Записки бабушки. Воспоминания. Позор

Нина Кравчук-Щедрова
  Что я знаю о позоре? Из детства запомнилось только одно. « Без позору рожу не износишь». – Так бабушка Варварушка ещё говорила. Ещё помнится ария князя Игоря из оперы А. П. Бородина «Князь Игорь».

             «… О дайте, дайте мне свободу
             Я мой позор сумею искупить.
             Спасу я честь свою и славу
             Я Русь от недруга спасу».

Тут уж позор, так позор! Из-за славы пошёл Игорь на половцев, когда они были ослаблены, и погубил своё войско, а самого в полон взяли. Забыл заповедь предков. В той войне победа и слава, когда она для защиты Отечества необходима. Против Божьей воли шёл.

  В нашем раннем детстве не было телевизоров, но было радио. Это я вам скажу великая вещь! И радио было у всех, и было оно доступно и бесплатно, и не было никакой рекламы, и каждый час передавали сигналы точного времени. А ещё была передача «В рабочий полдень», в которой очень часто «по заявкам» передавали классическую музыку, арии из опер, песни советских композиторов. Эта передача пользовалась всеобщей любовью везде; дома, на производстве, в заводских цехах, на фабриках, столовых. А по вечерам, прильнув к маленькому радиоприёмнику, слушали оперы, радиопостановки, спектакли. Моя бабушка по-темну, убавив звук, чтобы не мешать спать дедушке и мне, допоздна сидела у маленького радиоприёмника, слушая радиопостановки. А я, почему-то, очень любила классическую музыку, арии из опер, особенно мужские партии, там, где больше звучал бас или баритон. Например, арию князя Игоря «… О дайте, дайте мне свободу…» или партию Мефистофеля из оперы «Фауст» Шарля Гуно «… люди гибнут за металл…».
 
                «На земле весь род людской
                Чтит один кумир священный,
                Он царит над всей вселенной,
                Тот кумир – телец златой!...»

Надо же, сколько лет прошло, сколько людей предупреждало нас, а как люди гибли за металл, так и гибнут.
Или арию  князя Гремина из « Евгения Онегина» Петра Ильича Чайковского.

                «Любви все возрасты покорны:
                Её порывы благотворны
                И юноше в расцвете лет,
                Едва увидевшему свет,
                И закалённому судьбой
                Бойцу с седою головой…»

Я любила слушать Шаляпина, с шуршащих старых пластинок, и Геога Отса и наших знаменитых теноров Ивана Козловского и Сергея Лемешева и помню ещё многие любимые арии, романсы и песни. Даже пробовала их напевать, уже потом, перед моими детьми. Но так как начисто лишена и голоса и слуха, это получалось смешно и мои дети смеялись над расшалившейся мамой.

  Из радиопередач и общения со старшим поколением, я поняла только одно. Позор – это очень стыдно. «Лучше смерть, нежели позор». Уже сейчас «залезла» в словарь и обнаружила очень интересные сведения.
  Позор – взор, взгляд. Зрелище, что представляется взору. В одном случае – позорный, постыдный, срамной, безчестный. Сплетни, позорное дело. Позорный столб, к коему выставляются преступники на позор перед народом. В другом случае, на юго-западе, позорный – видный, приятный на взгляд, красивый. Девка позорная.
А вот позорное место (арх.) – невыгодное для обработки болото.
Позористый человек – сторожкой, который всё видит, замечает, оглядывает кругом.
Позирный продух – оконце, через которое позирают, стерегут, наблюдают.
Позиратай, позорянин – зритель, наблюдатель, свидетель, очевидец.
Позоратель – смотритель, насмотрщик.
Позорство (ср. црк.) – презорство, гордость, презрение других.
И это ещё не всё. О, великий и могучий русский язык! Мы то, хорошо, если знаем одно значение слова «позор». Лично я, одно это значение и знала. И считала за собой аж два страшных позора, о которых никому не рассказывала до некоторых пор. Пересмотреть мои взгляды я решилась после одного случая.

