Племя младое, конкретное

Антон Васильев 3
Вызовы нашей стране – серьёзнее некуда… По словам одного из персонажей «Двенадцати стульев», «живём, как на вулкане». А наша молодая поросль? Как она будет действовать в трудное, могущее стать критическим, время? И что ждёт страну, в которой эта поросль однажды заменит нас?
Утешительные выводы сделать, увы, трудно.

Эта история уже широко известна: в Белоярском Свердловской области 12-летняя девочка забралась на памятник Герою Советского Союза Н. Попову, чтобы продемонстрировать всё, что она думает по его поводу. Показанный средним пальцем прямо в лицо бронзового солдата «fuck» красноречиво её мысли обрисовал. В комментариях в паблике «Подслушано в Белоярском» социальной сети «Вконтакте» она сказала, что считает свой поступок смешным.
В Кронштадте (в Кронштадте!!!) двое мужчин и барышня жарили шашлык на Вечном огне. В Нижнем Тагиле (где мой дед в эвакуации, в цеху, точил детали для истребителей «Ла-5»), Вечный огонь заливали водой из пластиковых бутылок – в одном случае подростки, в другом – молодые люди. В Вольске Саратовской области подростки плевали в Вечный огонь и пытались ногами его потушить. В Арсеньевске (Приморский край), этим летом, две школьницы, 14 и 15 лет, осквернили мемориал лётчику Олегу Пешкову, сбитому в Сирии турецким истребителем.
Какие тектонические сдвиги произошли со сменой поколений? Есть хотя бы понимание, чем это может кончиться?
Благодаря Чингизу Айтматову мы знаем о манкуртах, людях без памяти. (Кстати, по мнению одного из них, ЕГЭ сдававшего, «Чюнгиз Ахматов – это муж Анны Ахматовой»). Убеждения либо антипатии здесь не при чём. Можно не любить Ленина, Сталина и Брежнева, ненавидеть Берия, Кагановича и Мехлиса. Но сотворённое нынешним молодняком – попросту дно человеческого поведения. Во многих странах Европы и мира горят Вечные огни. Сколько вы получали из Франции или США сообщений о тамошних случаях, похожих на вышеупомянутые? А ведь ни один другой народ, кроме китайцев и евреев, во Вторую Мировую не понёс человеческих потерь, сопоставимых с нашими.
Особи эти, утерявшие память предков, живут среди нас, они воспитаны такими же, как мы – в толпе не отличишь. Что же их сделало такими?
Возмущаться произошедшим, требовать наказания – неэффективно и мало. Главное – понять, что послужило причиной.
ЕГЭ по русскому языку. Ученик подаёт на апелляцию, искренне недоумевая, почему ему досталось мало баллов за сочинение. Из этого труда педагог на всю жизнь запомнила две фразы: «Я был в Лувре и видел картины Давинче и Рафаэлло», «Видел картину «Джоконда», или «Мона Лиза», как её называют русские туристы».
Сущие клады можно откопать, если просто внимательно читать переписку в соцсетях. Вот пишет подруге женщина, учившаяся ещё не по нынешним программам: «Звоню в банк, заказываю карту. Девушка заученно-светским голосом: «Спасибо, что позвонили... очень важен для нас... бла-бла-бла…». Просит назвать проверочное слово. Говорю наобум: «Ватерлоо». Минута молчания, потом вопрос: «Это девичья фамилия вашей мамы?» Отвечаю: «Нет, это место, где Наполеон проиграл войну». Тишина, потом недоумённо-жалостливо (очевидно решила, что старушка спятила): «Но Наполеон - это же торт!» Я решила не связываться с этими грамотеями. Карту заказывать не стала».
Студентка филфака (повторяю: филфака, а не ПТУ и не кулинарного техникума) попросила выдать ей книгу Д. К. Мирона «Пока чего». Библиотекарь впал в недолгий транс: такой книги в университетской библиотеке не было. Помогла пожилая сотрудница. Она выяснила, что изучают сейчас эпоху Возрождения. «Декамерон» Боккаччо! Это не предел. Племя младое, незнакомое просило у библиотекарей и «роман Серванта «Тонкий кот», и «Водоросль» фон Визина…
В письменном задании ЕГЭ по математике для выпускников 2011 года говорилось: «В доме, где живёт Петя, один подъезд. На каждом этаже по шесть квартир. Петя живёт в квартире 45. На каком этаже живёт Петя?»
С заданием не справилось 147 тысяч учащихся.
