Спасение лесов - в наших руках

Александр Ведров
Плакала Саша, как лес вырубали.
Ей и теперь его жалко до слез.
Н. Некрасов
В 1966 году был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР об установлении дня работников леса,  а в 1980 году его празднование было подтверждено в третье воскресенье сентября. С тех времен значимость работ по охране и восстановлению лесов только возрастает. Проблема сохранения лесов имеет давнюю историю, связанную с антропогенными выбросами «человеческой цивилизации» в атмосферу углекислого газа, объем которых достиг тридцати миллиардов тонн в год. Дыхание лесов, поглощающих углекислый газ естественным способом, обогащает атмосферу кислородом, но хищнические вырубки ведут к обезлесиванию планеты.  Углекислый газ, наряду с водяными парами, создает  парниковый эффект с неблагоприятными климатическими последствиями. На планету надвигается глобальное потепление.  Из-за аномально высоких температур в Арктике высыхают почвы и растительность, поэтому растения вспыхивают даже от ударов молний. Климат «взбесился» - на одних территориях региона бушуют засухи и пожары, на других – ливни и наводнения. Причина – в потеплении планеты, оказывающем влияние на струйные процессы в тропосфере. Хуже того, есть основания полагать, что в течение ближайших двух лет, пока земная магнитная ось меняет свое положение, климатические катаклизмы только усугубятся. И это далеко не все угрозы, подстерегающие человечество, вечно занятое распрями и войнами. Миллионы лет верхние слои земной коры служили хранилищем метана, того же углерода, связанного атомами водорода, но с таянием вечной мерзлоты огромные массы «законсервированного углерода» начинают испаряться в атмосферу. По выражению академика Сергеева, Президента РАН, человечеству грозит «тикающая углеродная бомба», поскольку парниковая активность метана в двадцать раз выше, чем углекислого газа.

С середины девяностых годов, когда площади экономически выгодных вырубок практически  исчезли, ко всем напастям добавились опустошительные пожары, явное большинство из которых происходит по вине человека. Ущерб от пожаров кратно превышает показатели потерь леса от сплошных вырубок. На земле ежегодно свыше трехсот миллионов гектаров подвергаются огню, из них лесов - до сорока миллионов гектаров. Горят леса всех континентов. При нынешней динамике исчезновения лесов уже в первой половине нашего века их не будет. Останутся кустарники, горельники и малоценные лиственные поросли. Если оценить обстановку в двух словах, то пресловутая экстенсивная система лесопользования в России обнуляет благие начинания, сводя их к излишним затратам. В стране наступил кризис лесного хозяйства. В результате экстенсивного лесопользования происходит деградация лесного фонда, смена ценных хвойных пород лиственными.
 
В статье доктора геогр. наук Е. Шварца и других говорится: «Информация о лесах России и лесоуправлении во многом остается закрытой и недостоверной, что способствует имитации благополучия с лесными ресурсами» (журнал «Устойчивое лесопользование», №3 (55) – 2018). Иллюзия лесного изобилия, говорится в статье, ведет к завышенным расчетам лесосеки и чрезмерным нагрузкам на сохранившиеся леса. Малонарушенные и ценные леса, составляющие национальное достояние страны, всеми правдами и неправдами становятся основным источником получения древесины для крупных компаний, что ведет к значительным климатическим и гидрологическим сбоям, засушливости и разрушению природного биоразнообразия. В целях компенсации выбывающего леса в России вроде как занялись лесовосстановительными работами, но отсутствие должного ухода за молодняком оборачивается гибелью лесопосадок.
 
Как же обстоит лесное дело в соседних странах? Площадь шведских лесов составляет всего-то три процента от российских, при этом объем наших лесозаготовок составляет около двухсот миллионов кубических метров. Тогда, по российским меркам, шведы должны заготавливать шесть миллионов кубов, они же производят восемьдесят! Объем шведских пиломатериалов составляет одиннадцать процентов от мирового оборота. Откуда такое изобилие при ничтожном наличии лесов? Объяснение в том, что продуктивность древесины с единицы площади у скандинавов на порядок выше, чем в России, при этом половину заготовок они получают от рубок в процессе ухода при прочистках подрастающих насаждений. Это и есть интенсивный подход к лесопользованию. От Швеции не отстает и Финляндия, в которой валовой доход с единицы эксплуатационных лесов в тридцать раз (!) выше, чем в России. Возможно ли нам перенять передовой скандинавский опыт или хотя бы приблизиться к нему?  Вопрос зависает в пустоте, поскольку этот опыт органично вписан в систему так называемого «шведского социализма», а их Лесной кодекс по отношению к  российскому построен по принципу «все наоборот». Так, по причине российской ведомственности, если пожар перекинулся на заброшенные пашни, то лесники не имеют права его тушить. Или взять Китай, где о пожарах не слышно. В Китае начинали полыхать пожары, но там есть реальная власть и ответственность, что и позволило в корне покончить с ними. К тому же, В.И. Матвиенко, председатель Совета Федерации, в 2019 году заявила, что «практически вся лесная отрасль России находится в теневом секторе», так что приходится России, как ей на роду написано, бороться с трудностями, самими созданными, и идти собственным путем.