- Привет, Страна! – Приветствую я Лёльку. – Как дела?
- Привет, Страна! – Слышу я в ответ. – Некогда, котят обрабатываю.
- Ты же недавно их лечила. Опять заболели?
- Нет, эти трое новенькие, к тем семи плюсом пойдут.
И Лёлька, ругая себя и своего мужа, по сути святого человека, который стоически выносит и Лёльку, и её кошачью стаю, начинает рассказ.

  Лёлька с Сашкой решили съездить в степь, за грибами. Это я, своими рассказами о грибах, которыми «обтаскались» наши сельские грибники, сбила её с «панталыку». Осенью прошли обильные дожди и на «навозных кучах» и в степи появились шампиньоны и «синие ножки». Чего им собираться? Прыгнули в машину и поехали по своим грибным местам. Выехали за город в степь, грибов не нашли, а вместо них наткнулись на трёх котят, «подрейтузников», как окрестила их Лёлька.
  Один, чёрненький с белыми пятнышками одноглазый котёнок, со всех ног бежал к Лёльке и, намертво уцепившись за штанину брюк, повис, истошно мяукая. А два других опрометью кинулись в степь, и как ни ловил их Сашка, так и не смог поймать. «Не оставлять же их на гибель!» - Решили Лёлька с мужем. И, развернув машину, рванули домой за пирожками с мясом, чтобы подманить голодных котят. А Кутузова, так Лёлька назвала отчаянного котёнка, который так и висел на её брюках, они забрали с собой.
  Взяв из дома пирожки, вернулись на знакомое место. Им удалось подманить беглецов с помощью такой ароматной приманки. Котята проголодались и, вцепившись в пирожки, громко мурзясь, уже с ними не расстались, а бежать от такой пищи, пусть дураки бегают. Вот и приехали домой Лёлька с Сашкой не с «синими ножками», а с подрейтузовиками». И стало у них десять котят.
- Нинка, ты только никому не говори. Позор то какой, люди лишних котят выбрасывают, а мы, дураки, их подбираем.
  Хорошо, что я в тот раз не поддакнула. А про себя подумала: « Ага, угадала, буду я молчать про самое хорошее, что есть в тебе! Нет уж, уволь Лёлька. Это вы с Сашкой  Люди, а кто выкинул котят, наоборот. Сколько же в вас, ребята мои дорогие, доброты и любви? Немерено!»
  И задумалась я о позоре. Почему так? Лёлька считает позором самый прекрасный поступок, спасти от гибели живые души? Что в нас не так? Почему мы прячем от людей самые хорошие свои качества? Решила разобраться, а заодно и присмотреться к своему позору.

