Фотогеничность. Зарисовки

Лидия Львовна Васильева
Если кто-то и любит сниматься, то это не я. При виде камеры улыбка покидает мое лицо, я становлюсь неживой, не могу отреагировать на просьбу расслабиться. И вообще, что значит расслабиться? Я и не напрягалась, просто не люблю это занятие.

   Ситуация 1.

 Мне пора менять паспорт. Пришла в фотоателье. Приёмщица пригласила фотографа. Женщина подошла ко мне, внимательно меня оглядела, пригласила в фотостудию. Усадив на стул, зачем-то поинтересовалась, люблю ли я фотографироваться.  Хотелось поинтересоваться, как ей в работе поможет моя информация. Сдержалась, только сказала, что я не очень фотогенична. Женщина еще раз обошла меня кругом, что –то поправила на голове, провела рукой по лацкану пиджака, убирая, по-видимому, несуществующую складку. Вернулась к фотоаппарату и сказала:

- Напрасно Вы так. Молодая, красивая и очень фотогеничная женщина. Завтра увидите, что я права.

Завтра наступило. Прихожу за фотографиями. Вместо 6 мне выдают 24. Я могу даже не смотреть, что там: и так понятно, что выдаваемое количество является компенсацией за то, что на них.

Стою с конвертом. Подходит пожилой, невысокого роста мужчина. Спрашивает, почему не вскрываю конверт. Отвечаю, что атомная война – не то, что меня порадует. Он забирает конверт из моих рук, открывает его, смотрит на фото ... кладет обратно в конверт, его в свой карман и говорит:

-Пошли.

Я не задаю вопросов: пошли, значит, пошли. То же ателье, тот же стул, та же аппаратура. Но мужчина не подходит, ничего не поправляет, ничего не спрашивает. Поднимает руку и машет ей в сторону. Что я сделала? Автоматически отреагировала на жест легким поворотом головы. Щелчок. И слова фотографа:

-Завтра в это же время, на этом же месте. И ушел. Поднялась и я…

          На другой день я в то же время, на том же месте. Снова конверт. В нем 6 фотографий. Взглянув на свое фото, я поняла, что мне крупно повезло с мастером. Я согласна на 8, на 12, на 24! Но их всего 6! Я гордилась своим паспортом, с удовольствием вручала его в аэропорту, в банке, на рецепции. Мастера того больше не видела. Только 25 лет думаю, что же я не попросила приемщицу сделать еще пару десятков фотографий?

Ситуация 2.

Это сейчас мы вооружены до зубов в плане возможности запечатлеть на фото какой-то момент своей жизни, детей, друзей, просто сделать красивый снимок.  45-46 лет назад надо было идти в фотоателье, записываться на определенный день, на конкретное время. В назначенный день приходить, дожидаться своего часа.

    Это был именно такой день. Мы пришли всей семьёй,то есть папа, мама и пару мальчишек, 4-х и 6 лет.

Фотограф пригласила нас в студию и началась магия. Она, судя по всему, испытывала истинное наслаждение, десятки раз нас меняя местами: то садила, то ставила, то пододвигала огромный фикус, то размещала нас за столом. Наконец, её фантазии закончились. Она нас перераспределила в очередной раз, осталась довольна, щелкнул фотоаппарат, и мы покинули с огромным чувством облегчения эту фотостудию. Через три дня мы получили снимки. Было от чего растеряться: я и мальчишки стояли на фоне памятника. А памятником был глава семейства.

Порой наталкиваюсь на эту фотографию в альбоме и думаю, а как люди становились фотографами, их этому искусству учили? Или просто брали человека с улицы и он нарабатывал на нас свой опыт?