Между Нечто и Ничто. Фрагмент 1

Анатолий Винобер
Публикация представляет собой фрагменты третьего философского дневника и включает записи 2020 года. Здесь, скорее всего, не будет системы, стройности и каких-то амбиций на уникальную оригинальность. Возможно, это уже итог или квинтэссенция уходящего. Всего, что пыжилось и надеялось и не состоялось. И в главном, и в деталях.
Продолжение следует.

13.03.20. пт. 19-52

Бывают в жизни изредка знаковые дни. Такой вот день сегодня у меня. Давно намеревался приступить к написанию третьего философского дневника. Что сейчас и происходит. И первая мысль – сомнение: каким стилем и каким слогом делать записи? Академично и заумно, или чтобы любому мало-мальски грамотному человеку было понятно?
Это соблазн и отзвук вечной ярмарки тщеславия. Надежда, что твой дневник, который для себя и с самим собой разговор – вдруг случайно будет опубликован, выйдет в тираж и станет достоянием общественности: современности и потомков…
Как всегда, на самом деле, и первым, и вторым – на тебя глубоко наплевать. Что ты есть, что ты был – им глубоко до фонаря! Это просто твоя прихоть, следствие твоего воспитания и всех пожизненных устремлений в «прекрасное далеко» («Прекрасное далеко оказалось ко мне жестоко»).
Поэтому, будем рисовать текст любым стилем и любым слогом, отталкиваясь от философского древнего правила – «тихо сам с собою я веду беседу».
Пусть приходит умное и банальное, научное и сакральное, мудренное и упрощенное. Главное – чтобы от души, от ума и от жизни.
Как принято говорить: «Будь проще, и люди к тебе потянутся!». Но и не забывай о том, что на Руси всегда «простота – хуже воровства».
Здесь, скорее всего, не будет системы, стройности и каких-то амбиций на уникальную оригинальность. Возможно, это уже итог или квинтэссенция уходящего. Всего, что пыжилось и надеялось и не состоялось.
И в главном, и в деталях.
Хотя иногда ловлю себя на ощущении, что будто бы я всё тот же студент, что начинает свой первый философский дневник…

22.03.20. вк. 21-45

Система – это левополушарный продукт, который обладает определенной консервативностью.
Для системы – первое условие – высокий уровень амбиций, которым сейчас уже не обладаю. Да и мысль, в целом, утратила дерзость.
Попытки «прыгнуть выше себя» практически на исходе.
Только фрагментарные эссе по случаю… Впрочем, погружаясь в историю философии, нахожу много странного, наивного и непонятного. Того, с чем не соглашается моя мысль. И об этом необходимо высказаться. Избегая 100% огульного критицизма.
Ясно, что 36 (или, точнее – 40) лет после начала постижения философских взглядов на мир, этот мир выглядит не таким простым и доступным познанию, как казалось в самом начале.
Слишком часто я отвлекался на суету и чувственную жизнь (избыток последнего). Вследствие обозначенных ошибок и заблуждений, весьма вероятно, мысль моя часто скользила по поверхности…

30.03.20 пн. 21-46

Где кончается философия и где начинается проза бытия? Или, наоборот…
Текущая действительность с каждым днем становится грустнее.
Маразм общественного бытия крепчает прямо на глазах.
Было бы здоровье – каждый день уходил бы в пивбар и дегустировал бы там разные сорта пива… Но здоровье уже изрядно подорвано нарзаном и другими благородными напитками. Потому позволяю себе только чай, компот и кофе. Изредка – 2-3 бутылки пива по праздникам. С одной стороны – мечтаю вообще позабыть всякий алкогольный эликсир, но в глубине подсознания живет соблазн и шепчет потихоньку: разве это жизнь, когда ты откажешься от древних медитаций нашего народа?!
Кроме прочего – занимаюсь познанием системы АПК (агропромышленного комплекса) – какой она будет завтра и какова она есть сейчас?
Можно сказать, что доминирует проза бытия. Но изредка прорываются на поверхность мысли философского содержания или устремления.
Приходится философствовать, используя мгновения. Как в былые времена мне удавалось философствовать, рисуя свои поэтические экспромты.

