Когда Айседора Дункан танцевала в Мюнхене...

Анатолий Гурьевич Холодюк
Фото: Здание "Kuenstlerhaus" в Мюнхене (на снимке - справа)  в 1900 году. Фото из открытых источников.


                ...невыносимо, когда бездарен,
                когда талантлив — невыносимей...

                А. Вознесенский
 
В центре Мюнхена, рядом с главной синагогой на площади Ленбахплац,  29 марта 1900 года открыли «Кюнстлерхауз», где для элитарной публики проходили концерты и вечера встреч с  местными артистами и гастролерами. Это здание  сохранилось и по сей день. Здесь выступали многие артисты с мировым именем. Одной из них была  знаменитая американская танцовщица Айседора Дункан  (27.05.1877 – 14.09.1927 ). Она приехала в  баварскую столицу  летом 1902 года   после  первого большого  публичного   успеха в апреле 1901 года в Будапеште. Выступления  «экзотической диковинки» из США , уже знакомой зрителям Лондона и Парижа, послужили поводом для появления в местных газетах  Мюнхена таких заголовков  - «Это случилось в Кюнстлерхаузе», «Скандал в Кюнстлерхаузе». Одиозные оценки были вызваны тем, что артистка,  появившаяся на сцене  перед шокированной публикой без балетных туфель и привычного для того времени корсажа. Коме того, танцевальный костюм она заменила легкой греческой туникой и двигалась по сцене  босиком или в греческих сандалиях.

Избалованные гастролями знаменитых артистов мюнхенские любители танца  критиковали не только  дерзкий лозунг А. Дункан - «Свобода тела и духа рождает творческую мысль», но и технику  ее танца. Подумать только, пластика американской танцовщицы  состояла из элементов ходьбы, бега (босиком!) на полушагах и легких прыжков! Возмущало зрителей  и то, что А. Дункан танцевала под музыку Бетховена, совсем не предназначенную для танца! Лишь молодым и редким ценителям искусства приглянулись импровизация и пантомимика заморской артистки. Что бы там не говорили в антракте  ворчуны, танец Дункан  все же оказал эмоциональное воздействие  на некоторых молодых людей в сфере искусства.

Параллельно с концертным выступлением  Айседора Дункан выразила на встрече в Кюнстлерхаузе  свои впечатления об искусстве танца в специальной лекции «Танец будущего». Главное качество танца, по версии Дункан, - максимальное раскрепощение исполнителя. Американская дива свободного танца  рассказала баварцам и о себе, в частности, о том, что в Сан-Франциско все четверо  детей в семействе Дункан  посвятили себя искусству.

Идея  создания у Айседоры  «своего» танца возникла  у нее постепенно. Дебютировала она в 1899 году в Америке, но не смогла там найти  постоянного места работы. Растрачивать свой танцевальный талант на второстепенных ролях  и "подтанцовках" в кабаре или провинциальных театрах она желала. По этой причине  Айседора с матерью и братом переехала в Европу. Древнегреческие фрески и росписи на вазах и скульптурах, признавалась А. Дункан, служили для нее  идеалом в выборе фигур  движений в танце.

В Мюнхене любители искусства поняли, что  вздорная  американка , отрицая классический танец, агитирует зрителей за танец в стиле  модерн. Привлекательными на первый взгляд показались ее идеи об «общедоступности танцевального искусства» и об «открытии массовых школ», где все желающие познавали бы «красоту естественных движений танца». Первые выступления  Айседоры Дункан в Мюнхене  помогли найти сторонников ее идей и  состоятельных покровителей. Она вскоре подписала контракт и готовилась преподавать искусство танца  в частных школах Германии. Только в 1904 году танцовщица открыла собственную школу, но не в Баварии, а поблизости от Берлина.

Тем временем немецкие газеты язвительно писали о том, что А. Дункан предлагала воспринимать танец как искусство раскрепощения личности,  отстаивая право женщины не вступать в брачные отношения с мужчинами, но любить их и иметь от них детей по своему желанию. У самой А. Дункан родились дети от свободной любви. Отцом девочки Дэрдри (1906-1913) был  Эдвард Гордон Крэг (1872 -1966),  театральный и оперный режиссер эпохи модернизма.  С ним Дункан  рассталась добровольно и без слез, чтобы «каждый мог служить своему делу». Сын Патрик  (1910 -1913) рожден  был от Париса Зингера - наследника американского изобретателя швейной машинки Исaака Меррита  Зингера (" Айзек", 1811 -1875). Интересно, что в своих мемуарах «Моя жизнь» А. Дункан именовала П. Зингера «Лоэнгрином» - героем оперы  немецкого композитора Рихарда Вагнера (1813-1883). Баварцы прочитали в газетах и том, что маленькие дети Айседоры от разных отцов погибли в автокатастрофе в 1913 году. Некоторые ее современники полагали, что это было спланированное убийство по заданию одного из конкурентов отца маленького Патрика – Париса Зингера.

В Мюнхене, где в начале 900-х годов прошлого века скандально начиналась  в Европе танцевальная карьера  А. Дункан и откуда продолжилось ее турне по европейским столицам, люди искусства, особенно обыватели, следили по материалам бульварной прессы за последующими скандалами в личной жизни жизни американской танцовщицы. Это, правда, уже случилось в советской России где она, Айседора Дункан, одной из первых заморских артистов приветствовала образование советского государства. Сам Ленин явился 7 ноября 1921 года в Большой театр, чтобы  полюбоваться телом и свободной пластикой Айседоры, танцевавшей на сцене под мелодии революционных песен «Варшавянка» и «Интернационал». Далее экзотическая танцовщица, невзирая на  сплетни и пересуды в СССР и Америке решила в своем зрелом  возрасте создать новое «маленькое личное счастье» с русским красавцем-поэтом  Сергеем Есениным, который был намного моложе ее.
 
Айседора Дункан, будучи одной из основоположниц «танца будущего», так и не сумела создать своей профессиональной системы, хотя у нее и были последователи, например,  из числа шести ею удочеренных  девушек, которые пропагандировали  после ее гибели в Ницце "танец Айседоры".  Доказываемое А. Дункан кредо в 1902 году в мюнхенском «Кюнстлерхаузе» - движения тела должны выражать «внутренний импульс» - на практике воплотилось, по мнению авторитетных экспертов танца ,   «в ограниченность танцевальных возможностей из-за отсутствия элементарной танцевальной техники». Сегодня последователей Айседоры Дункан в Мюнхене нет. О ней напоминают лишь  подшивки старых газет.


От автора. Первая публикация этой статьи  - в германской русскоязычной газете «Контакт» (Ганновер), N17, 10 -23 августа 2002 года. Доработана автором в сентябре 2021 года.