Боюсь, что скоро мы предстанем перед миром, как страна двоечников и прогульщиков. А ведь они после ухода нашего поколения примут на плечи ракетно-ядерную державу, Академгородки, Дубну, Сколково, Роскосмос…
И всё вышесказанное – о России, где в 70-х годах XIX века математик Сергей Александрович Рачинский, профессор Московского университета, создал в родном селе Татево школу с общежитием для крестьянских детей, разработав уникальную методику обучения устному счёту, прививая деревенским ребятишкам навыки математического мышления. На картине ученика Рачинского, художника Богданова-Бельского «Устный счёт», Стёпки и Гришки 11-12 лет от роду, в лаптях и поддёвках, решают упражнение (102+112+122+132+142):365. Вы решите его с ходу, в уме?
Нашёл на Фейсбуке скан табеля 1915 года:
«Ученица Санкт-Петербургской женской гимназии девица Мария Феодоровна Тропкина, дочь крестьянина, после семи классов знает: Закон Божий, русский язык и словесность, два иностранных языка (французский и немецкий), математику, историю, географию, физику и космографию (это в семилетке-то! Прим. авт.), педагогику, рисование. Курс естествознания пройден ранее. Сверх того обучалась чистописанию, рукоделию, хоровому пению, гимнастике и танцам. Окончила с золотой медалью». Гимназию. Крестьянка…
Вы можете представить крестьянскую дочь Тропкину на памятнике, скажем, Александру Третьему, с рукой, перегнутой по локоть (на Руси средний палец не показывали, делали посолиднее)?!
В России, которая, как известно, до Сталина была с сохой, в министерстве путей сообщения служил инженер Степан Тимошенко. В годы Гражданской войны, чтобы не встать к стенке или не умереть с голоду, уехал в Европу, затем – в США. Американцы позже назовут Тимошенко отцом своей прикладной механики и признают, что до приезда русского настоящей механики в Штатах не было. Журналисты спросили уже профессора Тимошенко, в чём причина его достижений, и он ответил: «Основа одна – российское образование».
Менее известный Н.Н. Ипатьев (в чьём доме расстреляли Царскую Семью), в 1920-е годы, когда гонения на его друзей и коллег усилились, уехал на конференцию в Мюнхен в 1930г., и провёл остаток своей жизни в Чикаго, США. Ипатьев был химиком, каких в ХХ веке насчитывалось немного. Во время Второй мировой войны его топливные смеси и методики процессов дали преимущество над Люфтваффе самолётам союзных ВВС. Он продолжал помогать, как мог, своим коллегам и людям в Советской России, передавая им в дар свои исследования. За 22 года своей работы в США Ипатьев получил 300 патентов, и один из его учеников заметил: «Вы, русские, не можете представить себе, что` вы потеряли»…
Можно также вспомнить, что у создателя телевидения в Америке фамилия была Зворыкин, видеомагнитофона – Понятов, а вертолёта – Сикорский.
Но после того, как эти блестящие русские умы обогатили технические фирмы за океаном, на их Родине было решено, что самым важным искусством является кино, а высшим образованием – рабфак, после чего началось планомерное уничтожение русского образования – не только классически-гимназического, но и гораздо более нужного стране – реального. Одновременно объявляли лишенцами, а то и вовсе отправляли на Соловецкий архипелаг и Беломорский канал классово-чуждых интеллигентов. И если инженеры на Беломорканале хоть как-то выживали, ибо помогали строительству, то выпускникам гимназий на Соловках древнегреческий и латынь не пригодились совсем.
Тогда русскую нацию убивали, обескровливая репрессиями, лишая элиты. Сейчас же убивают, оглупляя, растлевая и опять же лишая элиты. Чтобы не сопротивлялись. Чтобы не понимали, что с нами творят.
В 2001 году вышло постановление №119 «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена». Видите? Снова «эксперимент». Как же им нравится из нас подопытных морских свинок делать…
Когда эксперимент вошёл в силу, журналисты, пишущие о науке и образовании, начали задавать вопросы учителям из самых разных регионов страны. Спрашивали, можно ли готовить учеников к ЕГЭ и при этом развивать их творческие способности; с чем дети справляются и с чем нет?
Ответы были почти одинаковыми:
-Формат ЕГЭ подразумевает чрезвычайно жёсткую культуру ответов, и, во-первых, его не всегда получается освоить, а во-вторых, экзамен, к сожалению, в принципе не отвечает на вопрос, умный перед вами школьник или глупый, талантливый или бездарный. Тестовая же часть ЕГЭ по литературе, скажем – вещь совершенно бессмысленная… Сами ученики считают, что эти экзамены для тупых – галочки расставить, они отучают думать, порог сложности заданий снижен до примитивизма… В детях упорно укореняется осознание бредовости системы, её бессмысленности и неадекватности, и, как им ни объясняй, что это не форма обучения, а лишь форма проверки знаний, отношение к ЕГЭ не улучшается. В целом, говорят многие учителя, «система ЕГЭ работает на понижение научного, социального и экономического уровня страны». И говорят – от Смоленска до Биробиджана. Штудировал сайты разных республик и областей, сравнивал, проверял.
