Шаги к Бытию

Игорь Щербаков
Хочу с первых строк начертать здесь формулу БЛАГОДАРНОСТИ:
CБnx3=M3+Ч3+О3+П3+Д3, где СБ -  слова  благодарности, М – мысли, Ч- чувства, О – отношение, П – поступки, Д – действия, Т – творчество. Каждый член уравнения усиливается произведением на число три. Это делается из соображения, прочности и веры в троичность Бытия… 
Может это будет формула любви? Где все будет умножаться на это безграничное чувство.

Дорогие читатели, сразу хочу сообщить Вам, что Вы набрели в мастерскую, где нет готовых изделий. Здесь все находится в "процессе". Если вы привыкли ходить по галлереям, магазинам, библиотекам, то Вам не сюда. Здесь кругом стружки, опилки, пахнет сыростью, иногда слышится что-то похожее на песню, но это больше все-таки мычание, "песня для себя".  Для чего я пишу? Ну так Вы же не спрашиваете меня: "Почему я душу?". Если Вы все-таки намеряны пройти в мою мастерскую, я предложу Вам почетное кресло - мое сердце. Кружку ароматного сибирского чая. Располагайтесь, будьте как дома. Пусть Ваша душа согреется.


Оказавшись во время дождя осенью в горах, промокнув как в таких случаях говорят «до ниточки», при приближении сумерек осознал, что могу просто окоченеть еще до наступления следующего дня. Я уже несколько раз снимал сапоги, чтобы слить из них накопившуюся воду и выжать накопившую в себе воду портянки. Начал дуть сильными порывами северный ветер, который быстро остужал мое тело. При любой, даже короткой остановке начинали стучать зубы. Пальцы рук в давно уже мокрых перчатках шевелились с большим трудом, будто они были сделаны из резины. Более-менее комфортно можно было себя чувствовать только во время быстрой ходьбы. выжать Моя цель найти до заката солнца к какому-нибудь зимовью, оказалось на сегодняшний день утопией. Меня спасло то, что я принял бескомпромиссное решение ставить палатку, в месте, которое я найду подходящим в течении 5-10 минут. Место такое было найдено под невысокой скалою. На небольшой площадке (не более ширины платформы палатки) с легким уклоном вниз. Сейчас, когда прошло достаточно много времени от того вечера. Я осознаю, что во многих проектах дойти до «зимовья» очень трудная, почти невыполнимая задача. Очень важно уметь делать промежуточные остановки. Вот и сейчас, когда я взялся за проект написать книгу о Бытии, для меня это проект, подобный подъему на Эверест. Я знаю жуткое притяжение бездонных пропастей, которые могут прекратить в любое мгновение восхождение на любом этапе.
Почему я решил писать о Бытии? Потому что я чувствую огромное притяжение к этому слову. Я почувствовал, как прикасаясь к нему, происходит расширение сознания. Выход за пределы привычных шаблонных мыслей. Расширение сознания неизбежно расширяет наши возможности и улучшает качество жизни. Попробуйте сейчас сделать остановку, прервать чтение. Выполнить несколько глубоких вдохов и длинных выдохов и подумать о Бытии. «Подумать» в данном контексте не означает вспомнить те или иные философемы, почерпнутые из книг, философских трудов. «Подумать» здесь больше похоже выход в безграничное море-океан, или выход в открытый космос.  Просто быть в Бытии, осознавая, что вы в «Бытии». Ощутили? Было ли у вас в этот момент беспокойство? Были ли у вас в этот момент в чем-то сомнения, неудовлетворенность, страх и т.п.? Мой опыт говорит о том, что подобные чувства в Бытии не возможны, они в нем тотчас растворяются и исчезают. Это дает чувство безопасности, будто у тебя есть всегда возможность входить в защищенную от всех штормов гавань. А теперь посмотрите в окно с осознанием того, что вы есть Бытие, и то что вокруг вас это тоже Бытие. Даже секундного такого опознавания, даст вам ощущение новой глубины. И ваш взгляд обретает совершенно новую силу.