  Первый мой позор я совершила на третьем курсе института. Не просто неблаговидный поступок, о котором можно рассказать, а именно позор, о котором молчат и скрывают.
  На летних каникулах я была дома и никуда не ходила, сидела сиднем, делая домашние дела и заготовки с мамой, почитывая книжки и плавая на Хопре. Дома мне было хорошо и весело. Но мама решила, что я должна идти на танцы. Наверное, кумушки напели: «Ольга, девчонки девятнадцать, а она до сих пор ни с кем не встречается. Ну, сколько ей ещё учиться? А потом? Ушлют в деревню глухую, и останется она без пары. Старой девой только книжки и почитывать».
  В субботний вечер мама заставила меня одеться в красивое платье, накраситься и, несмотря на моё нытьё, выгнала меня из дома на танцы. Я, конечно, понимала её опасения, и старой девой не хотелось оставаться, и танцевать любила, но что буду делать среди девочек-школьниц, этакий переросток. Обижать маму не хотелось. Я пошла, но не на танцы, а к бабушке. Постучала в окошко, бабушка Варварушка выглянула и кивнула. Вот где мне всегда будет хорошо, где можно спрятаться от всех бед и несчастий.
- Бабушка, - жалобно затянула я, - меня мама на танцы выгнала, можно я у тебя посижу.
- Конечно можно, - улыбаясь, отвечала бабушка.
  С бабушкой было хорошо. Хорошо было поговорить, хорошо было слушать её рассказы, хорошо было просто молчать. Стакан чая был на столе. В маленькой комнатке было тепло и уютно, и до темноты мы просидели с бабушкой, не зажигая свет, и мне было хорошо и спокойно. Зачем мне танцы?
  Вернувшись, домой затемно я быстренько легла спать. Видимо мама ждала меня у окна и, не увидев провожатого, расстроилась. На следующий день она пошла к «своим», к бабушке и тёте Марусе. Кто-то видимо рассказал ей, что я вчера весь вечер просидела с бабушкой, а не выплясывала на танцах.
  Моя сестра Валя, много лет спустя рассказала мне, что моя дорогая мамочка сказала ей уверенно и сокрушённо.
- Валя, наша Нина дура.
Такими словами мама не разбрасывалась. Видно она так сильно была обеспокоена моим будущим и моим равнодушием к нему, что просто не сдержалась.
  Но моя мама не знала, что мною уже было написано «письмо в будущее». Что мой запрос на любимого человека, на семью и детей уже гулял где-то по небесной канцелярии. Что уже шла работа по подбору соответствующей кандидатуры. Может поэтому я и была спокойной, как слон, и «танцы, жманцы, обниманцы» меня не интересовали, и где-то на ментальном уровне уже формировалась моя судьба.
  Когда я уже была замужем и приезжала домой, к родителям, погостить, мама как-то сказала: « Ты свои письма возьмёшь с собой?» И подала мне из тумбочки перевязанный ленточкой крест на-крест пакет конвертов. Перебирая их, я наткнулась на конверт, где на строчках «куда», «кому», было написано моей рукой «письмо в будущее». Я совсем забыла о нём. Открыв конверт, прочитала его. Письмо было написано моей подруге Тане Шиян, о том, что я соскучилась по нашей студенческой жизни, по нашим девчонкам и мальчишкам, что сижу дома с двумя моими детьми, девочкой и мальчиком, и жду моего любимого мужа с работы. Мои дети беленькие, с волосами золотисто-соломенного отлива и похожи на папу.  Что я очень люблю моего мужа и детей и счастлива.
  Письма в будущее мы с Таней написали друг другу на перемене, даже помню, в какой аудитории, по-моему, в 214. Поменялись, прочитали, посмеялись, вернули друг другу и… забыли на долгие годы. Сработала интуиция или какие-то знания внутри нас. И всё случилось точно так, как я написала в этом письме. Я вышла замуж за высокого светловолосого парня. Причём выбор был, но Вселенная решила за меня, отдав предпочтение этому варианту, разведя мистическим образом с другим. И опять же мистическим образом свела меня с моим избранником. Мы до сих пор спорим, было ли то письмо, которое он получил якобы от меня, но которого я не писала. С содержанием согласна, такое говорила, но писать, нет, точно не писала. Видно этот вариант был для меня предпочтительнее. Для моего правильного развития нужен был пинок под зад, трудности и неприятности, что я и получила в необходимом количестве. Видно по прямой нельзя было. Как в песне пиратов в «Айболите 66».

                «Ходы кривые роет
                Подземный умный крот
                Нормальные герои
                Всегда идут в обход!...»
 
И другая песенка от туда же.
 
                «…Это даже хорошо
                Что пока нам плохо…»

Может быть, в первом случае я была бы просто счастлива, и мне бы не хотелось развиваться. Зато здесь, нужно было соответствовать, и  постоянное развитие мне было необходимо, как глоток чистого воздуха.
  И мои дети родились именно в той последовательности, как было описано в моём письме, сначала девочка, потом мальчик. И ждала я своего милого с работы. И любила, и люблю, как описала много лет назад. И называла его или по имени, или милый, дорогой, любимый, тоже, как в том письме.

  Я прошла большой путь от «дуры» до «мудрой женщины».  Когда мама, в очередной раз гостила у нас с мужем, она услышала мой разговор с женщиной, пришедшей разобраться в спорной ситуации. После чего она с удовлетворением произнесла: « Дочка, а ты у меня мудрая». Успокоилась мама. Успокоилась и я.

  Лёльке я всё-таки рассказала про свой позор. На что она выдала: «За всю свою жизнь я знаю только ещё одну «дуру», как ты. Она тоже никуда не ходила, дома сидела, там и мужа себе нашла на всю жизнь и счастлива была».
  Так что свой позор я снимаю. Не позор это, а прозорливость. И любовь, к бабушке.