А школьники упрямо считают, что всё обучение в 9-11 классах превращается не в получение практических знаний, а в дрессировку расставления галочек в типовом тесте.
Юные души максималистичны, и подобное ощущение бессмысленности жизни толкает их в неформальные организации, зачастую антиобщественного толка, как их прадеды и прабабки от скуки и безбожия шли в эсеры, бороться с «косной», «бессмысленной» властью. А за ниточки-то рефлексирующих молодых «вертеров» дёргают как раз те, кому чрезвычайно невыгодно, чтобы Россия снова стала страной Сикорских, Зворыкиных, Туполевых, Вавиловых, Зелинских, Капиц…
«Единый госэкзамен – безусловное зло для системы российского образования,-утверждает президент Всероссийского фонда образования, доктор педагогических и философских наук, академик РАЕН Сергей Комков.-Это не позволяет готовить людей, способных создавать самостоятельный интеллектуальный продукт. Тестовая система была в ссвоё время подвергнута критике и в Европе, и в США, откуда она перекочевала к нам… Главным критиком стал… Билл Гейтс, глава «Майкрософта». Он совершенно чётко заявил, что, если мы не уйдём от тестовой системы оценки знаний, которая, фактически, плодит дебилов, мы лишимся интеллектуального потенциала нации. ЕГЭ отбивает охоту к фундаментальным классическим знаниям и работает на подготовку «квалифицированного потребителя», не более того.
Это ответ дан 24 мая 2009 года Академик Комков добавляет, что ЕГЭ в России внедрялся Всемирным банком, чтобы перевести всю российскую систему образования в сферу коммерческих образовательных услуг, и прекрасно понимали, что это резко снизит качество российского образования. Всемирный банк ещё в 1987 году выделил 350 миллионов долларов на специальный «Русский проект», по превращению России в резервную территорию американского бизнеса и влияния. А за 8 лет эксперимента с ЕГЭ на него потрачено около миллиарда долларов!
Перестройка в этом деле помогла, но не полностью. Советское образование, естественно, давало реальные знания, но было чересчур идеологизированно, и это сыграло со страной злую шутку: молодёжь переставала верить идеологемам, внедряемым на уроках (в школе, в которой я учился до 1988 г., запрещали на Пасху идти крестным ходом (дискотеки в Святую ночь устраивали), а в физическом кабинете висела инструкция, какие рок-группы запрещено слушать, ибо они идеологически вредны). Думаете, помогло? Как бы не так! Школы выпускали молодёжь на 85-90% антисоветски настроенную. И что гораздо хуже – презирающую собственную страну.
Сейчас в стране почти не найти сил, готовых перестраивать общество по заокеанским лекалам, наоборот, антиамериканизм вырос так, как не бывало и в Советском Союзе.
Видимо, с нами скоро начнут действовать «не мытьём, так катаньем», мы же видим, что творится у границ, как придвигают к нам даже лаборатории по созданию биологического оружия!
Известный бизнес-и психотренер Руслан Бах – человек в высшей степени неполиткорректный. Он рубит правду-матку, что нынешнее образование – это сфера услуг. Люди сейчас больше не в цене и из них готовят расходный материал – новую нефть. Понижение качества образования – эти лишение народа его будущего. Стоит задача избавиться от «излишков населения», и в рамках этой задачи «образование» работает идеально. «Множество экспериментов доказали, что современное поколение детей тупеет, причём делает это очень активно. Процесс начался ещё при Хрущёве, когда в 1955 году отменили логику и психологию, а в руководстве талантливых лидеров меняли на покладистых. Это делали скрытно, маленькими шажками». · Игорь Рябко· 27 марта 2019 Теперь, видимо, перестают стесняться. Советская перестроечная школа выпускала поколение Pepsi, джинсов, жвачки и «Шарпов», а постперестроечная – поколение «OK, Google!», что ещё не ступеньку ниже. Тупые люди с примитивным мышлением будет гоняться за брендовыми вещами и видеть смысл жизни в бесконечном снабжении себя. А вокруг нас – всё OK, сплошная тусня, врагов нет, одни прикольные чуваки.
А «прикольным чувакам» больше всего нужно, чтобы их на нашей территории встретили не Даши Севастопольские, не Нестеровы и не Кожедубы, а перевоспитанные ими манкурты, те, кто заливает Вечный огонь из пластиковой бутылки. И плюёт на него, и ногами топчет. И «fuck» бронзовым солдатам показывает, забравшись на постамент.
Наобразовывали… Спохватимся ли вовремя?