4.04.20 сб. 21-02

Всё хорошее когда-то кончается… В том числе и жизнь. (народная философия).

19.04.20 вк. 21-26

Всё где-то в ожидании, где-то в приближении… Проходит время – это все, оказывается, промчалось мимо, как виртуальный астероид.
Сейчас – ожидание окончания карантина по поводу эпидемии короновируса, а также  - ожидание философского осмысления бытия выражаемого в виде текстов-эссе. Можно сказать, древняя, архаичная тема.

21.06.20 вк. 17-45

Два месяца не заглядывал в свой очередной философский дневник. Философский – конечно, чересчур, громко. Скорее, житейский, экзистенциально-бытовой…
За два месяца, событий в личной жизни с избытком. Надеюсь, что в основном – позитивного характера. Почему надеюсь? Потому как никогда не известно, к чему эти события приведут дальше. Но итог у всех один (при всем разнообразии жизненных сюжетов).
Три недели, как переехали  в Жердовку. Надеюсь, что благополучно корни наши здесь приживутся, и что-то еще творчески самовыразиться, или, по-русски говоря, сотворить некое число художественных и наукообразных текстов и «хорошо провести время», - как говорят наши заокеанские современники.
Пока до философии «руки не доходят», а точнее – нет возможности погрузиться в пространство абстрактных смыслов бытия. Одни только полубессознательные размышления и предчувствия нового этапа в творческом самовыражении и отображении миров, вечных и бренных, ибо миров этих – много -  и они для нас мало доступны.
Кажется, управимся с суетными проблемами переезда, проведем ремонт, соберем первый урожай с огорода – и по поздней осени сполна отдадимся во власть подлинно философских мыслей и новых абстрактных построений.
Так и проходит наша незатейливая жизнь в постоянном ожидании чуда.

 
27.06.20 сб. 5-50

Один и тот же человек, мыслящий утром и мыслящий вечером, редко бывает похож на одного и того же человека. Скорее, он похож на двух совсем разных людей…
Не помню кто сказал, что истина каждую минуту бывает разной, а может даже она бывает разной каждое мгновение нашего бытия – и тогда нет никакого смысла в поиске истины. Едва с трудом её нашел, а она через минуту уже совершенно иная, совершенно другая…
Начинаешь что-то понимать, а в итоге – понятно, что снова ничего не понятно. Замкнутый круг или дурная бесконечность.
Достижения: он создал свою систему! И какой в этом прок? Только лишь повод для того, чтобы эту систему осмеяли твои оппоненты или неведомые (более счастливые) потомки?
Он мыслил эклектично, но афористично. Он был ни ученый, ни философ, а скорее – софист и демагог. И потом – у него совершенно не было никакой системы… Бессистемное, хаотическое нагромождение каких-то отрывочных высказываний и афоризмов – возможно, что его звали в то время Гераклитом…
Шопенгауэр создал систему, более ясную, убедительную и прозрачную, чем все системы его современников. Но современники системы не заметили, и только афоризмы Шопенгауэра пробудили отдельных современников от спячки и куриной слепоты…
То были Гераклит и Шопенгауэр – вековые столбы на дороге всемирной философии.
Философские мысли летом – совсем другие, чем зимой. Философские мысли на Чукотке – другие, чем на мысе Доброй Надежды. И тем более другие философские мысли в Древней Греции и в современном Китае. Хотя, в древнем Китае, они были намного ближе древнегреческим  мыслителям. Топология и хронология мысли одинаково неизмеримы и необъяснимы. Но вероятно, что много мыслей одинаковых, кочующих в пространстве и по временам…

