Рыбьи пляски

Алексей Решетняк
                Волшебный край! Там в стары годы,
                Сатиры смелой властелин,
                Блистал Фонвизин, друг свободы …
                А. С. Пушкин, Евгений Онегин. Гл. 1 
 
    Раннее утро. Владимир, вышел из машины, потянулся. Подошел к берегу озера, наклонился, умылся, посмотрел на небо.  До восхода солнца, над лесом висели лиловые облака с огненным ободком. Взгляд замер на минуту,  он видел, как поднималось солнце, оно было багровое. Вдали кромка леса и небо, все окрасилось красноватым цветом.  Задумался.  Он часто приезжал на свою малую родину, на дальнее озеро, чтобы как в детстве встретить рассвет, половить удочкой рыбу. Раньше на берегу он ставил палатку, сейчас купил «дом на колесах». Где все было для жизни, отдыха.
   Опустил взгляд на воду. Неожиданно над головой, со свистом, стала садиться стайка уток на воду, у них снизу все тело и крылья были розового цвета. Володя вздохнул и тихо сказал: «необыкновенный рассвет!»   
   Вдалеке, на воде красноватые волны, дробились на ветру. Вдруг из красноватых волн, стали выскакивать маленькие рыбки. Вылетали стайками, головой вверх и подали в красную воду. Вот чудеса! Думал Володя. Они тоже красные, ему показалось, они плясали на воде! Через минуту, в том месте раздался глухой всплеск. Он улыбнулся «наверно окунь гоняет мелюзгу», подумал  и вдохнул полной грудью.       
    Солнце медленно поднималось. Красный цвет стал исчезать. То тут, то там продолжали выскакивать стайки рыб, но они уже были серебристого цвета. Вода потемнела. Небо окрасилось в свой золотистый цвет. Облака медленно исчезали за горизонтом.
  Володя посмотрел на уток, которые копошились у берега, взгляд его был печальный. Наступала осень, птицы готовились к перелёту на юг. А как радостно он встречал их весной. Вспомнил, тогда даже песенка маленькой овсянки, превращала пасмурный день,  в радостный, ясный!    
   Долго стоял, потом развел на песке костерок, повесил на перекладину чайник. Достал с багажника раскладное кресло, сел так, чтобы дым отгонял комаров. Мысли даже здесь, на природе, пытались вернуть его на работу. Он руководил супермаркетом «Купец».  Корона вирус смешал все его планы, надежду на лучшее. Упала выручка, и пошло … все! Надо успокоиться!  Приказал  себе. Прислушался,  тишина! И …
    Вдруг видит, кто то идет по берегу озера, прямо к нему. Одет?  На голове косичка. Удивительно, он не слышит его шагов. Гость подошел ближе.
- Не помешаю? - голос странный, – иду, слышу, ты на кого то ругаешь?
- Как слышу? Я молчу!
- Эх, люди! Кто – то не слышит, когда ему громко говорят, другие слышат, о чем ты думаешь.
- Вы? Кто?
- Я человек!  Шатаюсь по свету и вдоль и поперек, что мог увидеть я, того не простерег.  Видал и трусов я, видал я и нахалов, видал простых господ, видал и генералов. И все мне кажется, на свете, суета. Здесь вижу мотовство, а там я вижу скупость, куда не обернусь, везде я вижу глупость. Да сверх того еще приметил я, что свет столь много  времени неправедно живет. Иные резвятся, хохочут, пляшут, скачут. Другие морщатся, грустят, тоскуют, плачут. Вот так вертится свет, а для чего он так, не ведает того ни умный, ни дурак.  А я много  лет хожу, хожу … - гость замолчал.
   Для Володи рассказ показался странным, несовременным. Но смысл жизни в его речах знаком, он и сейчас прав! Гость продолжал говорить?  А он слушать. 
 - Раньше один человек назывался ТЫ, - а не ВЫ. Теперь кое - кто считают себя за многих. Хотя они, многие не стоят одного.      
- Да нет! Я не такой –  Володя посмотрел на гостя, - если не торопитесь, попьем чаю. Я сейчас стул принесу. А где ваша машина?
- Машина? - гость улыбнулся, - я человек с другого времени.
- Не понял?  Шутка такая? – Володя встал, пошел за стулом.
- Нет, ведь вечность нельзя остановить! Мы жили на этой, своей земле, своим умом, теперь вы  свои головы набивают чужим, - спокойно сказал гость,-  сейчас, в чести мода: на одежду, на знание мода, как на пуговицы, брошки.  Наружность вас ослепляет.  Вы забываете, прошлое! А оно рядом всегда! 
  Володя даже вздрогнул, у него промелькнуло в голове, что так встречи бывали и раньше, когда он долго читал, думал. Он видел людей, слышал голоса. И получалось, это уже не он читает, а ему рассказывают, а он слушает. Чудеса, да и только!
- Садись! И расскажи, кто ты будешь?
    Гость сел на стул, задумался, посмотрел на озеро, заговорил: «Мой прародитель был немецкий барон Питер Фон Визин. В царствие Ивана  4, во время Ливонской войны попал в плен. После войны остался в России. Жил в Москве. Пошел на службу, но при записи фамилия стала короче. Я стал Денис Иванович Фонвизин. Писатель, - он как то странно смотрел, то на воду то лес.
- Говорят, раньше не понимали искусство, - гость даже улыбнулся, -  приведу пример, 1782 год, 24 сентября. Благодаря содействию всесильного Потемкина, мною написанная комедия «Недоросль», была разыграна в театре на Царицыном лугу. Актерами придворного театра. Успех! Публика аплодировала пьесе метанием кошельков на сцену! Особенно хорошо они аплодировали артисту, игравшему Стародума. Текст с политическим намеком!  Для меня это было очень важно».
   Володя слушал.  Посторонние звуки исчезли, не мешали  собеседнику.
 - Я слышал, ты собираешься жениться? – гость встал, - но вы боитесь, у каждого свой бизнес! Страх! Запомни: робкий человек бежит назад, трусливый нейдет в перед. На них нельзя надеется.  Почитай мою пьесу она поможет понять смысл жизни. Как говорил герой пьесы: «Для прихоти одного человека, всей Сибири мало! – гость посмотрел на Володю, и добавил - разве тот счастлив, кто счастлив один?»  Помолчал, добавил. 
- Ну что друг я пойду, а ты посмотри на природу и прошлое отзовется тебе тихим эхом.
   Раздалось громкое кряканье уток. Володя резко встал, повернулся к озеру. Потом осмотрелся вокруг, никого. Значит, я задремал! Но предки  приходят во сне, и говорят с ним! Значит, они думают о нас?