Если строишь из тростия...

Сергей Пометнев
В Первом послании к Коринфянам апостол Павел затрагивает тему спасения христианина в интересном вероучительном контексте (см. 1Кор.3:9-16). Вначале апостол говорит о вере в Иисуса Христа, как недвижимом духовном основании, на котором лишь и возможно любое последующее возведение некоего духовного здания веры. Затем Апостол показывает, что для возведения подобного духовного строения, могут быть использованы как достойные, так и малопригодные к тому «строительные материалы». Некто строит из «золота», или «драгоценного камня», другой использует «тростие» и «сено». Дело, или «здание» каждого, говорит апостол Павел, Господь испытает огнем. [1]
 
То, что далее апостол обещает награду от Бога всем, чье «дело» выдержит испытание и не сгорит в огне судного дня, не вызывает среди экзегетов каких либо споров. А вот мнение Павла относительно судьбы тех, чье строение сгорит в испытательном огне, породило два противоположных богословских толкования.

«А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» (ст. 15). Приведенное изречение Апостола Павла, по отзыву блаженного Августина, относится к той части его духовного учения, которое апостол Петр называет «неудобовразумительным».
 
Тем не менее, если первое послание апостола Павла к Коринфянам будет читать человек малознакомый с святоотеческим опытом толкования данного текста, то для него этот текст не покажется сложным. «Неудобовразумительным» данный текст делают, как ни странно сами толкователи и комментаторы Священного Писания. А точнее этому способствует противоположность их мнений относительно смысла, который заложил апостол Павел в слова о спасении тех, кто строит здание веры из «тростия», или малопригодных для духовного строительства материалов.

Например, святитель Иоанн Златоуст пишет: «Эти слова означают следующее: он сам не погибнет так, как дела, не обратится в ничто, но останется в огне. Это апостол и называет спасением… сказав: спасется, он выражает не что иное, как продолжение наказания, и как бы так говорит: сам же будет мучиться непрестанно» [2] . То есть, под «спасением как бы из огня» тех, кто строил из «тростия», Святитель предлагает понимать вечные, непреходящие муки горе-строителя. Эту точку зрения разделяет еще один известный комментатор Священного писания, блаженный Феофилакт Болгарский, который перефразируя Святителя Иоанна, пишет: «Сам он не погибнет так, как его дела, не перейдет то есть в ничтожество, но спасется, то есть сохранится целым, чтобы гореть ему в огне.... сам, то есть грешник, спасется, то есть сохранится целым для вечных мучений» [3].
 
Надо отметить, что влияние авторитета Свт. Иоанна Златоустого на все последующие поколения экзегетов и комментаторов Священного Писания было и остается огромным. И, тем не менее, среди величайших исследователей Священных текстов, нашлись толкователи, которые в той или иной мере выразили сомнение в правильности понимания Иоанном Златоустом выше приведенных слов апостола Павла.

Начнем со святителя Феофана Затворника, который занял некую примирительную позицию между мнением Иоанна Златоустого и прямым смыслов слов ап.Павла: «Слово: «спасется» означает, что он останется цел: домик его сгорит, а он не сгорит, не уничтожится. Что же будет с ним? Слова: «такожде якоже огнем» — указывают на сравнение. Возьмем это сравнение, и получим: спасется так же, как спасаются те, которых огонь захватывает в доме. Кругом огонь, надо бежать сквозь него. Что тут бывает? Иной пробежит почти не опаленный, другие — в разных степенях опаления, а иной так и остается в огне. Подобное сему будет и с теми, коих на огне суда домики погорят. Одни пойдут в огонь, другие получат иные разные степени наказания; а иные и помилованы будут. Ибо хотя все они виноваты, что строили не из прочного материала, но виновность их может иметь разные степени. Иной может быть и без вины виноват; трудился над строением непрочным, не зная лучшего образа строения; или может быть по обстоятельствам не успел взяться за лучшее, или еще почему-либо заслуживает извинения» [4].
 
Таким образом, святитель Феофан хотя и оставляет возможность понимать слово «спасется» в смысле гибели легкомысленного строителя в испытательном огне, но все же отходит от крайностей мнения Иоанна Златоустого. На мнение Феофана Затворника, в «Руководстве к изучению Священного Писания Нового Завета», ссылается и наш современный экзегет, архиепископ Аверкий (Таушев).

