Яркие звёзды Серебряного века

Тамара Авраменко
Эссе
 

    "Большое видится на расстоянии..." Слова Есенина как нельзя лучше подходят к Серебряному веку в русской литературе, веку непостижимому и таинственному, веку, на небосклоне которого зажглись яркие звёзды поэтического таланта. С высоты XXI века особенно тянет заглянуть в былые времена и вспомнить лучших из лучших поэтов Серебряного века: Анну Ахматову, Владимира Маяковского, Бориса Пастернака
     Человек рождается, растёт, знакомится с окружающим миром. Наступает момент встречи с первой книгой. Почти у всех это происходит в раннем детстве. Как известно, у каждого возраста свои предпочтения. Будучи ребёнком, я очень любила книжки со стихами Владимира Маяковского. Рассматривая его портрет, решила для себя: этот дядя добрый и красивый. Особенно мне нравились стихи, начинавшиеся словами: "Крошка сын к отцу пришёл и спросила кроха..." Скажу честно, даже не знаю, что нравилось больше, стихи или рисунки к ним, изображавшие происходящее в сравнении хорошего с плохим.
      Маяковского я перечитала в старших классах. Многое выучила наизусть, но рассказывать с выражением при ребятах в классе стеснялась. Зато дома перед зеркалом включала эмоции и чётко, громко декламировала:
Слушайте,
        товарищи потомки,
               Агитатора, горлана, главаря!
Заглуша
        поэзии потоки,
                я шагну
                через лирические томики,
Как живой
        с живыми говоря.
       Но вот мне 13-15 лет. Появились, согласно возрасту, новые интересы. Теперь захватывают стихи Анны Ахматовой. Как же, в них страдание, переживание, расставание с любимым человеком, разбитое сердце! А всё она, ЛЮБОВЬ, о которой мечтает каждая девчонка!

Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки...

     "Романтично, красиво, душевно, тревожно", - думалось мне, девчонке-подростку. Быстрей списать стихи в заветную тетрадь, о которой никто не знает, кроме Таньки, лучшей подружки.
        С творчеством Ахматовой, с её жизненной трагедией познакомилась, будучи сама учителем. Сильное впечатление произвела поэма «Реквием». Читала всей семье: маме, супругу и детям. Все понимали, что участь Гумилёва и Ахматовой подобна участи моего деда, которого расстреляли в 1938 г., и бабушки, носившей ему передачи. Ахматова смело и честно нарисовала в «Реквиеме» трагедию целого народа.
     И вот я студентка. В руках томик Бориса Пастернака. Вчера мне подарил его ... Нет, имени не назову. Пусть останется моей тайной. Он знает, как я люблю Пастернака, его стихи, дышащие жизнью, не той, что на виду у всех, а неприметной, подчас хрупкой или неожиданно выпуклой, объёмной, а бывает такой непостижимой, что дух захватывает. И что он делает с моей душой, этот Пастернак! Читала всю ночь и плакала, сама не знаю почему. Казалось бы, обычные слова:
Февраль... Достать чернил и плакать...
а в душе зарождается необъяснимая грусть и надежда. Ну почему? "Потому что поэзия - это чудо, это колдовство словами, это талант!" - подвожу я итог внутреннему монологу.
     Спасибо тебе, ПОЭТ! Спасибо за искренность, честность, красоту слова! Спасибо за стихи, что пробудили во мне любовь к человеку, к природе, к ЖИЗНИ! Сегодня я дарю тебе свои скромные строки.

О, сколько будет февралей!

