"Третья сигнальная система (психология) — субъективная действительность человека, в которой происходит субъективное переживание образов восприятия и знаков сознания, сформированных во второй сигнальной системе"
автор концепции — И. И. Геллер.
Речь, как вторая сигнальная система, как семиотическая система значимостей:
«Если наши ощущения и представления, относящиеся к окружающему нас миру, есть для нас первые сигналы действительности, конкретные сигналы, то речь, специально прежде всего кинестетические раздражения, идущие в кору от речевых органов, есть вторые сигналы, сигналы сигналов. Они представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что и составляет наше личное, специально-человеческое высшее мышление, создающее сперва общечеловеческий эмпиризм, а наконец, и науку — орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и самом себе».
И. П. Павлов (1932)
Что можно добавить к замечательному выводу И.П.Павлова?
А вот что. Создав науку и интеллектуальные системы высшей ориентации человека в мире, человек продолжил усложнять связи наук между собой и создаваемой им виртуальной реальностью, обнаруживая новые связи вымысла творческого и материальных проекций его в окружающем мире. Сказки становятся былью. Человек превращается в волшебника. Возникновение сети Интернет и систем ИИ создало надстройку общечеловеческого эмпиризма, пригодную для возможности улавливать импульсы творящей мир “сигнальной системы” - процессом Творческого созидания личностного мира внутри мира общего..
Третья сигнальная система!
Если речь представляет собой вторую сигнальную систему, то интуиция пробуждающегося в нас творца - надсознание - является завершающим третьим звеном целостности системы Человек одухотворённый.
Человек животное в течении тысячелетий становится человеком разумным, затем в течение десятка лет - одухотворяется, и наконец мгновениями (Вечности) - он становится человеком творцом. Целостным. Связывая собой землю и небо, материальное и идеальное, проявляя скрытую до поры от него самого силу духа, человек устремляется к звёздам, магнитам Космоса, прозревая в них точечные проекции нового измерения надвременного, сверхсветового мира. Уходя из земной временности, из четырёхмерности существования в физическом временном теле, он становится по-настоящему творцом новых миров, многомерным существом Мысли галактической.
Связывая достигнутые умом области своей жизнедеятельности с привычной реальностью (пространства-времени), освещаемой духовными чувствами соразмерности, гармонии мира, формируя желаниями красоты новые мысленные сферы, человек создаёт небывалое, как жизнеспособное творческое воплощение. Так зажигаются новые звезды - огненные центры Космоса, и образуются планетные системы, где и появляются условия развития живых организмов, которые в процессе эволюционного развития превращаются в новых творцов Реальности. Разворачиваются веерные временные миры в Вечности неисчерпаемого Движения Мысли сотворчества.
Нашему восприятию (сознанию) во времени явлено лишь часть целого, поэтому интерпретировать можно бесконечно... и поэтому всякая точная наука и каждый подтверждающий ее эксперимент точны приблизительно, верны в ограниченных пределах применимости. Сам воспринимающий нечто ум, условно целостный, является тоже частью целостности иной субстанции, многоуровневой.
Одна часть исследует другую часть, допуская при этом целостность своего восприятия себя и другого... Да, воспринимая мир, мы получаем иллюзион, в который верим на основании подтверждающего эту картину коллективного опыта, где мир материализуется со временем и становится временной реальностью. Да, мы называем её объективной, понимая её коллективную субъективность. Да, игра Творца - великая Фантазия Мысли Космической, надвременной.
Кроме того, под одинаковыми словами (терминами, образами) люди понимают неодинаковую суть. Человек, рассуждая как учёный, понимает одно, а мысля как просто человек - несколько иное, возможно, более объёмное и неопределённое, ускользающее от теоретического выражения. Ведь мир не вмещается в теоретическое определение мира. Слово “понять” к примеру, люди науки понимают иначе, нежели принято в разговорном языке. К тому же, в разное время мы по-разному понимаем одно и то же, казалось бы чёткое и надёжное. Для того и работа ума, научный поиск, чтобы постоянно совершенствовать своё собственное ограниченное понимание. Понять (в восприяии многих людей) - значит выразить не в системе теоретических “понятий”, а целостно, как бы схватить... и умом, и чувствами, и свыше себя, перейдя на иной уровень восприятия, то есть, не разделяя на опытное, чувственное и теоретическое знание об исследуемом предмете или событии, но осознавая необходимую связь теоретического исследования с практикой восприятия Единого бытия. Почему так? А потому, что Единство бытия воспринимается (понимается, познаётся, выражается, переживается, вспоминается, фантазируется, воссоздаётся, воплощается...) неповторимым Образом (качеством...) изменяясь во времени. И “понимание” приходит мгновенно, как озарение, внезапное раскрытие сути, как обнаружение смысла существования чего-либо в единстве бытия, как исчезновение отдельного “я” в единстве. Таким образом, понимание - это, скорее всего, преодоление узости накопленного ранее знания (и теоретического, и опытного) и выход на новый уровень поиска истин. Неостановимый процесс. Таких уровней столько, сколько в состоянии воспринять человек, в зависимости от развитости ума, чувств, воображения и творческой потенции. В новой системе восприятия того же самого наблюдаемого явления или аспектов бытия человек видит качественно иначе. Это как в разном возрасте перечитать любимую книгу или побывать в заповедном месте, совершить похожее путешествие, - восприятие меняется иногда самым неожиданным образом.
Понимание качественно отличается от знания, хотя то и это - процессы во времени, понимание ближе к надвременному переживанию единства (относительно привычного течения времени).
Научное познание не может дать целостное знание, достаточное понимание объекта, но только подступы к пониманию, осознанию главного - истины, уникально воспринятой, сосуществующей в единстве неистинного отображения нашего восприятия, всегда ограниченного по природе нашей, человеческой. Именно поэтому в уме формируются образы сверхлюдей или божества, как возможность становиться более целостным существом, нежели мы сейчас себя воспринимаем: и благодаря развитию ума, (теоретических достижений мысли), и благодаря раскрытию повышенной чувствительности, (включая имманентные области самосознания), и благодаря развитию духовного творчества, (управляющего чувствами и мыслями, приближающего человека к состоянию сверхчеловека). Так рассеивается самообман человека знающего...
Как с благодарной улыбкой мы оставляем позади себя детские области восприятия (опыт, знания, веру, мечты...), так с благодарностью отпускаем свои зрелые знания и убеждения, так отпустим саму жизнь земную в тяжёлом теле и с земными знаниями, пристрастиями, опытом. Жизнь бесконечна благодаря бесконечности перемен в нашем восприятии её.
Что же такое Восприятие, как ни целостное самоосознание, раскрывающееся на каждом новом уровне Неповторимо творчески!
Каждый судит других, отзеркалив себя,
Невозможно иначе постичь этот мир,
Выбор - главное чудо для зрелого “я”,
Но за нас выбирает частенько сатир,
Он на гениях мира себе капитал
Заработал, и нет остановки ему,
И покуда трезвонить в народ не устал,
Будет множить себя - в наказанье уму...
А вот как мы становимся волшебниками -
https://sites.google.com/site/skazkifeany/