Теперь мы приведем толкование блаженного Феодорита Кирского, который уже более однозначно выражает свое отличное от Иоанна Златоуста мнение: «Учители обучают Божественному, а слушающие по свободному произволу избирают, что им делать… учитель же, учивший, чему надлежало, не потерпит наказания, но удостоится спасения: ибо сие значат слова: «сам же спасется», то есть учитель; дело же сгорит, то есть сгорят уготовавшие из себя лукавое дело… сам же спасется, именно учитель; ибо неповинен в обращении их на худшее, так как преподал надлежащее учение» [5]
 
Мы видим три различных богословских мнения относительно одного и того же текста Священного Писания. Попробуем разобраться в причинах, которые не позволили святым отцам придти к общему, согласованному мнению.

Данное послание апостол Павел адресовал «церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте» (1Кор.1:2). Из приведенных слов можно сделать вывод, что послание направленно всей полноте Коринфской Церкви, которую Павел называет «Божией нивой» (1Кор.3:9). Себя же, Аполоса, Кифу и других апостолов, Павел называет «соработниками Бога». Результатом же их общего с Богом духовного делания, апостол называет Церковь Христову, и в частности Коринфскую Церковь, которую он, Павел «насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог» (1Кор.3:6).
 
Церковь Коринфа «ради благодати Божией, дарованной (ей) во Христе Иисусе», получила от Бога все духовные дарования, которые позволили ее членам обогатиться «всяким словом и всяким познанием» (1Кор.1:4,5). Отмечая чрезвычайное действие Божией благодати в Коринфской Церкви, апостол Павел между тем сетует на то, что между верующими происходят разделения и споры: «Я разумею то, что у вас говорят: "я Павлов"; "я Аполлосов"; "я Кифин"; "а я Христов"» (1Кор.1:12).
 
Подобные «разделения», утверждает ап. Павел, указывают на то, что Коринфяне с момента просвещения так и не пришли в «меру возраста» а остались духовными младенцами, которым все еще требуется «молоко, а не твердая пища» (1Кор.3:2, см Евр.5:12-14) «Вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли [обычаю] поступаете?» (1Кор.3:3)
Подобная ситуация с разделением на «Павловых», «Аполосовых» и т.д. имеет место и в реалиях современной Церкви.

Зачастую духовные чада того или иного духовника отождествляют себя с его именем, забывая о том, что духовный наставник лишь проводник веры и учения Христова, которые он, благодатью Божией преподает своим ученикам. Поэтому, называя себя «Павловым», или «Варнавиным», христианин как бы ограничивает себя человеческой немощью своего наставника, пренебрегая полнотой духовных дарований Церкви Христовой.
 
Необходимо отметить, что подобное явление более присуще так называемым, неофитам, то есть, категории верующих, чьи чувства еще не «обучены долгим учением в разсуждение добра же и зла» (Евр.5:14). Таковым духовным «неофитом» являлась и Коринфская Церковь (и не только Коринфская) во времена ап. Павла, да и сегодня Церковное сообщество изобилует суевериями, языческими обычаями, странными, не весть откуда взятыми правилами и человеческими установлениями.

И не удивительно, так как, еще Спаситель обличал иудеев в том, что они используют негодные «материалы» для строительства своего внутреннего духовного храма: «Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное» (Мар.7:7,8)

«Строительство церкви», как общий контекст послания, пронизывает и последующие слова апостола Павла. «Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на [нем]; но каждый смотри, как строит» (1Кор.3:10).
 
Если ранее, Павел именовал «строителями» себя и Аполоса, то теперь призывает «каждого» смотреть за собой, как и из чего он строит. Переходом от общего к частному, Апостол преподает доступное лекарство страдающим недугом младенчества членам Коринфской Церкви. Вы, – говорит Павел. –  члены Церкви Христовой, но в то же время, каждый из вас Церковь, или Храм Господень, и вы же строители этого храма, поэтому смотрите, что используете для строительства. «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот [храм] – вы» (1Кор.3:16,17)

Таким образом, можно заметить, что в своем послании апостол Павел рассуждает о двух уровнях духовного домостроительства: Общем, то есть пасторском служении, которое совершается епископами (священниками) при созидании и окормлении Церкви (прихода). И частном, которое выражается во внутреннем, духовном возрастании всякого христианина, и его преобразовании в образ светлого, украшенного добродетелями Храма Божиего Духа.

