Глава V Путч генералов. Отрывок. Роман 1961

Даниил Евгеньевич Голубев
     Улица ночного Алжира. На тротуаре припаркованы несколько военных грузовиков. Путчисты с оружием перекрыли дорогу. Блеснули фары вдали, мятежники приготовились. Грузовик завелся и перегородил дорогу для верности.
     Водитель легковушки сбавил ход, увидев препятствие. Путчисты оружием указали на обочину, и машина припарковалась, заглушив мотор. Водитель прокрутил маховик стеклоподъемника, стекло опустилось, а мятежник подошел к двери.
     – Иностранный легион, 1-й парашютный полк. Предоставьте документы.
     – Иностранный легион, говорите? – удивленно промолвил водитель, протягивая документы. – А что произошло?
     – Армия взяла город под контроль, – путчист медленно произнес заготовленную фразу, – чрезвычайная ситуация!
     – А... – водитель задумался, не веря парашютистам, и возжелал побыстрее избавиться от подозрительных людей. – Понятно... с документами как, нормально?
     – У вас – да, все в порядке, – сказал путчист, возвращая документы. – Но мы должны проверить еще и пассажира...
     Пассажир как-то пробудился ото сна.
     – А? Меня? Вы знаете, кто я? Еду по делам, вы не смеете меня задерживать! Я – министр транспорта Франции, не имеете права!..
     – Свобода, равенство, братство, господин министр! – воскликнул путчист. – Все равны перед законом. Если вы чисты, вам нечего опасаться... Говорите, что вы министр?.. Интересно. И данный факт тоже нужно доказать, я вам скажу! Давайте документы – и если все нормально... тогда мы вас отпустим и пожелаем доброго пути, – сказал мятежник с плутовской улыбкой.
     – Х-х-хорошо, – промямлил министр и побелел, а руки затряслись в плохом предчувствии. – Вот, – он сказал тихим голосом, протягивая документы.
     Путчист раскрыл их, читая вслух.
     – Робер Бурон. Дата рождения: 27-е февраля 1910-го года... Министр транспорта, да, все в порядке, но я должен проконсультироваться с вышестоящим руководством. Ждите, – сказал мятежник и ушел с документами к дальнему грузовику.
     Путчист подошел к грузовику и побил кулаком по пассажирской двери несколько раз, а потом отошел на два шага назад. Дверь открылась, из машины выпрыгнул сонный командир отряда, зевая. Дверь громко хлопнула, министру стало еще больше страшно.
     – Что случилось? – громко заворчал командир. – Я просил не будить меня по пустякам!
     – Тише, тише! – прошептал мятежник. – Тут такое дело... – приговаривал он, наклоняясь к командиру и передав ему документы.
     – Что это?
     – Министра транспорта тормознули. Это – его документы. Что делать-то?
     Командир открыл документы, внимательно изучая их.
     – Бурон, значит... Это же прекрасно! – он перешел на шепот. – Зеллер будет доволен! Задерживаем министра.
     Они пошли к машине министра. Командир открыл кобуру и схватился за пистолет.
     – Господин министр Робер Бурон, вы арестованы!
     Министр автоматически воскликнул:
     – Произвол! Кто так решил?! Суда не было! И я законопослушный человек, ничего не сделал, я честно служу Республике!
     – Так решила секретная вооруженная организация! Мы захватили Алжир, чтобы пресечь незаконную деятельность Президента Республики. Арестованы все те, кто сотрудничал с де Голлем и служил ему.
     – Как... ОАС?! Вы?.. Не может быть! – упавшим голосом проговорил министр.
     – Все может быть, господин Робер. Вы не ослышались: город захвачен и контролируется нами. В ближайшее время вся армия перейдет на нашу сторону, а в Париже произойдет переворот. Оглядитесь по сторонам! Толпы колониалистов поддерживают наше дело. Алжир – это Франция, как говорил Шарль де Голль, но в момент решил предать идеалы колониальной системы! «Я понял вас!» сказал он, а мы-то думали, что его обращение направлено колониалистам... Выходите по-хорошему, министр, или мы примем жесткие меры.
     – Хорошо, а куда меня?..
     – Пока никуда, потом – в тюрьму, – сказал командир-мятежник, наведя оружие на министра. – Выходите! – прикрикнул он.
     Министр открыл дверь и вышел, поставив руки за голову. Робер стал окончательно белым, как мел.
     – А я? – спросил водитель.  – Я тоже арестован?
     – Вы свободны. Сейчас отгонят грузовик и путь свободен. И не забудьте всем сообщить, что город захвачен оасовцами!
     Путчист поднял руку, сделав кулак. Грузовик тотчас освободил дорогу. Водитель легковушки закрыл окно, завел двигатель.