1.07.20 ср. 19-34

Жара +32С. Зенит текущего лета. Звон залетевшей в квартиру мухи.
Отсюда вопрос: как из обыденной реальности можно без усилий перекочевать в поле философской абстракции?
Такой фокус не всегда бывает доступен. В первую очередь – необходимо уединение и погружение в пространство своих абстрактных представлений. Во-вторых, необходимо вообразить себе, что ты не рядовой обыватель, а мыслящий дух, способный отражать мир и свои мысли о нем нетривиально, добывая новые оттенки всё той же абстрактной мысли. В-третьих, должен открыться канал необычного мироощущения и миропредставления… Всего лишь только три стартовых условия, которые нужно включить, чтобы мысль вырвалась из объятий обыденности.
И никаких гарантий на возможный оригинальный результат.
А иногда (бывают случаи) всё происходит спонтанно, без всяких условий, усилий и специальных установок. Просто неожиданно открывается канал, и приходят столь удивительные мысли, что ты только удивляешься и не успеваешь их запечатлеть на бумаге (как человек из XX века).
Такое бывает редко. Больше чего-то ожидаешь, намереваешься мыслить оригинально, а жизнь неутомимо бежит к своему завершению, к своему итоговому Ничто, не позволяя тебе выразить неповторимость своего Нечто…

2.07.20 чт. 19-25

Минус на минус иногда дает плюс – это также достоверно, как знаменитая лента Мёбиуса или пересекающиеся параллельные прямые многих неэвклидовых геометрий.

О французской изящной словесности: Деррида невероятно изящен и также невероятно не глубок. Либо его глубина недоступна непосвященным.
Паскаль менее изящен, но невероятно глубок.
Декарт – нечто среднее между двумя этими крайностями.
Одинаково изящны Фрейд и Эйнштейн, но также невероятно поверхностны, как и Деррида. Главное в философии постмодерна – это изящность стиля и работа с прессой. Фрейд, Эйнтшейн и Деррида в этом преуспели.

20.07.20 пн. 12-37

Нынешнее лето еще продолжается, хотя утром было всего +3С…
Новое прочтение «Необходимости себя» Мераба Мамардашвили. Много интересных мыслей и ассоциаций, но всё относится мною, по старой традиции, на будущее, на те благословенные времена, когда никто и ничто не будет мешать мне глубоко и надолго погружаться в философскую рефлексию…
Но всё устойчивее и основательнее подозрение, что такие времена, весьма вероятно, могут не наступить. Это как: ждешь, ждешь всю жизнь, а оно оказывается давно проехало мимо.
Нечто, вроде бы, уже по-мыслилось, но надо сосредоточиться, чтобы нетривиально его запечатлеть. А вокруг – суета, и никому нет дела до твоих прозрений и откровений. У тебя самого, оказывается, нет серьезной воли к запечатлению теоретических формул понимаемого – и потому – дорога в Ничто и в безымянность, где нет тебя и нет твоего видения мира…
Господствует процесс элементарного выживания, далекий от теоретических изысканий и глубин философской мысли.

31.07.2020 пт. 14-10

Что такое «инобытие»? Бытие в ином измерении или бытие других – недоступное тебе? Или бытие уже отжившего, давно или недавно ушедшее в прошлое? Прошлое – как иное измерение?
Много в нашей жизни слов, которых мы наполняем эфемерным, постоянно ускользающим смыслом.

1.08.2020 сб. 11-08

Борис Пастернак – тот же Гегель, только в другом измерении. Такая же непролазная муть (не считая переводов).

4.08.2020 вт. 20-00

Одно знакомое конечное существо, уже 2/3 своей жизни бьется над проблемой создания универсальной системы всего сущего – вот что значит великая вера в иллюзию. Утопический образ пропитал все поры сознания и уже в значительной степени овладел подсознанием. Разве можно избавиться от пронизавшей тебя иллюзии, если она стала почти повседневной доминирующей привычкой?
И смешно, и грешно, и тошно. Заблуждение ценою в жизнь.

