Сын

Елена Максимова 7
                Эту  историю  мне  поведала  моя  новая  знакомая  Татьяна  Михайловна. Так  случилось, что  прошлой  зимой  я  заболела  и  угодила  в  стационар. Последний  раз  лежала  в  больнице  давно. И  в  этот  раз  отчаянно  сопротивлялась, но  родные  не  вняли  моим  воплям, упекли-таки.
                Палата  оказалась  двухместная  со  своим  душем  и  туалетом. Кормили  очень  хорошо. Одним  словом,  лежи  себе, получай  лечение, да  выздоравливай. В  первый  день  мы  только  познакомились  с  соседкой. Она  оказалась  женщиной  неразговорчивой. Это  я  -  болтушка, за  три  дня  рассказала  о  своей  жизни  всё, может  быть, даже  лишнего  наговорила, чего  постороннему  человеку  и  знать  не  надобно . Но  постепенно  Татьяна  Михайловна  начала  со  мною  общаться  более  откровенно. Это  была  женщина  лет  шестидесяти, я  догадывалась, что  она  прожила  нелёгкую  жизнь. Чувствовалось, что  её  гложет  какая-то  проблема, но  говорить  о  ней  она  не  желает. А  я  и  не  лезла  в  душу. Захочет, сама  расскажет. Из  палаты  выходить  не  разрешалось,  а  при  моей-то  клаустрофобии  это  было  невыносимо. Отчасти  поэтому  я  и  старалась  много  разговаривать,  круглосуточное  молчание  было  мне  в  тягость. И  вот  наступил  момент, когда  Татьяна  Михайловна  решилась  мне  открыться. Привожу  её  рассказ  от  первого  лица.
                «Я  прожила  очень  трудную  жизнь. Поздно  вышла  замуж. Поскольку  была  уже  старой  девой, выбора  у  меня  не  было, кто  посватался, за  того и  пошла. Мужа  своего  не  любила, просто  хотелось  быть, «как   все». Ребёнка  родить  для  себя  без  мужа  не  позволяли  мои  моральные  принципы. Не  так  была  воспитана, держала  себя  с  парнями  строго, поэтому  и  замуж  вовремя  не  вышла. Худо-бедно  зажили  с  мужем  одной  семьёй. Вскоре  я  родила  сыночка. Только  рос  он  болезненным, хилым. Думала, что  и  не  выживет  вовсе. Сколько  трудов  мне  стоило  его  поднять, одному  Богу  известно! Мужа  как  будто  и  не  было  в  моей  жизни. Пил, гулял, ни  в  чём  мне  не  помогал. Сын  рос, как  трава  подзаборная. Уж  как  я  старалась  уберечь  его  от  дурной  компании! Не  смогла! Подружился  он  с  плохими   ребятами, начал  рано  пить, курить, дерзить  мне. Часто  прогуливал  школу, думала, что  выпустят  его  с «волчьим  билетом». Слава  Богу, худо-бедно, но  закончил, получил  среднее  образование. Поступил  в  колледж. Я  немного успокоилась, обрадовалась, мол, поумнел  парень, повзрослел. Как  бы  не  так! Учиться  он  и  в колледже  не  стал, выгнали  за «примерное»  поведение. Призвали  сына  в  армию. Думала, ну  уж  там-то  точно  человеком  станет. Отношения  у  нас  с  ним  с  самого  его  детства  не  складывались. Он  видел, как  отец  ко  мне относился, ну  и  перенял  его  манеру  общения. Даже  мамой  меня  никогда  не  называл, обращался  безлично: «Это..» Вот  и  сейчас  он  не  знает, что  я  лежу  в  больнице. Зачем  ему  знать? Ему  ведь  всё  равно, где  я,  что  со  мной?»