Правительству РФ ничего не остается, как принимать активные меры по защите лесов и экосистемы, по облагораживанию земель. По докладу вице-премьера В.В. Абрамченко на Петербургском экономическом форуме-2021, в новейшей истории России выбросы с 3,1 млрд. тонн эквивалента углекислого газа уменьшились вдвое. Государственные вложения в защиту леса с предстоящего года также возрастут вдвое. Экосистема страны, в первую очередь - леса, поглощает два с половиной млрд. тонн парниковых газов, а в перспективе они будут снижены более чем вдвое. Комплексным планом развития лесного хозяйства до 2030 года предусматривается, в частности, за счет цифровизации отрасли наведение порядка в лесной отчетности, пресечение серых схем в обороте лесоматериалов, а также внедрение прогрессивных технологий ухода за лесом и удвоение съема древесины с единицы площади. Уже к 2024 году намечено довести уровень лесовосстановления до площади выбывающих лесов. Новые подходы, наравне с мерами по ограничению экспорта кругляка, дадут рост объемов пиломатериалов и других видов ассортимента в полтора раза при одновременном наращивании лесистости страны на три процента.

Из перечисленных направлений особый интерес представляет программа лесовосстановления. Ее актуальность заключается в том, что по стране площади выбытия лесных массивов ежегодно превышают их восстановление на полмиллиона гектаров. Уже сегодня требуется восстановить тридцать пять млн. га лесов, и эта цифра каждую пару лет возрастает на миллион га. С этой целью в Лесной кодекс внесена статья обязательных работ по принципу: «Сколько вырубил – столько посади». При этом остается открытым вопрос – как исполнить требование Закона? Лесоводы Братска взяли на вооружение метод естественного сеяния семенами, при котором всхожесть составляет порядка двадцати процентов, но дело не только в показателях всхожести, а в том, что вопросы организации и технологии ухода за молодняком в стране не отработаны. Даже если на начальном этапе уход и рубки прочистки насаждений были осуществлены качественно, то впоследствии они бросаются на произвол судьбы, что сводит на нет предпринятые усилия. Вопросы длительных, десятилетних, циклов в соотношении затрат и окупаемости в лесном хозяйстве не отработаны.

В столь сложной обстановке в Иркутскую область поступило предложение из Алтайского края об организации выпуска высокопроизводительной, роботизированной техники лесопосадки. Речь идет об организации совместного предприятия с численностью не менее ста пятидесяти сотрудников по выпуску двадцати лесовосстановительных комплексов (ЛВК) в год. Конструкторский коллектив алтайских предприятий выполнил научно-исследовательские и проектные работы, отработал концепцию взаимодействия агрегатов и элементов ЛВК. В его состав входит гусеничный корчеватель-мульчер для предварительной  расчистки территории и погрузки пней, камней, крупного мусора и роботизированный лесопосадочный комбайн для посадки саженцев. Комплекс способен в автоматическом режиме осуществлять изготовление лунок, подачу в них воды, удобрений и саженцев, присыпку саженцев землей и ее прижим. Производительность ЛВК – один гектар посадок в час. Проектом предусмотрена также гусеничная техника с оборудованием для дробления почвенных корневых систем и транспортная техника на колесном ходу, всего пять агрегатов. Не останавливаясь на достигнутом, алтайские конструкторы работают над созданием специализированной техники по уходу за лесными посадками до завершающего этапа выращивания деревьев.
 
Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ активно поддержал проект ЛВК и посчитал, что эта разработка может быть адаптирована для выполнения широкого спектра сельскохозработ. Вице-премьер РФ В.В. Абрамченко также отметила ценность данного начинания. Дело за организацией и финансированием совместного   предприятия (Алтай-Иркутск) с государственным участием. Так, в малолесном Казахстане принята программа высадки двух миллиардов саксаулов и иных видов деревьев к 2025 году. Для ее исполнения следует высаживать ежедневно по одному миллиону саженцев (!).  Наш ближайший сосед – потенциальный крупный заказчик агрегатов ЛВК. К чести властных структур Иркутской области, они проявили единодушие в принятии инициативы алтайских разработчиков, способной поставить с головы на ноги дело сохранения лесов, экосистемы и живой природы. Министерство экономического развития региона подключилось к поискам решения вопросов по реализации проекта.

В Иркутской области активно вводится воздушный и космический мониторинг сохранности лесов с применением дронов и спутников. В результате комплекса проводимых мероприятий объем незаконных вырубок, по данным областного правительства, за последние пять лет снизился в два с половиной раза. Только в текущем году за незаконную вырубку лесных насаждений к уголовной ответственности привлечено около трехсот лиц.

Особая забота возлагается на лесовосстановление. По информации губернатора Иркутской области И.И. Кобзева, в текущем году Иркутская область возглавила рейтинг лесовосстановления, составленный Рослесхозом, и не намерена терять лидирующие позиции в стране. В частности, ведется укрупнение Мегетского лесопитомника, в котором затраты на строительные работы составят четыреста миллионов рублей. Общественность и волонтерское движение, включившееся в программу лесопосадок и очистки природных территорий, также активно поддерживает программу лесовосстановления Прибайкалья. Для объединения их усилий губернатор поставил задачу создать областной общественный портал по теме восстановления лесов. Первоочередной задачей является создание силами тракторостроителей Алтая опытного образца агрегатов ЛВК на базе трактора ТГУ-6 и проведение его испытаний в лесных хозяйствах Приангарья. Хочется верить, что руководство Иркутской области проявит настойчивость в вопросе жизненно важной сферы сохранения природы и перевернет печальную страницу в истории лесоводства Восточной Сибири.