Пусть буду я причастен к Бхаге!

Игорь Бабанов
Рано утром побеждающего Бхагу грозного мы хотим призывать,
Сына Адити, (того,) кто распределитель (благ),
О котором и слабый, и тот, кто считает себя сильным,
И сам царь говорит: Пусть буду я причастен к Бхаге!

Бог, древнерусск. БОГЪ, тж. БГ, БЪГЪ (мн. ч. БОЗЕ / БОГИ) - ср. санскр. bhaga nom. pr. один из Адитьев; счастье; благополучие; красота; любовь. Вероятно "Дева" (произн. "Дэва ") / "Дэв" / "Див", слово для обозначения Бога, означающее "сияющее существо", бывшее в более древнее время в употреблении и до сих пор остающееся в санскрите и современных индийских языках, постепенно, можно так выразиться, изгладилось и забылось в этом значении и, кроме того, наложилось иранское понимание этого термина, где в зороастрийской религии Дэвы/ Дивы считаются демоническими существами. Древнее слово Бхага дало в русском два слова, тождественных по сути и разных по форме: Бхага Благо и Бхага Бага Багъ Богъ Бог в смысле "Всеблаго", "Всеблагой", "То / Тот, что дает Благо". Видимо, как более широкое по смыслу, это слово и стало употребляться в русском, вместо древнего арийского Дэва.
Во Влескниге сказано: "БГ ИЕ ИЕДИНЬ И МНЪЖЕСТВЕНЬ" - "Бог есть Един и Множествен", т.е. Бог Един (Один), но Его проявлений (аспектов) - множество, таким образом все они представляют собой Единство.
Боги Правые, древнерусск. БОЗЕ ПРАВИЕ - Боги Правильные, Истинные. См. тж. Боги Русские. До нынешнего времени сохранилось восклицание "Боже Правый!".
Боги Русские, древнерусск. БЗЕ РУСЫ (БОЗЕ/ БОГИ РУСЫ). Во множественном числе и косвенных падежах единственного числа "Г" в слове БОГ изменялось в древнерусском на "З": "В БОЗЕ" - "в Боге" (например, широкоизвестное выражение "почил, т.е. упокоился в Бозе"), "БОЗЕМ" - "Богам", - но, наряду с этим, во Влескниге встречается и получившая распространение в более позднем русском языке форма "БОГОМ".
Первоначально БОЗЕ РУСЫ означало "Светлые Боги", "Боги Света" ("рус" - "светлый").
Божества Русов - не конкретные Божества античной (греко-латинской) цивилизации, но Божества-идеи, Божества-принципы, Божества-понятия. Русы для Божественного сонма - родичи, Даждьбожи (Солнечные) внуки; они не молят, а славят и призывают своих старших Родичей. Они должны помочь. Греко-латинские Божества могут помочь, но не должны. Семиты вступают, через Авраама, в союз с Богом. Русам нет надобности в таком союзе, они с Ними в родстве (единосущны и единокровны). Предки же, Щуры и Пращуры, Прадеды и Деды, уходя в Сваргу, сливаются с Божественным (ВО ЕДИНУ ПРАУДУ), - как малый свет входят в Свет Больший.
Н. Слатин
***
Боги
Влескнига. Дощ.7а Слва Бзем нашем
Бгьдаждь - Дажбог, Біелобг, Білебог, Бьлъбзіе - Білобог, Богумир, Богумиру, Богуміру, Богумірсте, Бъгоміре - Богу(о)мир (вл. ім.), Боже Бусе - ф. Бож Бус (вл. ім., знах.)
Бга, Бге, Бгі, Бгом, Бгве, Бгоуве, Бгу, Бгь, Бгьмь - ф. Бог
Богом, Богоув, Богоум, Богу, Богы - ф. Бог
Бзе, Бзем, БзЪм, Бзема, БзЪма, Бземь, Бзех, БзЪх, Бзехь, Бзі, Бзіе, Бзіем, Бзіех - ф. Боги (мн.)
Бозе, БозЪ, Бозем, БозЪм, Бозема, Бозех, Бозі, Бозіа, Бозіе, Бозіем, Бозіех, Бъже, Бъжь, Бъжьскі, Бъзех, Бъзі, Бъзіе, Бъзо - ф. множ. Боги
Бъгов, Бъгові - ф. Боги
Бжеска, Бжіа, Бжьск, Бжьскоу, Бжьстем, Бжьстіем - ф. божий, божеська (ж.)
Божденьскоу, Бождесьте, Боже, Боженьсте, Божеська, Божска, Божстіе, Божь, Божьск, Божьска, Божьске, Божьску, Божьсте, Бозка, Бозм, Бозске, Бозька, Бозькоу - ф. прикм. Божий, Божеський
Бголясіех - ф. Боголісся (священні гаї)
богансте, богатьвено, богаце, богентсве - багато, багатство, достаток
богьствы - Богування, служба Богам
бозеслушьно - богослухняність
Богощенства - досл. Богостарання, служіння Богам (Галина Лозко. Лексикографічний словник Велесової Книги, упорядник)
Дощ.30 I Сврг i iны соуте множествы яко Бг iе Iедiнь i Мнъжествень Да сен не раздiлящеть нiкiе тоа Множьства i не рещашеть якожде iмяхомь Богы многоа
***
БХАГА
Мифологическая энциклопедия
(др.-инд. Bhaga, собств. «наделитель», а также «доля», «счастье», «имущество»)
в ведийской мифологии божество класса адитьев; нередко Б. как эпитет относится к другим богам, особенно к Савитару. В «Ригведе» Б. (в основном) посвящен лишь один гимн (VII 41), но имя его встречается более 60 раз. Как и другие адитьи, Б. мало индивидуализирован, и конкретные антропоморфные черты выражены слабо. Б. — воплощение счастья, господин богатства (II 38, 10; V 41, 11 и др.), распределитель даров. Благосклонен к людям, поэтому его часто призывают в молитвах; он благословляет жертвы. Участвует в свадебной церемонии (X 85), приносит плодородие и обнаруживает отчетливые эротические ассоциации (ср. bhaga «vulva» или bh;gya применительно к сексуальному блаженству). В поздней литературе словом «В.» обозначаются богатство, слава, геройство, процветание, красота (Вишну-пур. V 74). Тот, кто обладает этими качествами,- бхагават, т. е. имеющий bhaga, и этим именем обозначается и бог, и человек. Б. правит солнцем (РВ I 136, 2), он появляется вместе с Савитаром, и его призывают одновременно с другими солярными божествами (Майтр.-самх. I 6, 12). Ушас, богиня утренней зари,- сестра В. Упоминается ладья Б. (РВ II 36, 5). Он часто выступает вместе с Арьяманом. В «Тайттирия-брахмане» (I 1, 2, 4) Б. принадлежит созвездие Пурва-пхалгуни, а Арьяману — Уттара-пхалгуни. В «Ригведе» (X 125, 2) персонифицированная речь Вач несет Б. В эпической литературе Б. упоминается в списках адитьев (ср. Мбх. I 59; Рам. II 25, 21-22; Хариваншу III 60-62). При первом жертвоприношении, устроенном Дакшей. Рудра, который не был приглашен богами, пронзает стрелой жертву и наносит увечья сыновьям Адити, в частности, ослепляет Б.; после просьбы о пощаде он возвращает В. глаза.Ближайшее соответствие Б. — в авест. ба;а, др.-перс. baga — «бог», «господин», в поздних частях «Авесты» это слово употребляется для обозначения Ахурамазды и Митры. Согдийск. ;; выступает именно как бог свадьбы (а не богатства), вытеснивший Арьямана и образующий пару с Митрой. Слав. bogъ — «бог» также связано с именем Б.
В.Н. Топоров.
***
Ригведа VII, 41. К Бхаге и другим богам
Тема - Бхага другие боги. Размеры: стих 1 - джагати, 2-7 - триштубх.
Гимн посвящен Бхаге по преимуществу: этот бог так или иначе упоминается в шести стихах из семи, а стихи 2-5 обращены только к нему. В перечне богов в стихе 1 имя Бхаги занимает центральное место. Стихи 2-5 построены по типу заговора, в котором все строится вокруг "магического слова" - имени бога, употребляемого в отмеченных местах метрической схемы (особенно в начале строки), и которое в тексте гимна эхом отзывается в звуковых намеках. Имя bhaga- имеет также нарицательное значение: "наделитель"; "счастливая доля", "счастье", и на этом ведется игра в гимне - ср. слово "счастливый" (bhagavant-) в стихах 4-5, которое одновременно значит "имеющий Бхагу", а также многочисленные созвучия с именем бога, не имеющие под собой этимологической основы.
1 Рано утром (pratar)…- Стих построен по принципу балансированных синтаксических структур, каждая пада начинается со слова pratar - речь идет об утреннем обряде выжимания сомы.
2d…Пусть буду я причастен к Бхаге (bhagam bhaksi)! - Глагольная форма является звуковым намеком на имя бога