О чем я буду писать? О Бытии. О чем я буду излагать мысли? Только о Бытии. Где я найду материал, чтобы не повторяться? Ведь о Бытии уже так много написано и сказано! Мартин Хайдеггер в своем труде «Бытие и время» заметил, что Бытие «фундировано» во все существующее.  Что это означает? Бытие присутствует во всем, как не могут стоять деревья без корней. Обычно мы не видим корни деревьев, а если и видим, то только их небольшую часть. Мы только знаем, что они есть. И только когда нам предстоит выкопать старый пень, мы постигаем физически всю грандиозность корневой системы. «Фундированность» Бытия во всем существующем, совсем не означает, что этим ресурсом мы пользуемся автоматически. Мы можем жить в местности богатой полезными ископаемыми и при этом быть нищими, и пребывать в состоянии «каменного века». Бытие – это самое великое «полезное ископаемое» из всех, какое только есть во всей Вселенной. Почему? Потому что Бытие есть все сущее. Попробуйте почувствовать, что ваша банковская карта привязана к Бытию. Ну что? Почувствовали, что от вас сразу начинает отслаиваться старая кожа – комплекс «я – бедный», комплекс – нищеты?
Сейчас я смотрю за окно, закрытое ажурной решеткой. Перед взором длинная черная крыша, упирающаяся в высокое бетонное здание. Время начало расписывать эти серые холсты – бетонные плиты абстрактными пятнами, открывая новые эстетические перспективы. Мало кто знает, что Леонардо да Винчи именно у абстрактных пятен учился пробуждать гений своего воображения. Во времена эпохи Возрождения еще не было понятия «абстрактное искусство», но оно было уже в окружающем мире и именно оно как «хаос Бытия» уже питал, кормил, вдохновлял великих мастеров искусства. Я смотрю на бетонную стену. Если я остановлюсь на мысли это «бетонная стена», такого-то здания. Эта «объективизация» есть кастрация Бытия. Превращения бесконечного в ограниченный, безжизненный формуляр. Для практических, утилитарных функций может быть это и необходимо, но, если мы неосознанно будем этим ограничивать свое понимание жизни, тогда наше жизнь неизбежно превратиться в жизнь в начале в клетке, а по мере уплотнения «стен» -понятий – жизнь в склепе.  Я продолжаю смотреть на стену-Бытие. Что означает «стена-Бытие»? Стена – Бытие означает, что в этой части пространства как в голограмме отражено все Бытие, вся Вселенная. Что из этого следует? Это значит, что, если вы начнете созерцать эту стену на протяжении нескольких лет, вы не сможете исчерпать всю информацию, которую передаст вам эта стена. Бодхидхарма, основатель буддийского монастыря в местечке Шао-Линь в течении девяти лет созерцал кладку каменной стены и достиг просветления.  «Просветление» - это еще одно понятие, связанное с Бытием. Это состояние сознания способного охватывать все сущее, т.е. Бытие. Сегодня я как будто впервые увидел стену, на которую уже смотрю пять лет. Может это кому-то может показаться странным, но именно так влияет на наше восприятие понятие Бытие. Бытие – это катализатор-ускоритель для нашего мозга –каллайдера.

Вдох – выдох, вдох – выдох… Если я буду думать, что это акты дыхания, то этой объективизацией (обозначением «я знаю, что это такое»), то я лишаю себя акта познания, как достижения новой глубины и новой высоты. Это не значит, что я должен игнорировать объективированные знания. Пусть они остаются для определенных целей (например, медицины, спорта и т.п.). Слушая ритм дыхания, почему бы себе не задать вопрос, позволяя себе роскошь невинного незнания, с тем чтобы задать вопрос: Что это такое для меня? Может вы почувствуете себе волны незримого океана, может вы услышите в себе работу часового механизма? А может в своем дыхании вы услышите шепот ангелов? В самом наблюдении есть сладость познания, сладость инсайда, откровения. Я прислушиваюсь к звукам за окном. Улавливаю текучие звуки воды. При затянутом небе тучами, приходят шаблонные мысли: «Снова дождь». Мы как джин закупорены в искусственное бытие определений на все и вся. Как выйти из этого сосуда? Попробовать найти другую нить объяснения виденного, скорее это будет новая форма объективизации. Но по крайней мере в ней будет нить творчества. Почему бы за окном не услышать босые ноги детей океана? Представьте за вашим окном гуляют босые дети Океана. Неужели вы будете к этому равнодушны? Разве вы не прислушаетесь к их голосам? Неужели вы не улыбнетесь, глядя на лужи?
