Леопольд Эгг. Прошлое и настоящее

Алина Алексеева-Маркезин
      Август Леопольд Эгг ( 1816-1863 ) — викторианской художник, известный своим триптихом «Прошлое и настоящее» (1858), на котором изображён распад викторианской семьи среднего класса.

     Август Леопольд Эгг.Прошлое и настоящее ТРИПТИХ. Часть1. 1858. Лондон, музей Тейт.

     В 1858-1859 годах художник подготовил серию из трех картинах под названием «Прошлое и Настоящее» , темой которых стала неверность супруги. Этот цикл был создан под влиянием морализаторских серий Уильяма Хогарта, хотя некоторые искусствоведы пишут, что работы написаны под влиянием работ Ханта.
Триптих представляет собой три отдельные сцены из жизни одной процветающей семьи среднего класса.
На первой картине муж обнаруживает неверность жены, он держит письмо, из которого узнал о предательстве жены. Здесь зашифровано множество скрытых символов, которые косвенно рассказывают зрителю о произошедшем.

        Например, на стенах по обе стороны зеркала можно увидеть портреты супругов. Только вот над портретом жены висит картина, изображающая изгнание Адама и Евы из рая, а над портретом мужа — изображение кораблекрушения.

     По замыслу самого автора, в этой семье произошло разоблачение измены. Супругу попало в руки письмо с доказательствами адюльтера — именно его он крепко сжимает, думая, что же делать дальше. Жена, узнав об этом, рухнула на пол в полном раскаянии. Женщина рыдает, понимая, что теперь её жизнь пойдёт под откос.

          Браслеты на её руках похожи на кандалы как символ неизбежности наказания за проступок. А раскрытая настежь дверь, отражённая в зеркале, символизирует последующее изгнание.
Особенно показательны две половинки яблока: одна половина лежит на столе с ножом, который пронзил его сердцевину, а другая половина выброшена на пол.

        На двух других изображены бедные и одинокие женские фигуры - две молодые девушки в спальне и бездомная женщина под мостом.
Действие этих картин происходит спустя несколько лет после смерти мужа и отца. На второй - подросшие дети, оставшиеся одни дома.Девушки смотрят в окно и, вероятно, вспоминают о том злосчастном дне, когда жизнь их семьи была безвозвратно разрушена. Судя по тёмному платью одной из дочерей, отец недавно скончался и девочки остались сиротами.

        Заключительная часть трилогии показывает нам нищенку, сидящую под мостом Адельфи в Лондоне. Вероятно, это место теперь — дом изгнанной женщины. Глядя на эту картину, зрителю становится понятно, что после разоблачения адюльтера, муж выгнал её, после чего она стала бездомной.

          Если присмотреться, то можно увидеть на коленях женщины маленькие ножки. Значит, она родила ребёнка уже после того, как её выгнали. Под мостом обычно жили падшие женщины, и малыш, вероятнее всего, является плодом греха.

      Триптих был выставлен на отдельной выставке, которая вызвала большой общественный резонанс. Зритель должен был «прочесть» в трех отдельно взятых картинах историю процветающей семьи, распавшуюся из-за супружеской неверности. При этом первая картина серии была помещена в центре экспозиции, а вторая и третья – по обе стороны от нее.
        Размещение Эггом картин не по хронологическому временному порядку, искусствоведы назвали «предвестием киномонтажа».
Зрителю предлагалось определить, следует ли женщину осуждать или же её нужно пожалеть. В викторианской Англии адюльтер имел гораздо более серьезные последствия для женщины, чем для мужчины.