Цельность

Алексей Добров
  «Жизнь — единственная истина для меня, и я не признаю иного порядка, кроме целостности, которая объединила в одно дробность мира… Мой порядок — это общее дело, где каждый в помощь благодаря другому»
                Антуан де Сент-Экзюпери, «Цитадель»

  Цельность предполагает Цель, исходящую из Центра.
  Цельный – значит, целеустремлённый. Это понятно, недаром однокоренные. Цельный ещё и потому, что центроживущий – это когда центростремительные и центробежные (исходящие из центра) силы уравновешены. Имею в виду Центр моего существа, Центр моего мира, если каждый из нас – это целый мир.
  Как только луч внимания нащупывает этот центр, сразу возникает ощущение цельности – подобно обретению перенасыщенным раствором песчинки – центра кристаллизации. Происходит как бы превращение души в живой кристалл – кристалл духа.
  Стремлюсь жить в этом состоянии, чтобы все мои мысли и дела, образ жизни исходили из Центра и вели к Нему.
  Какие именно мысли?
  Например, есть предположение, что наши душевные миры концентричны, то есть Центр у нас общий. Тогда получается, что эти мысли исходят из общего нашего Центра, Центра единого нашего мира, значит, и принадлежат они всем, другое дело, что не каждому нужны пока, но всему своё время.
  По крайней мере, сходные мысли приходят ко многим, иногда одновременно, если этого требует время. Это мы знаем на примере научных открытий. Эти же мысли для мне подобных могут оказаться и ведущими к этому единому Центру наших галактик, к этому Истоку всего. Возможно, сейчас самое время всем нам обратиться к общему нашему Истоку, стать едиными в Духе, соединить наши намерения в одно сильное намерение жить в Добре.
  То есть Центр у нас один, импульсы, исходящие из него, адресуются всем, но воспринимаются и выражаются они у каждого по-своему, и ведущими к Центру оказываются разные мысли, поэтому и говорят, что у каждого свой путь к Цельности.
                ***
  Личность ли наш «Создатель»? Вероятно. Но вот некий изначальный, бывший до всего «животворящий дух», олицетворением которого является каждое доброе живое существо, образы мессий, святых, родных, добрых людей моей жизни – личностью, частью мира не является. Чем же он является? Истоком, началом начал, «Точкой сборки», «кристаллизации души», точкой цельности, основой единения – да. Но это не личность.
  Если я иду к Нему через добро, то Он видится мне добрым. Если же рассматриваю абстрактно, теоретически – тогда это нечто индифферентное, но я не хочу рассуждать теоретически, хочу говорить о чувствах, добрых состояниях, о счастье; поэтому Исток для меня не просто Пустота или даже Великое Ничто, а возможность Добра, Любви, Радости, радующей Естественности, добрая Непредсказуемость, то есть Оттуда я жду радующий сюрприз, и насколько мне удалось достичь Его – настолько жизнь становится сюрпризной, но сюрпризы её добрые. Это не розовые очки, а сознательное окрашивание бытия.
  Если этот всеобщий Исток каким-то образом удаётся ощутить – возникает особое, стремящееся к абсолютной естественности устойчивое состояние, примерно как у крутящейся юлы. Кстати, вращающаяся юла завораживает не только детей, но озадачила и учёных, например тем, что рядом с ней меняется время. Видимо, мне в какой-то степени удалось обрести это вращение – внутреннее время ощущается вечностью, чувствую себя при этом гораздо спокойнее и свободнее, чем когда-то. Можно сказать, стал счастливее. Несмотря на разного рода трудности и обесточки, когда сил хватает только на простое существование, мой счастливый бег как бы замедляется почти до падения, но вновь откуда-то приходит энергия и движение продолжается, вот как сейчас. 
                ***
  Как же я могу веровать,  если не верю богу-личности? Вера моя в живой Совести, в Долге, которым обязал себя сам – долге перед этим источником Счастья, перед всем дорогим сердцу. Проявляется в чувстве Человечности, Правды сердца. Большого сердца, которое есть у всех нас. В этой правде – наша Сила, наше Счастье. Какая-то над-личность здесь ни при чём, в то же время каждый, в ком есть эта Сила, эти Чувства, сбрасывает все личины и становится, чувствует себя Личностью, то есть чувствует себя цельным, и весь мир принимает как единое великое целое, вне разделения его на маленькую личность и большой мир – эти части как бы сливаются воедино.   
                ***

