Когда в Нюрнберге бывал политэмигрант В. Ульянов

Анатолий Гурьевич Холодюк
В баварском Нюрнберге автора заинтересовали старые  явочные адреса политэмигранта Владимира Ульянова (1870-1924). Жизнь вождя социалистической революции в России тесным образом была связана с Германией. Что это: зов крови или нечто большее? Известно, то летом 1900 года Владимир Ульянов выехал из России в Германию, чтобы организовать издание нелегальной газеты. Его путь лежал через Швейцарию, откуда он отправился в Мюнхен, где было определено  местопребывание "Искры". В августе того же года он поехал в Нюрнберг...

Похоже, Ульянова торопили дела, поэтому он что-то писал по пути прямо в поезде. Это был вчерне приготовленный текст документа о "формальных отношениях" и тайной договоренности  так называемой "литературной группы", намеревавшейся издавать "Искру", и организацией "Социал-демократ", представлявшей группу "Освобождение труда". В эмиграции Ульянов прошел школу конспирации и старался вести себя осторожно. Одна из его "тайн" связана с "непролетарским" смешением крови ( в том числе и  немецкой!), в генеалогическом древе его семьи, на одной из ветвей которых и появился "плод" в образе Владимира Ульянова.  Его бабушка Анна Григорьевна Гросскопф (Grosskopf) со стороны матери была немецкой лютеранкой. Один из его предков - Iohann-Gottlieb-Grosskopf  был в свое врем немецким купцом, что доказали биографы Фишер и Волкогонов. Однако Владимир Ульянов не чувствовал  себя немцем и во всех анкетах назывался русским человеком.  владеющим  в числе других и немецким языком.

По паспорту В. Ульянов был еще молод (30 лет), а на самом деле он "Старик" - таков, кстати, его первый псевдоним в Германии. По мучившей молодого мужчину бессоннице и другим недугам было ясно, у Владимира Ульянова неблагополучно с нервами. Неслучайно в ранних бумагах Ульянова-Ленина обнаружены адреса психиатров в Лейпциге.

По данным городского архива   Нюрнберга стали известны местные адреса, используемые Ульяновым для нелегальной работы в баварском городе и конспиративной связи  редакции "Искры" с Россией: Neue Gasse 33, Gruebelstrasse 50 и еще два-три адреса, где он кратковременно встречался с родной  сестрой Анной и неким австрийским подданным по фамилии Adolf Braun - социалистом по духу.

Известно также, что 5 сентября 1900 года Ульянов выехал  из Нюрнберга в Мюнхен, но ...через Прагу. И как здесь не задуматься мне, тоже  эмигранту из Молдавии, что жизнь политэмигранта Ульянова, никогда не нуждавшегося в марках, франках и кронах, была чем-то похожим на жизнь-путешествие по европейским столицам и престижным городам. Сегодня у В. Ульянова Женева, завтра - Мюнхен, а потом Нюрнберг и Прага! А ведь он ездил еще и в Кельн, Лейпциг, Берлин, Париж, Ниццу и другие города! Гм! На какие средства жил молодой Ульянов в богатом районе Мюнхена, вообще - заграницей, в частности, в Германии, навещая в перерывах между конспиративными встречами  и изданием "Искры" врачей-психотерапевтов, которым тоже надо было платить наличными деньгами - притом это были немалые суммы марок!?

Источник Финансов и портмоне  В. Ульянова  в  период его пребывания в Германии - это еще один тайный секрет среди множества других. "Последующие скрытые связи советского правительства Ульянова-Ленина с Германией" ввиду отсутствия в Москве  архивных  документов, предлагают читателям, по утверждению Дмитрия Антоновича Волкогонова (1), российского биографа вождя пролетариата, больше странных догадок, нежели разгадок.

Примечание

1. Волкогонов Д.А.( 1928 — 1995) — советский и российский историк, философ, политолог и политик, генерал-полковник. Профессор, доктор исторических наук и доктор философских наук. Лауреат Государственной премии Российской Федерации.