Места нашего детства

Оксана Латынская
Возвращаться в места своего детства – это особое, ни с чем не сравнимое удовольствие.
Недавно, разговаривая с сестрой по телефону, я поделилась с ней своим давним желанием посетить наш двор, в котором мы выросли. Каждый раз, возвращаясь с работы, я проезжаю мимо нашего двора, с тоской вглядываясь в пролетающие, скрытые за кроной деревьев участки, смутно напоминающие мне о прошлом. И каждый раз я обещаю себе приехать туда, чтобы, не спеша, побродить по закоулкам и тропинкам и окунуться в мир детских воспоминаний. И вот этот день настал.
Получилось всё довольно спонтанно. Вообще, я давно заметила, что самые лучшие встречи, путешествия и любые подобные мероприятия получаются именно в тех случаях, когда их не планируешь заранее. Я просто позвонила сестре в свободную минуту, чтобы узнать, как дела, а через час мы уже ехали в наш дворик.
За более, чем два десятка лет здесь многое переменилось. В центре двора построили детскую площадку, вырубили несколько кустов моего любимого жасмина, который рос у нас под окнами, а также поменяли входную дверь в наш подъезд, установив домофон. Зато неизменным остался наш балкон, который был застеклён много лет назад собственноручно нашим отцом. Видимо, новые обитатели нашей квартиры сочли работу достаточно качественной и не стали менять дерево на избитый пластик. Низкий им за это поклон.
Справедливости ради надо сказать, что наш двор никогда не был особо ухоженным. Но это был НАШ двор, и мы его любили таким, каким он был, со всеми его достоинствами и недостатками, начиная от благоухающей акации и раскидистого могучего каштана до вечно ругающихся за стенкой соседей и задиристого мальчишки по имени Ярик из дома напротив. Эдакая безусловная, наивная и чистая любовь. Но за прошедшие десятилетия двор уже перестал быть нашим в самом глубоком смысле этого слова, поскольку большинство знакомых и друзей, которые там выросли, жизнь разбросала по разным районам, городам и даже странам. Теперь на лавочках сидели незнакомые полные мамаши, а на качелях катались их незнакомые нам дети. И только несколько прохожих, отдалённо напоминающих кого-то из прошлого, спешили к себе домой.
Свою экскурсию в детство мы начали со ступенек, ведущих к небольшому двухэтажному дому, который почему-то был (и остаётся) для меня каким-то особенным, необычным, отличавшимся от других домов не только количеством этажей, но и людьми, его населявшими. Я любила сидеть на лавочке возле этого дома и представлять, что там живут добрые, воспитанные, интеллигентные во всех смыслах и красиво одетые люди. Возможно, так оно и было. Рядом находился не менее примечательный дом, в котором я была частой гостьей. Там жила бабушка моей подружки Риты. Их квартира была расположена на пятом этаже и смотрела окнами на юг, благодаря чему была всегда залита солнечным светом. Наверное, именно поэтому у Риткиной бабушки было всегда такое превосходное солнечное настроение. Каждый раз она неизменно встречала нас искренней улыбкой и вкусным угощением. Нетрудно догадаться, что я очень любила бывать у них в гостях, тем более, что моя любимая бабушка жила слишком далеко, в Сибири, и приезжала к нам всего несколько раз. Зато какой это был для нас праздник! Возвращаясь со школы, мы радовались тому, что на кухне горит свет, а вся квартира пропитана ароматом вкуснейших блинчиков с творогом, мясом и яблоком – на любой вкус! А посередине стола важно стоял большой кувшин с молоком. Эта забота была не только бесценной, но и целительной во всех смыслах… Но вернёмся в наш двор.
Интересно, как люди, живущие в том или ином доме, создают его энергетику. Например, в детстве я считала некоторые дома или отдельные подъезды какими-то неблагополучными и старалась даже не ходить мимо них. Даже внешне они казались мне какими-то угрюмыми и тёмными. Тогда я не отдавала себе отчёт, что послужило причиной такого отношения к объекту недвижимости, но сейчас я понимаю, что это были именно неблагополучные семьи, в которых родители регулярно выпивали, бранились, а дети выглядели неопрятно и плохо учились в школе. Картина создавалась грустная, и я старалась не только не думать о них, но и не общаться с подобными людьми, как будто их невзгоды были заразны.
В противовес им, все жители нашего подъезда автоматически переходили в ранг хороших людей! Ничто не могло этому помешать: ни скандалы соседей, ни плохие оценки в школе у моей подруги, ни алкоголизм дворника с первого этажа. Сам факт того, что эти люди жили в нашем подъезде, говорил исключительно в их пользу и заранее во всём их оправдывал. В детстве мне вообще казалось, что меня окружает всё самое лучшее, и я с удовольствием смотрела на свой придуманный мир через розовые очки. Исключением, пожалуй, была только школа – там эти очки с меня безжалостно срывали, и я адекватно оценивала окружающую действительность.
Говоря о месте, где мы выросли, нельзя умолчать о его ландшафте. Сбоку от нашего дома пролегала длинная горка, через которую проходил наш путь в школу и обратно. Зима тогда чаще радовала нас снегом, чем сейчас современную детвору. И вот, когда выпадал снег, мы хватали санки и гурьбой неслись на горку, создавая порой кучу-малу и превращая снег в лёд. На следующее утро горка принадлежала только нам: движение взрослых и автомобилей по ней прекращалось до первого таяния снега! Это было настолько весело, что было похоже на сказку, и даже родители в эти снежные дни становились менее строгими и не «загоняли» нас домой до самого позднего вечера. В такие времена я любила проснуться пораньше, когда ещё не рассвело, и из окна спальни, высунув нос в приоткрытую форточку, наслаждаться кристально-чистым морозным воздухом и с восхищением наблюдать, как под светом ближайшего фонаря всеми цветами радуги переливаются мириады бриллиантовых снежинок. И в это же самое время я тихо радовалась свету в окнах кочегарки за нашим домом и чувствовала благодарность к тому, кто тоже сейчас не спит, потому что заботится о тепле в наших домах, и от этого на душе становилось ещё уютней.
Но каждый сезон хорош по-своему. Летом наша горка служила самым лучшим местом для катания на роликовых коньках. Я со своей подругой Наташкой разгонялись на роликах и с диким восторгом на всей скорости летели с горки как сумасшедшие! Иногда, правда, случайно попавшийся на пути мелкий камешек становился причиной аварии и небольших неприятностей в виде содранных коленок, но это никак не могло повлиять на наше увлечение и получаемую от него радость.
Воспоминания… Как их много нахлынуло, стоило только посетить место, где мы росли. Возле того подъезда я случайно «сбила» скандальную рыжеволосую бабку, когда училась кататься на велосипеде, а потом она приходила к нам домой и грозилась, что поставит меня на учёт в детскую комнату милиции. А под тем окном, играя с друзьями, я нашла золотую цепочку и отнесла её маме. На этих ступеньках мы играли в «съедобное-несъедобное», всякий раз забавляясь, когда кто-нибудь ловил мяч, съедая виртуального слона или ещё что-нибудь невкусное. Двор позволял нам открывать для себя новые возможности, ощущения, заставлял нас чувствовать жизнь каждой клеточкой тела. Это была жизнь без мобильных телефонов и компьютеров, и я искренне этому рада. Ведь они не успели у нас украсть наше сумасшедшее, в самом лучшем смысле этого слова, детство!