Маслята

Евгений Косенко
Солнце засушливое поднялось над землей. День в самом разгаре. Ночи холодные, температура опускается до 10 градусов, а днем подымается до 24. Быстрая и заново ремонтируемая дорога на Чернигов. И на всем почти протяжении ведутся дорожные работы. Грейдеры, экскаваторы, асфальтоукладчики, рабочие в оранжевых жилетках сидящие у обочины, запах гари и свежего, остывающего асфальта. Вот ремонт моста, впереди Козелец. Еще немного, совсем немного и въедем в Кипти, а там за магазином Мираж поворот на Гайове, 3 км по брусчатке с ямами и съезд в лес. Как давно я здесь не был, аж целых пять лет. Время пролетело мгновенно. Село все то же, нормальной дороги нет, старые, местами разрушенные дома, повалившиеся заборы.  А воды стало мало, говорят, постепенно вода из сел уходит. Это заметно по сухой, заросшей травой копанке, где гуси плескались, она стоит с грязью на дне. В некоторых дворах замечаю сельскохозяйственную технику. Кипти село не маленькое, дворов наверное до тысячи. Здесь всякие люди живут на земле и трудятся возделывая ее. 

Сворачиваем с дороги. Перед нами небольшой островок молодых березовых посадок. Между дорогой и лесом кукурузное поле. Я помню времена, когда здесь еще пшеница росла, это последние годы кукуруза, пшеницу растить не выгодно. Останавливаемся в березняке, сколько раньше здесь собирал подосиновиков, душа радовалась, и даже красноголовцы попадались на рябой ножке. Сильные такие, крепкие грибочки.

В березняке сухо и лист под ногами, кое где попадаются поганки, красивые мухоморы с красными шляпками. Даже несколько пантерных видел. Везде висит паук, это признак сухого леса и тепла. Паутина попадает на лицо, руки, совсем не хочется чтобы по тебе кто-то ползал. Я в лесу не боюсь пауков, это естественная среда для них, родной дом, просто сбиваю палкой где висят, и особо внимания на живность не  обращаю. Вот и первые грибы, поддубни у самой кромки поля, в травах они растут большими лаптями, переростками. Условно съедобные, но я не брезгую этим грибом, маринованные в томатном соусе с лучком, они объедение. Сладкие, в кече, мечта. Почти позабыл как их делать, так это было давно. Пару подосиновиков, и больше ничего, лесок пустой и сухой, опаленный зноем. Я вглядываюсь внутрь себя, пытаясь найти там грибной азарт - предвкушение, а его там нет. Все ровно и атрофировано как будто меня час назад с кровати подняли и в лес переместили как обыденность. Ноль предвкушения. Я удивляюсь своим ощущениям. Это сравнимо к примеру с Новым Годом, казалось бы такой торжественный и важный праздник, а приходит без радости и не оставляет после себя ничего. Так вот и с сегодняшним лесом. Радость куда то ушла, по капелькам убежала из моего бренного тела.

Бросаем бесполезный березняк и движемся в основной лес, мы здесь не одни хватает народу. Хочется остановиться, но впереди молоденькие елочки, там помнится маслят было море. Туда и едем. Останавливаемся, выходим и все. Дальше я буквально вползаю в ельник. И передвигаясь на четвереньках, быстро наполняю маслятами ведро. Сбор, одно ведро в час, молодых и средних маслят, редко с мокрыми шляпками. Множество переросших и испортившихся, скукожившихся под шляпкой, небольшой процент червивых. Таких не беру совсем. Чувствую, как мне сразу становится тяжело и жарко, футболка быстро промокает, кепка вечно стремится слететь с головы. А ветерок так приятно, прохладно обвевает вокруг. Маслята везде, не нужно подыматься и ходить, за маслятами нужно просто лазить. Под еловыми ветками, в траве, в пригорках покрытых мхом, дружными семейками, компаниями, или гордо поодиночке, там где не видно, спрятавшись.

Времени совсем немного, эта грибная вылазка стремительная, мы просто ворвались, вот сейчас наберем багажник и уедем, даже не поговорив с лесом не пообщавшись с ним. Со вторым заходом я ухожу дальше от машин, туда где мало кто и ходил. А там просто ложусь под елки и по пластунски уже ползаю и перекатываюсь с места на место. Оторваться невозможно, и здесь и вот там, и просто везде красивый свежий маслюк. Колени в штанах грязные, волосы на голове слиплись от пота, в теле ощущается усталость, но ни на минуту, ни на секунду не хочется прекращать резать и резать грибы. Вот он грибной азарт, с главным принципом а мне все мало и мало.

Незаметно пролетает последний час, из леса уезжать не хочется. Уверен, что если от маслят оторваться, в большом лесу будет попадаться и польский и вкуснейшая сыроежка и может даже белый гриб, грузди, зеленки в песке. Там все это есть. И удовольствие, сколько же там в лесу скрыто удовольствия от поиска и находок. Но мы уезжаем, время неумолимо гонит вперед. Шесть ведер взяли и домой, авось еще вскоре приедем. Хоть и путь не близкий 87 км от города, но без проигрышный же, всегда верный. У кромки леса стоит сухая, занесенная пылью кукуруза, мне кажется раньше ее не было так много. А сейчас вся эта человеческая сельскохозяйственная деятельность надвигается неумолимо на лес и дорожка становится все уже и уже, две машины уже в жизнь не разминутся. Уезжаю с тоской в последние минуты пробежавшись буреломом как медведь по самому краю большого леса, опускаясь за подосиновиками, а у самой дороги за молодыми поддубниками растущими прямо из песка. До свидания лесок, через пару дней снова нагрянем.