Февраль… Читаю Пастернака.
Но нет ни слёз, и нет чернил.
Стихи поэта – луч из мрака,
Он век Серебряный пронзил.
Беру такси, а не пролётку
И мчусь за ливнем, как и он,
Глазеть на лужи, где в охотку
Грачей толпится эскадрон.
И, как в стихах у Пастернака,
Обрушу грусть на дно очей.
Согласно знаку зодиака,
Поэт был стойкий водолей.
«Быть знаменитым…», - помним строки, -
«чтоб не быть притчей на устах».
Потомкам мудрые уроки
Поэт оставил на века.
      Если вспоминать о жизни и творчестве А. Ахматовой, Б. Пастернака, В. Маяковского, то можно найти и сходство, и различие в их судьбах.
      Все трое жили в одно историческое время, трудное, бурное, насыщенное событиями: революция 1905 года, Первая Мировая война, революция 1917 года, гражданская война), можно сказать ровесники (Ахматова род. в 1889 г., Пастернак - 1890 г., Маяковский - 1893 г.) Образование получили в гимназии (Маяковский недоучился, нечем было платить). Семьи среднего достатка. Но в жизни у каждого были материальные затруднения. У Ахматовой и Пастернака, когда их не печатали. У молодого Маяковского ещё не прославленного. Например, он составлял график посещений друзей, где можно было пообедать. В понедельник к одному, во вторник к другому и т. д. Также объединяет их то, что у всех были проблемы с властями и цензурой. Все трое неудачливы в личной жизни. Об этом говорят неоднократные браки и любовные связи (Маяковский не был женат.) Все трое были влюбчивы.
      Теперь порассуждаем о творчестве. Отмечаем как общее принадлежность к Серебряному веку. Отражение в творчестве одной эпохи. Писали не только стихи, но и прозу. Самые известные произведения: роман Пастернака "Доктор Живаго" (Нобелевская премия), Маяковский книга очерков "Моё открытие Америки", Ахматова эссе "Амедео Модильяни". В силу обстоятельств Ахматова и Пастернак занимались переводами, а Маяковский нет. Все путешествовали: Ахматова - Германия, Франция; Пастернак - Берлин; Маяковский - США, Польша, Чехословакия, Германия, Франция, Мексика. К общему отношу поиск новых форм в поэзии.
      Находим также и много различий в жизни и творчестве А. Ахматовой, Б. Пастернака, В. Маяковского.
      Самая трагическая судьба у А. Ахматовой: потеря мужей - Гумилёва, Пунина; арест сына Льва, второго супруга Н. Шилейко; ждановское постановление 1946 года о журналах "Звезда" и "Ленинград", лишившее её средств к существованию, исключение из Союза писателей. Нанесён был моральный ущерб (проведение на предприятиях собраний, осуждавших творчество Ахматовой). Подобные гонения перенёс и Борис Пастернак, которого вынудили отказаться от заслуженной им Нобелевской премии (1958 г.) У Маяковского иная история. Он нужен был как "глашатай революции". Но когда стал неугоден, власти дали понять, что больше в нём не нуждаются. На его юбилейную выставку "20 лет работы..." никто из представителей власти не явился. Это стало одной из причин его самоубийства.
      Среди многообразия литературных течений каждый выбрал свой путь. А. Ахматова - акмеизм, В. Маяковский - футуризм, Б. Пастернак отошёл от футуристов, вышел из ЛЕФа и не вошёл ни в какое объединение, остался свободным поэтом.
       Разным было отношение к революции. Маяковский принял сразу, с юных лет участвовал в некоторых "операциях" революционеров, сидел в Бутырке. Съел бумаги, которые могли его выдать, отпустили, потому что был несовершеннолетний (15 лет) Написал "Оду революции". Ахматова и Пастернак октябрьские события восприняли как кровавую смуту. Но не эмигрировали, хотя сначала Анна собиралась, но передумала.
      У каждого из этих поэтов были свои пристрастия и увлечения. Не забываем, что Пастернак в поэзию пришёл "из музыки", а Маяковский "из живописи". Ахматова - книгочей. Друзья вспоминают, что она читала одновременно несколько книг и никогда не подряд страницу за страницей. Каждый год перечитывала "Божественную комедию" Данте на итальянском языке, все пьесы Шекспира в подлиннике и всего Пушкина.
      Пастернак увлекался музыкой, даже написал несколько произведений. А второе увлечение философия. Он изучал её в Марбурге. Многие стихи его носят философский характер.
      Маяковский, имел пристрастие к кулинарии. И хотя осуждал буржуев  («Ешь ананасы, рябчиков жуй…»), сам любил вкусно поесть. Он прекрасно рисовал (период работы в Окнах РОСТА), увлекался театром. В 1913 году написал трагедию "Владимир Маяковский", сам её поставил и сыграл главную роль. Известны его кинематографические работы. Например, "Барышня и хулиган". Но следует упомянуть и о дурных пристрастиях: игра в карты и бильярд. Так однажды, проиграв, он расплатился доверенностью н получение собственного гонорара. Существенные различия отмечаются в творчестве. Так Маяковский вошёл в поэзию громко, как оратор, с темой революция и народ, сатира. Изобрёл свою лесенку. Главная тема А. Ахматовой - несчастная любовь. У Пастернака на первом месте тема - природа, назначение поэта и поэзии, философская лирика.
Разный подход у поэтов к славе. Пастернак не хочет славы: "Быть знаменитым некрасиво..." Маяковский мечтает о славе. Даже однажды в разговоре попросил
Бориса Леонидовича: "Объявите меня первым поэтом России".
      Используют поэты разные тропы. Лирике Пастернака свойствен метафоризм, повторы, громоздкий синтаксис, метонимия. У Ахматовой слова скупы, в основном предметы. Она через предмет выходит на выражение чувств человека, не называя это чувство. Например: "Я на правую руку надела перчатку с левой руки". Предмет - перчатка, а за ней и смятение героини, её эмоции, потерянность. Её приём - сказать многое в немногом. У Маяковского неологизмы (громадьё, серпастый, пианинить). Использует усечённые рифмы, неточные рифмы, грубая лексика.
       Итак, можно подвести итог. Каждый из поэтов Серебряного века - уникальный талант. Каждый внёс свою лепту в драгоценную сокровищницу, название которой ВЕЛИКАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА.