Фото: Здание "Kuenstlerhaus" в Мюнхене (на снимке - справа) в 1900 году. Фото из открытых источников.
...невыносимо, когда бездарен,
когда талантлив — невыносимей...
А. Вознесенский
В центре Мюнхена, рядом с главной синагогой на площади Ленбахплац, 29 марта 1900 года открыли «Кюнстлерхауз», где для элитарной публики проходили концерты и вечера встреч с местными артистами и гастролерами. Это здание сохранилось и по сей день. Здесь выступали многие артисты с мировым именем. Одной из них была знаменитая американская танцовщица Айседора Дункан (27.05.1877 – 14.09.1927 ). Она приехала в баварскую столицу летом 1902 года после первого большого публичного успеха в апреле 1901 года в Будапеште. Выступления «экзотической диковинки» из США , уже знакомой зрителям Лондона и Парижа, послужили поводом для появления в местных газетах Мюнхена таких заголовков - «Это случилось в Кюнстлерхаузе», «Скандал в Кюнстлерхаузе». Одиозные оценки были вызваны тем, что артистка, появившаяся на сцене перед шокированной публикой без балетных туфель и привычного для того времени корсажа. Коме того, танцевальный костюм она заменила легкой греческой туникой и двигалась по сцене босиком или в греческих сандалиях.
Избалованные гастролями знаменитых артистов мюнхенские любители танца критиковали не только дерзкий лозунг А. Дункан - «Свобода тела и духа рождает творческую мысль», но и технику ее танца. Подумать только, пластика американской танцовщицы состояла из элементов ходьбы, бега (босиком!) на полушагах и легких прыжков! Возмущало зрителей и то, что А. Дункан танцевала под музыку Бетховена, совсем не предназначенную для танца! Лишь молодым и редким ценителям искусства приглянулись импровизация и пантомимика заморской артистки. Что бы там не говорили в антракте ворчуны, танец Дункан все же оказал эмоциональное воздействие на некоторых молодых людей в сфере искусства.
Параллельно с концертным выступлением Айседора Дункан выразила на встрече в Кюнстлерхаузе свои впечатления об искусстве танца в специальной лекции «Танец будущего». Главное качество танца, по версии Дункан, - максимальное раскрепощение исполнителя. Американская дива свободного танца рассказала баварцам и о себе, в частности, о том, что в Сан-Франциско все четверо детей в семействе Дункан посвятили себя искусству.
Идея создания у Айседоры «своего» танца возникла у нее постепенно. Дебютировала она в 1899 году в Америке, но не смогла там найти постоянного места работы. Растрачивать свой танцевальный талант на второстепенных ролях и "подтанцовках" в кабаре или провинциальных театрах она желала. По этой причине Айседора с матерью и братом переехала в Европу. Древнегреческие фрески и росписи на вазах и скульптурах, признавалась А. Дункан, служили для нее идеалом в выборе фигур движений в танце.
В Мюнхене любители искусства поняли, что вздорная американка , отрицая классический танец, агитирует зрителей за танец в стиле модерн. Привлекательными на первый взгляд показались ее идеи об «общедоступности танцевального искусства» и об «открытии массовых школ», где все желающие познавали бы «красоту естественных движений танца». Первые выступления Айседоры Дункан в Мюнхене помогли найти сторонников ее идей и состоятельных покровителей. Она вскоре подписала контракт и готовилась преподавать искусство танца в частных школах Германии. Только в 1904 году танцовщица открыла собственную школу, но не в Баварии, а поблизости от Берлина.
Тем временем немецкие газеты язвительно писали о том, что А. Дункан предлагала воспринимать танец как искусство раскрепощения личности, отстаивая право женщины не вступать в брачные отношения с мужчинами, но любить их и иметь от них детей по своему желанию. У самой А. Дункан родились дети от свободной любви. Отцом девочки Дэрдри (1906-1913) был Эдвард Гордон Крэг (1872 -1966), театральный и оперный режиссер эпохи модернизма. С ним Дункан рассталась добровольно и без слез, чтобы «каждый мог служить своему делу». Сын Патрик (1910 -1913) рожден был от Париса Зингера - наследника американского изобретателя швейной машинки Исaака Меррита Зингера (" Айзек", 1811 -1875). Интересно, что в своих мемуарах «Моя жизнь» А. Дункан именовала П. Зингера «Лоэнгрином» - героем оперы немецкого композитора Рихарда Вагнера (1813-1883). Баварцы прочитали в газетах и том, что маленькие дети Айседоры от разных отцов погибли в автокатастрофе в 1913 году. Некоторые ее современники полагали, что это было спланированное убийство по заданию одного из конкурентов отца маленького Патрика – Париса Зингера.
В Мюнхене, где в начале 900-х годов прошлого века скандально начиналась в Европе танцевальная карьера А. Дункан и откуда продолжилось ее турне по европейским столицам, люди искусства, особенно обыватели, следили по материалам бульварной прессы за последующими скандалами в личной жизни жизни американской танцовщицы. Это, правда, уже случилось в советской России где она, Айседора Дункан, одной из первых заморских артистов приветствовала образование советского государства. Сам Ленин явился 7 ноября 1921 года в Большой театр, чтобы полюбоваться телом и свободной пластикой Айседоры, танцевавшей на сцене под мелодии революционных песен «Варшавянка» и «Интернационал». Далее экзотическая танцовщица, невзирая на сплетни и пересуды в СССР и Америке решила в своем зрелом возрасте создать новое «маленькое личное счастье» с русским красавцем-поэтом Сергеем Есениным, который был намного моложе ее.
Айседора Дункан, будучи одной из основоположниц «танца будущего», так и не сумела создать своей профессиональной системы, хотя у нее и были последователи, например, из числа шести ею удочеренных девушек, которые пропагандировали после ее гибели в Ницце "танец Айседоры". Доказываемое А. Дункан кредо в 1902 году в мюнхенском «Кюнстлерхаузе» - движения тела должны выражать «внутренний импульс» - на практике воплотилось, по мнению авторитетных экспертов танца , «в ограниченность танцевальных возможностей из-за отсутствия элементарной танцевальной техники». Сегодня последователей Айседоры Дункан в Мюнхене нет. О ней напоминают лишь подшивки старых газет.
От автора. Первая публикация этой статьи - в германской русскоязычной газете «Контакт» (Ганновер), N17, 10 -23 августа 2002 года. Доработана автором в сентябре 2021 года.