 Мой взгляд падает на картину с изображением птенца. Хм… «взгляд падает на картину…». В каждом нашем слове кроется «бетонность», «границы», попытка фиксации «это то». А если этого «то» нет? «Нет», в смысле строгой границы, детерминированности. «Взгляд» - не это ли моя рука и нога? «Взгляд» - не это ли я сам? «Картина» - не это ли новый мир, по крайней мере «окно» в новый мир? Посмотрите, что я делаю? Я расшатываю привычные стереотипы, «объективизации» - определения, как это делают хирурги стоматологи, когда им нужно выдернуть гнилой зуб. Мышление, в котором отсутствует творческое начало это мертвый зуб. Это скорее даже не зуб,   скорее это протез.
В Библии, в главе о Бытии, есть стих «не сотвори себе кумира…» В этом смысле «кумир» -  это уже объективизация. Утверждение того, что это есть. Посмотрите, нам говорят: «Появился новый вирус. Началась эпидемия. Такое-то количество с признаками этого заболевания госпитализировано, столько-то человек от этого заболевания умерло…». Есть ли истина в этих словах? Все они продиктованы обращением к страху, к болезни, к смерти. И этим идолам вам предлагают поклониться. Записаться в очередь и принять причастие в виде вакцины. И тогда может быть вы будете помилованы, т.е. может не заболеете, а если может и заболеете, то может не умрете. Вам выдается «бумажка», некое подобие «папской индульгенции», выписанной представителями «науки». Что это? Не более как манипуляция, дергая ниточки триггеров страха и стадного инстинкта.
Снова я возвращаюсь к «картине с птенцом». Что это по сути? Я вижу себя птенцом. Птенцом с большой головой и с очень маленькими крылышками, которые еще не готовы к полету.
Мое окно офиса выходит на «вторую» крышу. Первая крыша располагается над второй крышей, поэтому во время дождя, я могу слушать удивительную серенаду дождя. Я слушаю музыку дождя… Хм, а что если постараться стереть мои представления о дожде. Да даже и стирать то ничего не нужно. Просто нужно то просто спросить себя, что я знаю о дожде? И что могут об этом дожде мне рассказать жрецы науки? Это пришедшие от океана испарения? Ок, и что к этому можно добавить? Количество выпавших осадков за сутки? Боже и это называется «знанием»! Сегодня я просто посижу послушаю дождь, я постараюсь на сколько это возможно вступить с дождем в диалог. Пусть он сам о себе все расскажет. Кто он, откуда он, зачем он пришел, что он хочет нам рассказать, передать? И даже если я ничего не пойму сразу из того, что расскажет мне дождь, по крайней мере я проявил к нему внимание, уважение. Я не задернул свое сознание шторой «ярлычной объективизации». Слушаю дождь, слушаю, слушаю. Возникает чувство, что я слушаю дождь в первый раз. Цвет и интенсивность небо для моих глаз остается одинаковой, но интенсивность дождя и соответственно его голоса меняется. Она набирает мощь. И мне уже не хочется выходить на улицу, хотя мой рабочий день уже закончился давно. Что такое Бытие дождя? Несомненно, в Бытие дождя входит Океан, входит то пространство, которое было преодолено водными массами, прежде чем они с конденсировались в воду. Но в этих определениях я ощущаю, что я опять сижу в тенетах готовых понятий и положений, создающих иллюзию «знаю». Как быть? Лучше посидеть в созерцании своего «не знаю», это верная наживка для Истины. Любое знаю обладает уже несвежестью и несет в себе дурной запашок высокомерия. К такой «наживке» может привлечься разве только «рыба-дура». Что это за рыба? Каждый из нас чувствовал прикосновение этой рыбы по ощущению отупения, состояния «отключки», бесчувствия, апатии.
Чтобы сейчас мог сказать ребенок, глядя на пузырьки воды на крыше? Я задаю вопрос Ребенку и слышу радостный клич: «Небо пришло!». Я улыбаюсь, конечно мой прошитый ум вдоль и поперек нитками объективизации, воспринимает это как «детский наив» и все же я чувствую, что мой Ребенок меня мудрее, его сознание шире и выше. Он может общаться с Небом. У него еще таких запретов нет.