему собаководству. В составе Всесоюзного кинологического совета, Б.Н. Арманд примет участие в составлении всех существующих правил, инструкций и положений по охотничьему собаководству. Ему будет присвоено звание почётного члена Московского общества охотников и рыболовов.
 
Страсть к верховой езде и к охоте с гончими к Борису пришла ещё в юношеские годы, когда он жил в имении родителей. Случилось ему побывать в родных местах уже в послевоенное время в 1946 году. Его вызвали в местное охотхозяйство осмотреть заболевшую гончую. Добирались они с сотрудницей электричкой, и сошли со старушками, которые ездили в Москву продавать молоко (тогда были разрешены коммерческие магазины). Из столицы пожилые женщины возвращались с большими сумками, заполненными хлебными батонами и, идя с Армандом и его спутницей по дороге, всё ворчали, что в деревенскую лавку привозят один керосин.
И тут, не выдавая себя, Борис Николаевич поинтересовался, а как жилось им при фабрикантах? И попутчицы, перебивая друг друга, стали возбуждённо рассказывать, как хозяин, Николай Евгеньевич Арманд одевал их детишек, дарил на праздники бабам одежду, отрезы фабричных тканей, а то и давал распоряжение управляющему: «Дай, сколько нужно!»; у мужиков была работа и крыша над головой.  Хозяин всегда защищал своих рабочих. Когда во время Первой революции 1905 года все предприятия бастовали, на фабрику был направлен отряд полиции. Но Николай Арманд вышел к ним и заявил:

— Пока я хозяин, ни один полицейский на территорию фабрики не войдёт! Я сам разберусь!

- Хороший был хозяин, - закончили старушки свой рассказ.***

Возглавляя после войны отдел собаководства в системе Московского общества охотников и рыболовов, Борис Николаевич создаст один из лучших питомников гончих собак. Гончие этого питомника будут выделяться среди других собак не только по экстерьеру, но и по рабочим качествам и получать высокие оценки на выставочных рингах и полевых испытаниях.

Бориса Арманда вспоминают как одного из самых строгих и принципиальных экспертов. Он судил выставки и испытания, постоянно проводил экспертизу собак на всесоюзных, республиканских и областных выставках.
Своим богатым опытом известный коневод и кинолог будет делиться в журналах « Коневодство», «Охота и охотничье хозяйство», станет соавтором ряда научных изданий.

Большую любовь Бориса Николаевича к гончим разделял его племянник Сергей Павлович Арманд. Он, оператор «Мосфильма», поддерживал с дядей тесные отношения, часто приезжал на выставки охотничьих собак.
И, конечно же, имея близких родственников - кинематографистов, кинолог Борис Арманд всё же не мог обойти стороной и такую сферу деятельности, как кино. Скорее даже историческое кино с участием красивых, хорошо тренированных гончих не могло обойтись без такого опытного наставника.

Леоновская база «кинозвёзд животного мира» киностудии «Центрнаучфильм» размещалась близ станции «Петушки» Владимирской области.
Здесь на площади в пять гектаров (сейчас на 27 га) были построены многочисленные вольеры, тренировочные и съёмочные площадки и были созданы необходимые природные условия для того, чтобы «актёры» чувствовали себя на съёмочной площадке, как в привычной для них среде обитания.  На зообазе профессионально готовили  питомцев для съемок  и создавали многие художественные, научно-популярные и документальные фильмы с участием животных. Здесь начинал известный кинорежиссёр А.М. Згуриди, готовил свои передачи Николай Дроздов.

До войны Борис Арманд жил в самом сердце Москвы, в доме на Знаменке. Но после одного из фашистских авианалётов дом был разрушен прямым попаданием бомбы. Известный кинолог долгое время жил один, без постоянного жилья и спал на своём рабочем столе.

И вот теперь у него появился домашний очаг за 101-м километром. Но даже само осознание того, что его всегда ждут, о нём заботятся, в нём нуждаются, теперь согревало теплом душу.

В Москве Борис Николаевич стоя в длинных очередях, закупая продукты и возил огромными сумками своей жене электричкой «Москва-Петушки». А в обратный путь свояк Давид Васильевич Вярьвильский провожал его с просьбой передать кому-либо из родных очередное письмо или опустить его в Москве в почтовый ящик, чтобы то быстрее дошло до адресата.




ПРИМЕЧАНИЯ:

* Евгения Гершкович. Московская династия: Брилинги—Арманды – Москвич Mag – 04.02.2021 (moskvichmag.ru)

** Наталия Морозова. Павел Арманд, или Душевная нежность к людям. 7 мая, 2018, Культура. Интервью с дочерью Рене Арманд: (rus.lsm.lv/statja/kultura)

***По жизни с гончими / В. Н. Петров. - Калуга : Золотая аллея, 2012. - 336 с.

ДАЛЕЕ:http://proza.ru/2021/09/23/564

К СОДЕРЖАНИЮ: http://proza.ru/avtor/79379102895&book=5#5