Ученье - свет...

Александр Карташев
  Так сложилось в российском ученом мире, что бюрократический аппарат науки рос самостоятельно независимо от развития науки и образования. Прошли выборы нового ректора в одном из российских вузов. В течение двух месяцев после утверждения молодого пенсионера – шестидесятипятилетнего ректора шла борьба по реконструкции административного аппарата университета.

   Ставилась цель снижения затрат на содержание бюрократического аппарата, заработная плата которых превышала профессорские оклады. Решили сократить руководящих пенсионеров под указ президента о недопустимости нахождения чиновников на руководящих должностях после 65 лет. Бывшему ректору 70 летнему оптимисту организовали должность президента вуза с зарплатой в 400 тысяч рублей. Двух преданных семидесятилетних пенсионеров, выдвинувших Петра Петровича на ректорский пост, оставили на должности проректоров.

    Прикрепили к каждому проректору заместителей, старички - проректора с бюрократической нагрузкой не справлялись и сформировали четыре департамента: по управлению, по образованию, по науке и по социально хозяйственной части. Набрали в департаменты молодежь, изголодавшую по административным зарплатам, которая составляла 50 тысяч и выше, при средней зарплаты доцента в 20 тысяч рублей. Численность нового аппарата ректора при оптимизации приросла, выросли и расходы на содержание ректорской братии.

  Ректор Пётр Петрович роста был небольшого и помощников подбирал под себя не броских. Были они невысокие, с незапоминающимися лицами, скромные и вежливые. Представив новую администрацию на ученом совете, решил Петр Петрович молвить своё веское слово.

- Хочу, чтобы каждый доцент получал больше 50 тысяч рублей в месяц, профессор – больше 100. Желаю, чтобы уровень подготовки наших студентов превосходил столичные вузы и даже мировые. Для исполнения великих замыслов надобно вам холопам высшей школы, добывать денежные договора и платных студентов. Вас мы не обидим, делить добытые вами деньги будем по - братски: 50% на 50%, мой аппарат кормить надо.

    Стали спрашивать у ректора члены ученого совета – где в индивидуальных контрактах написано, что сотрудники университета обязаны искать на стороне дополнительные договорные заработки? И где обязанности ректората перед коллективом по увеличению заработной платы, о которых на выборах рассыпался Петр Петрович?

 - Начнём мы с проверок по кафедрам, кто и сколько на общие нужды отчисляет. Кто не добывает, того и сократим.  Уже разбежались, сокращай - возмутились преподаватели. Кто кроме пенсионеров пойдёт работать на 15 тысяч с нагрузкой в 1100 часов в семестр. - Бодро пошагала мелкорослая административная компания гуськом за ректором на проверку кафедр.

    На кафедре системотехники все пять пенсионеров предстали перед ректорской свитой. – Не вели казнить, вели миловать, вся наша кафедра бьёт челом. Никто не хочет к нам поступать и учиться не хотят. Сгоняют к нам двоечников со всех факультетов, велят выпускать. Мы и выпускаем, на одну пенсию тяжело жить. -

     Где наука? – спросил ректор. – Вся вышла - ответил заведующий. – За десять лет не было ни одного желающего поступить в аспирантуру или остаться на кафедре. Два проректора вуза из нашей кафедры вышли. Повезло им, тысяч по триста в месяц получают. Перспективные были ребята, наукой занимались. -  Молчали сопровождающие, поживиться нечем и помочь невозможно, только самому работать на кафедре за копейки. Приняли решение - укрупнять кафедры.

      - Познакомимся с успешной кафедрой РадЭко – предложил декан. РадЭко – Радиоконструирование и Экология образовалась сравнительно недавно. Набор был небольшой на радиотехническую специальность и ее собирались закрывать. Открыли специальность экология, и пошли абитуриенты по пять человек на место и платную группу создали и две аспирантуры открыли. Появились деньги на ремонт помещений, покупку компьютеров, издание учебных пособий и монографий, ожила кафедра – рассказывал заведующий кафедрой.

     - Конкурс при поступлении увеличился и на радиотехническую специальность? – удивился ректор. – Нет на экологию, но мы и радиотехникам снизили общей балл при поступлении, полную группу стали набирать. – Хорошо, статьи, монографии, диссертации, аспирантура тоже по экологии? – Да – подтвердил декан. – Ну, а вы чем занимаетесь? Помогаем производству светодиодных ламп на электроламповом заводе.  Какие научные направления развиваются? Проводим исследования по использованию светодиодов для выращивания огурцов в тепличном хозяйстве.  И что растут огурцы? Растут – подтвердил декан.

    От изумления глаза у ректора поползли и вверх и вопросительно установились на новый прибор. – Это что? Установка для анализа микроэлектронных чипов, приобретённая семь лет назад за десять миллионов рублей на государственные деньги – быстро пояснил проректор по науки. – Почему не распакована? Специалистов нет, и микроэлектроники тоже нет. – Последовал ответ. – И что дальше? Закончится период амортизации, продадим или спишем – заверил материально ответственный.

     Рассмотрели развитие инноваций на факультете инноватики.
Для российского общества с советских времён лозунги подменяли дела. Хорошо сформулированный лозунг организовывал массы к трудовой деятельности. В современной России хорошо приживались краткие формулировки, такие как инновация – внедрение новых технологий в производство за деньги бизнесменов. В каждой области появились инновационные центры и чиновники, наблюдающие за утилизацией поступающих государственных денег.

   В вузах открылись инновационные факультеты и кафедры. Открыть открыли, но чему учить? С первыми курсами просто, предметы на них общеобразовательные. Но дальше, что делать? Решили - ко всем существующим предметам добавили слово инновация: инновационная экономика, экология, инновационная социология, маркетинг и т.д. Оставались незаполненные часы, добавили экологические предметы и стали выпускать инноватиков.

   Специалистов инноватиков рассматривали в качестве экспериментальных направлений российской высшей школы. Инноватики ничего не знали, ничего не умели и никому не были нужны. С недоумением получали выпускники отказы на свои многочисленные представления при устройстве на работу. Наиболее приспособленные выпускники поступали на бухгалтерские курсы, выходили замуж или устраивались продавцами.