  Согласен с агностиками, бог как некое превосходящее всё существо, то есть как абсолют непознаваем, если он представляется внешней силой, и если не отождествлять его с миром. Непознаваем, потому что абсолютная личность, как я понимаю, невозможна, но как внутренняя сила абсолют точно существует, и он – познаваем, причём ощущение это моментами бывает абсолютным. Думаю, что хотя бы однажды, пусть на миг это случалось с каждым. Чаще в детстве. Это как сказочная Жар-птица – показалась вдруг, кому-то даже перо оставила, чтобы однажды отправиться туда, не знаю куда, но примерно зная зачем. Пусть не сразу, но каждый, отчаявшись искать счастье в том, в чём видит его большинство, зайдя в жизненный тупик, вдруг становится на особый путь поиска этого чудесного состояния, этого беспричинного детского счастья. Причём само состояние такого поиска, состояние ищущего – уже необычно, это как предчувствие счастья, одновременно это само по себе счастье, род счастья.
  Можно сравнить с рыбалкой. Конечно, счастье что-то поймать, но и сам процесс – огромное счастье. Даже без возлияний. Не рыбачившим это счастье неведомо, объяснить его невозможно. Вот это счастливое познание, поиск является основой остального нашего счастья во всём его разнообразии. Поэтому задача каждого желающего быть счастливым, если он верует в бога внешнего и как-то представляет Его себе в виде какого-то Образа – устремиться душой и всей жизнью к этому внешнему Образу – внимать Ему так, чтобы границы между Им и своим я стирались, исчезали, чтобы Он, точнее, дух Его стал жить в сердце постоянно. Тогда моментами чувствуешь себя аватаром Добра, Любви, Радости. Подобно, например, тому, как ушедший отец постепенно начинает жить внутри, жить мной, смотреть на всё моими глазами. Таким образом во мне или мной живут все добрые люди моей жизни, любимые животные, цветы, деревья, самоцветы как добрые, исполненные этого Духа сущности, Духа, в котором все сущности едины. То есть, найдя этот связующий всё Центр, я обретаю всё, весь добрый мир.

  Знаю, что многие пришли к ощущению этого Центра через исследование мира, человека, себя. Но всё же, он познаваем не научно, а чувственно. Умом можно только понять возможность и необходимость этого, озадачиться и фиксировать результаты самонаблюдения – наблюдения за ощущениями, чувствами, состояниями. Любое восприятие чего-либо преобразуется в телесные ощущения и чувства, переходящие в состояния. Самонаблюдение можно начинать как с телесных, физических ощущений, что проще, так и с высоких чувств, состояний. Потянув за ниточку ощущений, мы начинаем разматывать клубок чувств и относительно постоянных состояний нашего существа. Наконец, однажды мы выходим на нечто главное, наиболее постоянное, на исток, центр, из которого всё является и к чему всё стремится. Обнаружив в себе эту точку, этот центр, мы испытываем, например, вдохновение. Творческое, желание что-то делать, порыв на что-то решиться, вдохновение подвигнуться на что-либо.
  Состояния вдохновения, потрясённости прекрасным, благодарности, благодати, великодушия, сорадости, сотворчества, безусловной совести и т.п. – указывают на Его присутствие, присутствие Того, кто живёт нами, если говорить о Духе как о сущности.
  Счастлив по-настоящему именно тот, кто сознательно позволяет этому Духу жить собой, воссоединяется с Ним. Возникает единство центра и мира, цельность. Именно его-Любящего, тогда чаще внешнего, я и пригласил однажды в наблюдатели. Это, может быть, самый значительный мой поступок. Это было нелегко, решиться и постоянно обращаться – править себя Им, но с тех пор я стал гораздо чище и добрее. Хотя до идеала мне бесконечно далеко, но моментами я счастлив чистым счастьем, а в глубине души царит безмятежный покой. Несмотря ни на что или благодаря этому.