Четыре бездны. Аннотация. К читателю

Сергей Хоршев-Ольховский
                Сергей  ХОРШЕВ-ОЛЬХОВСКИЙ


                ЧЕТЫРЕ  БЕЗДНЫ – КАЗАЧЬЯ САГА
                Фольклорно-исторический кинороман


                АННОТАЦИЯ

            Материал для фольклорно-исторического киноромана «Четыре бездны – казачья сага» автор начал собирать ещё в советские времена – в начале восьмидесятых годов ХХ века, когда живы были некоторые главные герои повествования, которых автор лично знал и искренне любил.
       Роман состоит из пяти частей.
       В части 1. Старый мир – рисуются картины хуторской жизни на Верхнем Дону в период первой мировой войны – начало ХХ века. В дальнейшем главным героям, группе молодых парней и девушек, предстоит пройти через тяжёлые годы междоусобной и невероятно кровавой гражданской смуты (часть 2. Старый и новый мир), насильственной коллективизации, жестокого, смертоносного голода и необоснованных репрессий (часть 3. Новый мир), дотоле небывалой великой войны (часть 4. Война). И часть 5. Встреча – служит итогом жизненного пути главных героев, которым суждено было дожить, в невероятно тяжёлых, временами просто нечеловеческих условиях, до середины шестидесятых годов ХХ века.
       Повествование романа построено на основе реальных событий, по воспоминаниям близких, хорошо знакомых автору людей, с использованием казачьего говора, употребляемого в повседневной жизни, вплоть до нынешних дней, коренными жителями Верхне-Донских хуторов и станиц. Автор старался перенести разговорный казачий язык полувековой давности в диалогах литературных героев на бумагу как можно ближе к оригинальному. Современная речь и прошлая – не одно и тоже. Для современных и будущих читателей она может показаться несколько корявой и наивной, но это наша прошлая речь и она должна сохраниться хотя бы частично, и пусть даже только в литературных источниках. В целях сохранения этой речи, автор, возможно, несколько злоупотребил ею на каких-то отдельных страницах в ущерб литературности, но в целом старался придерживаться литературного языка. 
       В романе живо описан народный быт, народный юмор, яркая любовь, искренняя дружба и, к сожалению, подлое предательство и злоупотребление властью.
       В описании локальных военных действий использовались рассказы очевидцев, в описании стратегических военных действий – архивные данные и документальные литературные источники.   

                Сергей   Хоршев-Ольховский




                К  ЧИТАТЕЛЮ


                * * *
          Уважаемый читатель. Перед тобой – крупное произведение Сергея Хоршева-Ольховского, фольклорно-исторический роман «Четыре бездны – казачья сага». Мне, как земляку этого талантливого автора,  как собрату по перу, также вспоенному святой донской водой, радостно, что родное слово благодатно крепнет и живёт.
       Автор знает о чём пишет, ему есть чем поделиться с тобой, чита¬тель!
       Надеюсь, что прикосновение к истории Верхнего Дона, к судьбам рядовых степных тружеников и воинов, к самобытной культуре и речи породит в тебе интерес, душевное тепло и сопричастность к малой родине Сергея Хоршева-Ольховского, к народу, её населяющему. И тогда охлестнёт тебя со страниц книги вольным полынным ветром – и горьким, и всё-таки сладким!
               
                Поэт, историк донского казачества,
                член Союза писателей России,
                Казачий полковник Юрий Карташов               
                Станица Вёшенская   
               
               
                * * *
            Незадолго перед расстрелом в Соловках Павел Флоренский пишет последние строки, завещая своим детям: «Помните главное – сохраняйте родовую память…»
       Роман Сергея Хоршева-Ольховского как бы пронизан этой идеей. Огромная любовь к Донской земле, подлинное знание жизни и быта казачьих хуторов и станиц, сочный, чернозёмный народный говор – безусловные достоинства романа. Но главное, что является основным стержнем всего повествования – это неукротимая, неуёмная казацкая жизненность его героев. Сталинский геноцид практически уничтожил казацкое сословие, и роман является поминальным крестом на кургане казацкой славы.
       Читается роман на одном дыхании, написан живым образным языком и, я бы сказал, очень кинематографичен. Невольно приходит сравнение с шукшинским «Я пришел дать вам волю». Все герои романа, разбросанные по всей необъятной стране, оставляют неизгладимый след в читательском восприятии. Естественно вплетаются в канву повествования яркие, сочные, любовные сцены, которые характеризуют самого автора, как необыкновенного жизнелюба, казака-гуляку, рвущегося «через все страдания к радости». Прочтя этот роман ещё больше веришь в жизнь и в неистребимость казачьего корня и духа казачества. Роман этот, как знамя, поднятое  «ЗА ВЕРУ, ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВО НА ВСЕ ВРЕ¬МЕНА!»

                Артист Московской филармонии,               
                лауреат Всероссийских и Международных конкурсов артистов-чтецов
                Борис Бурляев (поэт Борис Свободин)
                Москва – Лондон.



                * * *
          Роман Сергея Хоршева-Ольховского «Четыре бездны – казачья сага» затра¬гивает глубинные струны многострадальной русской души, рассказывает о жизни казаков лёгким, понятным и удивительно свежим языком. С первых строк герои романа становятся для читателя близкими, которым сопереживаешь и искренне сочувствуешь до последней страницы. Кроме того, множество мелких фольклорно-бытовых подробностей делают роман Сергея ещё и прекрасным пособием для изучения жизненного уклада Донских казаков.
               
                Писатель,  редактор, искусствовед,
                эксперт и семиотик моды и искусства,
                основательница школы «Мода+искусство»      
                Полина Уханова
                Москва               


                * * *
            Творчество Сергея Хоршева-Ольховского привлекает смачностью народного языка, живостью, лёгкостью, лиричностью и в то же время драматичностью и исторически верным, невыдуманным описанием донской культуры и трагической истории, выпавшей на долю казачества в смутном двадцатом веке. Всё это, приправленное неповторимым, хорошо знакомым автору станично-хуторским юмором, словно цепями, приковывает читателя к увлекательным страницам романа. Это очень важное слово, честно представляющее миру вольную культуру донского народа, идущую от заселения донских степей до двадцать первого века, культуру, несомненно, русскую и в то же время истинно казачью, которую в двадцатом веке пытались уничтожить вместе с её народом – и многое успели уничтожить. И всё-таки этот смелый, самобытный, независимый народ выстоял, как выживает на земле всё настоящее, и сохранил свободолюбие своих предков и память о героическом прошлом.
       Настоятельно рекомендую думающим людям прочитать «Четыре бездны – казачья сага». Этот роман – большая и несомненная удача автора.
               
                Президент Международного союза  литераторов и журналистов,               
                Поэт-песенник, академик Давид Кудыков
                Лондон.