Два уровня духовного домостроительства, подразумевают различную ответственность «строителей» как за качество выполненной работы, так и за качество используемых в строительстве материалов.

Разберем первый «уровень» духовного домостроительства – созидание Божиего храма в душе всякого христианина.
Непреложным условием духовной легитимности такого строительства, апостол Павел называет правильное духовное основание, или духовный фундамент строения, которым является искренняя вера в Иисуса Христа, Сына Божия.

Ценность данного условия в том, что в этом случае, духовное основание храма в душе отдельного христианина, соответствует общему духовному основанию всей Христовой Церкви, в лоне которой тот находится. Если говорить образно, то строительство христианином внутреннего духовного здания из «тростия», можно сравнить, с «возведением» ребенком «домика» из подручных материалов (стульев, покрывал, занавесок, подушек…) внутри родительского дома.
 
Да, такой «домик» из подушек и стульев, который в детстве, многие из нас строили, не способен защитить ни от дождя, ни от холода. Его способно разрушить, не то что землетрясение, но и любое неосторожное движение домочадцев. И тем не менее, фундамент этого детского строения невозможно разрушить без сокрушения фундамента родительского дома. А как мы знаем, Камень, который заложил Христос в основание Церкви, не может  быть поколеблен ни силами ада, ни стихиями мира.

Всякий христианин, который в созидании своего внутреннего духовного храма так и не вырос до серьезного строителя, но, тем не менее, строил на верном духовном основании, по слову апостола Павла спасется, хотя и потерпит урон. Урон же этот, будет подобен урону от пожара. То есть, христианин сохранит свою жизнь для вечности (спасется из огня), но перейдет в вечность с «пустыми руками». То есть, все его духовные знания и убеждения, в глазах Господа предстанут не более чем детскими иллюзиями, возможно совершенно искренними и чистыми, но все же иллюзиями. А так как никто не доверяет серьезные, ответственные вещи младенцу, то и воздаяние в Царстве Небесном, будет соответствовать духовному возрасту каждого христианина. А разница между игрушкой и настоящей вещью (образный пример), понятна каждому.

Теперь обратимся ко второму «уровню» духовных строителей, а именно к учителям и пастырям Христовой Церкви. И вот в этом случае, приведенные нами выше рассуждения совершенно не работают. Оно и понятно, младенствующий умом и духом пастырь не просто строит храм своей души из мало пригодных для этого материалов, но еще и учит этому неутвержденные души вверенной ему паствы.
 
Апостол Павел с горечью восклицает: «Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас… Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал.4:9-19)

Учитель, который не только не обогатил своих учеников духовным ведением, а наоборот отнял у них саму возможность возрастания в праведном духовном делании, тем самым лишив их достойного Небесного воздаяния, сам подвергает себя опасности сгореть в огне испытания. Духовные руины многоэтажного здания, которое он возводил из «тростия» (суеверий, заблуждений, суетных обычаев и т.д.), для себя и своей паствы, могут погребсти под собой самого горе-строителя, и помешать тому выйти из пожара целым.

Отсюда становится понятным категоричное, негативное отношение свт. Иоанна Златоустого к посмертной участи духовного наставника, который использовал для созидания Христовой Церкви, не пригодные к духовному строительству «материалы». Возможно, такого пастыря Господь и сохранит для вечной жизни, но огонь пожара нанесет тому не только «материальный» урон, но и тяжелые духовные раны.

Что бы в час искушения, избежать катастрофических последствий для своего духовного мира, прежде всего, необходимо тщательно исследовать и проверять то, что мы используем для его строительства. Все наши убеждения, правила и заповеди, которыми мы созидаем себя и Церковь, должны рождаться здравым рассуждением, и утверждаться духом Писания и святоотеческой мыслью.

Иерей Сергей Пометнев.
2021г.


[1] «Ибо мы соработники у Бога, [а] вы Божия нива, Божие строение. Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на [нем]; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, - каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня. Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?»
(1Кор.3:9-16)

[2] свт.Иоанн Златоуст, Беседы на первое послание к Коринфянам, Беседа 9-я

[3] бл.Феофилакт Болгарский, Толкование на первое послание к Коринфянам Святого Апостола Павла, гл.3-я

[4] свт.Феофан Затворник, Толкование первого послания апостола Павла к коринфянам, Отд.1-е, гл.2, подгл. "б"

[5] Бл.Феодорит Кирский Толкование на первое послание к Коринфянвм Гл.3