2. 7 Причина агрессивности в обществе

Лариса Болотова
                В чем причина агрессивности людей, возникающая в обществе? Не является ли агрессивность, возникающая у младенцев её истоком?

                Из книги «Неизведанное Я» Джорджа Франкла:

 (стр. 71) Для многих индивидов челюсти и зубы могут стать центром либидозной активности и, в некоторых случаях, единственным источником удовольствия. Желание укусить есть исходная форма садистических побуждений, и оно может сохраняться на протяжении всей жизни как фокусная точка для возбуждения и наслаждения».

                Не в этом кроется причина возникновения людей садистов и насильников?

«… вопрос о том, является ли агрессивное побуждение инстинктом или вторичным побуждением, продолжает занимать психоаналитиков; разрешение этого вопроса имеет большое значение, и не только для терапии пациентов с такими расстройствами, но также для понимания конфликтов нашей культуры. Никто не может подвергать сомнению важность этого побуждения – не только для одного человека и его личных фантазий, но и для жизни человека в обществе, для поведения целых обществ, государств, религий и рас по отношению друг к другу.

Часто встречающееся побуждение разорвать всё в клочья, разрушить, уничтожить становится явным, когда люди чувствуют, что должны освободить себя от ограничений, накладываемых окружением, которые душат их жизнь и удерживают в состоянии эмоционального и материального гнёта. Вне  всякого сомнения верно, что общество часто не удовлетворяет эмоциональные потребности людей, и, так же как младенец нападает на лишающую его всего необходимого материнскую грудь, так и массы часто атакуют социальный уклад, который они воспринимают как жестокий и безразличный к их нуждам. Но неужели это нормально, если группы людей, совершающие акты крайней жестокости, регрессируют до инфантильного (падшего в детство) состояния ума и перестают эмоционально воспринимать страдания, которые они приносят, - и только чувствуют сладострастную экзальтацию от получения доступа к источнику либидозного возбуждения, находя такое в актах собственной агрессии».

                Не об этом говорится у Достоевского в книге «Преступление и наказание»? Конфликт между личностью и обществом.

                Поляризация Эроса и Танатоса   кажется автору просто поверхностным представлением сложных процессов. Он хочет «показать, что деструктивные импульсы не существуют как независимые инстинкты противоположные Эросу, но возникают из него. Они представляют собой тарнсформацию Эроса в таком ключе, что агрессию можно рассматривать как способ избавления от напряжения и освобождения от тревоги. Отказ же от удовлетворения создаёт напряжение, тревогу и агрессивность».

                Что такое Эрос и Танатос?

(стр. 47) «Поскольку реальность агрессии невозможно отрицать, Фред нашёл простое решение: он снова внёс представление о дуализме, которое прежде устанавливал в отношении сексуального инстинкта и инстинкта самосохранения (или стремления Эго и сексуального влечения), в грандиозной теории мирового конфликта между Эросом и Танатосом – жизнеутверждающим инстинктом и инстинктом смерти».

                Инстинкт смерти, заложен ли он в человека с рождения? Не в нём ли причина самоубийств некоторых людей? Смерть как способ выхода из физической реальности, как избавление от напряжения и освобождение от тревоги?

Данная статья представлена на сайте Яндекс.Дзен, ссылка на канал Болотова Лариса или Booklife2015 дана в конце моей страницы.