14.09.2020 пн. 16-30
Всё остается на местах, хотя терзанья бесконечны…
Погода улучшается, но мысль в оковах быта и житейских детерминаций.
Погрузиться в жизнь мысли по настоящему никак не получается. Всё суета сует доминирует и внутренняя несвобода воли. А философия моя – банальна и приземлена.
Видимо, последней будет умирать надежда или иллюзия.

10.10.2020 сб. 8-57

Второй месяц небольшими урывками размышляю над замыслом «Вероятностной системы миропонимания» - вторая попытка по созданию своей оригинальной системы. Первая попытка вылилась в философский дневник «Интуитивное постижение мира», в котором, конечно же, никакой системы так и не проявилось.
В данном случае или на данном этапе – амбиций в десять раз меньше. Больше познавательный азарт. Смогу ли явить миру свою систему? Вопрос в том, какому миру? Философскому или обывательскому? В первом – с избытком всяких систем, которые чаще всего никому не нужны. Во втором мире – вообще от теоретических систем одни неприятности, и господствует утилитарный прагматизм животно-автоматического выживания… Зато в философской биографии появляется шанс, что напишут: был эклектиком и анархистом, но всё таки создал свою систему – «Систему вероятностного миропонимания».

25.11.2020 ср. 19-07

Подкрадываюсь к истине, как к концу собственной жизни.
Была истина – и нет её. Испарилась…
Была жизнь – и нет её.
Один лишь отзвук по вселенной. Такой же неуловимый и бесплотный, как у испарившейся истины.

1.12.2020 вт. 13-30

Одна из моих проблем в философском познании – я постоянно забываю смысл и значение отдельных терминов, особенно имеющих окончание «изм». Мне бывает трудно представить себе (без длительного погружения), что означает номинализм, марксизм, классицизм, материализм, гегельянство и кантианство…
Я не могу часто обнаружить границы и различия между терминами «метафизика» и «диалектика», не могу понять смысл выражения «буржуазная философия» или «ленинизм-сталинизм», как впрочем, не могу понять таких феноменов как «деконструктивизм», «постмодернизм», и «перестройка».
Иногда совершенно не улавливаю образов таких терминов, как «вера», «схоластика», «борьба», и особенно – «единство и борьба противоположностей», не говоря уже об «отрицании отрицания ради нового знания о последующем отрицании отрицания»…
Это существенно ограничивает используемую мной терминологию и различные понятия, в коих я испытываю сомнения, никак не найдут себе места в моей эклектичной и стихийной (анархо-валюнтаристской) «системе вероятностного миропонимания».

16.12.2020 ср. 8-30

«Сплошной депресняк» я уже одолел, но до «невозмутимого оптимизма» еще не поднялся.
Эмоции по-прежнему (хотя, значительно реже) могут выбивать меня «из седла» и вводить в трансовое состояние. Правда, проходит это быстро. Через час или два – я возвращаюсь к оптимизму.
Параллельно с философским дневником под названием «Между Нечто и Ничто» еще хочу написать роман-хронологию с одноименным названием, который начал набрасывать 2,5 года назад, а потом забросил, позаимствовав это название в итоге для философкого дневника.
Вот такие совсем не философские мелочи посещают мою голову зимним утром в конце уходящего года.
Да… Год, безусловно, был необычным и в российской, и в мировой истории. Возможно, это рубеж в развитии цивилизации.
В личной жизни – это однозначный рубеж. Всё чаще приходит то же житейское, то же философское понимание, что вышел на «финишную прямую» и ценность каждого дня выросла десятикратно или стократно.
Все ошибки и все достижения прошлого ясны и понятны.
Намереваюсь в ближайшие месяцы вернуться к завершению романа-хронологии «Одна неправильная жизнь».

Продолжение следует.

Опубликовано: Винобер А.В. Между Нечто и Ничто. (Третий философский дневник). 2020. Фрагменты / А.В. Винобер // Коэволюция и ноосфера: исследования, аналитика, прогнозирование. 2020. 1(10). С. 116-126.