                Татьяна  Михайловна  замолчала. Я  видела, что  её  душат  слёзы, мысленно  жалела  её, но  не  хотела ни  о чём  расспрашивать. «Пусть  женщина  успокоится, -  решила  я. – Не  буду  «подливать  масла  в  огонь».
Думала, что  на  этом  рассказ  моей  подруги  по  несчастью  и  закончился. Но  нет. Вскоре  последовало  продолжение.
                «После  армии  сын  женился. Привёл  в  дом  невестку. Я  старалась  не  влезать  в  их  жизнь, спросят -  помогу  советом, а  нет -  так  промолчу. Но  не  сложилась   у  них   семейная  жизнь. Вскоре   родился    мальчик. Сын  очень  был  привязан к  моему  внуку. Порой  мне  казалось, что  он  любит  ребёнка  больше, чем  мать  любит  сына. А та, видно, поняла, что  может  манипулировать  мужем, ну  и  начался  «цирк». То  сходятся,  то  расходятся, то  прощают  друг  друга, а  то телефоны  разбивают  да  ноутбуки. А  ребёнок  всё  видит, страдает, хоть  и  маленький  совсем. Растёт  нервным  очень, уже  на  учёт  у  невролога  поставили. Я  вижу, как  сын  переживает, а  помочь  ему  ничем  не  могу. Только  Господа  молю: « Господи, да  открой  же  ты  ему  глаза! Пусть  поймёт, что  не  его она  человек, не  пара  они  совсем!» И  сказать  ничего  плохого  о  ней  не  смею. Сын  у  меня  по  натуре  замкнутый, никогда  своей  бедой не  поделится. Я  про  себя  его  называю  одиноким  волком. Смотрю  в  его  тоскующие  глаза, сердце  кровью  обливается. А  чем  тут  поможешь? Он  сам  должен  разрубить  этот  узел».
                Снова  наступило  тягостное  молчание. Я  понимала, что  соседке по  палате  надо  выговориться. Может  быть,  она  сейчас    поверяла   мне  свою  самую  сокровенную  сердечную  тайну. Я  боялась  дышать, чтобы  не  спугнуть  нашу доверительную  атмосферу. После  нескольких  минут  молчания, я  робко  вымолвила: «Татьяна  Михайловна, Вы  всё-таки  скажите  сыну, что  Вы  сейчас  находитесь  в  стационаре. Не   моё  это  дело, конечно, но я  вижу, что  к  Вам  и  муж  не  приходит  даже».
                -  Да  он, поди,  пьёт. Ему  сейчас  раздолье  без  меня, гуляй – не  хочу! Никто  не  ругается. Не  поверишь: мы  в  последнее  время  драться с  ним  начали. Нервы  у  меня  уже  не  выдерживают, не  могу  на  его «закидоны» спокойно  смотреть. – После  непродолжительной  паузы женщина  продолжила. -  Думаешь, что  сыну  надо  сказать  о  больнице?
                - Конечно! Вот  и  посмОтрите  на  его  реакцию.
                Прошло  ещё  несколько  дней. Я  старалась  не  вспоминать  об  исповеди   Татьяны  Михайловны. Может  быть, она  сама  уже  пожалела, что  разоткровенничалась  со  мной.
                - Ты  знаешь, Людмила, - голос  соседки  прозвучал  глухо. – Я  не  смогла  сказать  сыну  о  болезни, послала  ему  смс-ку.
                - И…?
                Я  не  успела  продолжить  свой  вопрос. В тишине  больничной  палаты  раздался  телефонный  звонок. Поскольку  выйти  никуда  было  нельзя, я  стала  невольным  слушателем  разговора  сына  с  матерью. Не  буду  здесь  пересказывать  его, это -  нетактично. Последнюю  фразу услышала  отчётливо: « Всё  будет  хорошо. Я  люблю  тебя, мама!»
                Татьяна  Михайловна  растерянно  опустилась  на  кровать. Губы  её  дрожали, а  по  щекам  текли  непрошенные  слёзы.