1 Рано утром Агни, рано утром Индру мы призываем,
Рано утром Митру-Варуну, рано утром Ашвинов,
Рано утром Бхагу, Пушана, Брахманаспати,
Рано утром Сому, а также Рудру мы хотим призывать.

2 Рано утром побеждающего Бхагу грозного мы хотим призывать,
Сына Адити, (того,) кто распределитель (благ),
О котором и слабый, и тот, кто считает себя сильным,
И сам царь говорит: Пусть буду я причастен к Бхаге!

3 О Бхага, ведущий вперед, о Бхага, истинно дарящий,
О Бхага, поддержи эту молитву, одаряя нас!
О Бхага, обогати нас коровами (и) конями!
О Бхага, пусть мы, богатые мужами, выделяемся мужами!

4 А также пусть будем мы сейчас счастливыми,
А также утром, а также в середине дней,
А также на восходе солнца, о щедрый!
Пусть будем мы в милости у богов!

5 Это Бхага пусть будет носителем счастья, о боги!
С ним (и) мы пусть будем счастливыми!
Ведь каждый громко зовет тебя, о Бхага.
Будь нам тут, о Бхага, идущим впереди!

6 Пусть утренние зори склонятся вместе перед обрядом,
Словно Дадхикраван, перед чистой обителью!
В наши края пусть привезут нам Бхагу, находящего добро,
Словно кони, завоевывающие награду, - колесницу!

7 Богатые конями, богатые коровами, богатые мужами,
Пусть всегда для нас зажигаются утренние зори, благодатные,
Доясь жиром, набухшие!
Защищайте вы нас всегда своими милостями!