Походы в баню, кино, оперу, налеты на сады и огоро

Валентин Курбатов 2
В женскую баню, в военные годы безотцовщины, я ходил по
субботам с мамой до 6 лет, а потом самостоятельно, уже в
мужское отделение. Все лето , до холодов ,мы везде ходили
по пыльным тротуарам (дороги были мощены
галькой)босяком и страдали от цыпок, которые по вечерам
выводила мать, сначала распаривала ноги, а потом
смазывала ноги глицерином. В баню шли часов в 8 и
возвращались в час ночи. Всем работающим во время
войны давали карточки на хлеб и другие продукты. Вот мы
с братом как то отправились отоваривать карточки с
кастрюлями и сумками и заглядевшись на рекламные
витрины, каким то образом проскочили без билетов, в в
театр оперы и балета им. Свердлована оперу Евгений
Онегин. Опера нам понравилась, и мы даже запомнили
арию генерала» Онегин я скрывать не стану…»Главным
развлечением для нас было кино. Рядом с зоопарком
располагались летние кинотеатры: один небольшой – на
территории Детской Технической Станции, другой в парке
Тельмана. Мы из нашего дома прослушивали все
пластинки, которые крутили там перед началом сеансов. В
память врезалась песня» Мандолина, гитара и бас».
Война заставила жителей заниматься огородами.
Выращивали картошку, помидоры, огурцы и тыкву. Мы –
пацаны больше из-за спортивного интереса делали налеты
на огороды, соседние сады и я никогда не забуду жгущее
ощущение от заряда соли в моей пятой точке-т. е. в месте,
где ноги теряют свое название. Соль невыносимо щипала,
разъедая все под кожей. Еще я помню тыквы, которые мать
носила продавать в «Дом специалистов» Тыкву я
возненавидел и не ел потом лет 40.Драться за правду я
продолжал и не боялся. Меня не останавливал старший
возраст и рост соперника. Во время драк мы всегда
соблюдали общепринятые уличные правила - биться до
первой крови. С братом-Алексеем, который был на 4 года
старше меня, у меня всегда были натянутые отношения. Он
беспощадно избивал меня, заставлял вместо него выполнять
мелкие домашние работы и старался прогнать меня, когда к
нему приходили его школьные товарищи. Он плохо учился.
Часто он дополнительно занимался с учителями по
русскому и математике. Со мной у родителей было меньше
хлопот и меня, мать считала счастливым, а его несчастным.