Верлибр и гармония

Тамара Сижук
    Верлибр - самый необычный вид стихосложения, вызывающий до сих пор споры между филологами. В переводе с французского (vers libre) слово обозначает «свободный стих». Верлибр - это нерифмованное изложение поэтического повествования, без метра (ритма), но обязательно расчленённого на стихотворные строки, выделенные интонацией и смысловой нагрузкой.       
    Верлибром писали  А.Ахматова, А.Блок, А.Белый, М.Цветаева и другие поэты серебряного века. В настоящее время современные авторы тоже обращаются к верлибру, но не у всех получается красиво и музыкально, т.к. без тонического размера трудно почувствовать поэтическую мелодичность, но это - необходимое условие  для верлибра. Нужен размер сложения, пусть и беспорядочный, но звучащий гармонично, образно, с поэтическим восприятием для читателя.
    Когда нет ни рифмы, ни определённого метра, именно музыкальность, на мой взгляд, становится движущей силой верлибра. Кажется, текст написать легко, поскольку нет никаких правил, но эта лёгкость обманчива, потому что музыку услышать, не придерживаясь правил, не так-то просто. Ритм может быть любым, но с определённой интонацией, и он должен осмысленно упорядочивать фрагменты слов и превращать их в поэзию. Мелодия, глубина метафор, загадка изложения должны обязательно присутствовать, завораживая читателя.   
    Иногда авторы на сайте стихи.ру пишут верлибры без пунктуации, и это, с моей точки зрения, очень большое попущение, поскольку, во-первых, пахнет безграмотностью, а, во-вторых, творцы поэзии не понимают, что в данном стихосложении, где в принципе нет никаких правил, пунктуация выполняет огромную роль, помогая читателю увидеть смысл и зерно повествования.
    Свобода и лёгкость только в том, что автору не надо выбирать слова, несущие рифму предыдущей строки, поэтому он может (и имеет право) выбрать словосочетания, точно попадающие в смысл изложенного повествования. В этом виде сложения стихов, как ни в каком другом, большую роль играет именно значение слова, точно передающее смысл, звучащее гармонично, хотя и не по правилам силабо-тонического сложения. Этим верлибр отличается в данном случае и от прозы. Если вам надоела рифма «любовь-кровь», «душа – дыша», а тем более – глагольная, попробуйте писать верлибром, подбирая нужные и точные выражения, эпитеты, метафоры по смыслу, передающие суть вашего изложения.
    Свобода сложения стихов расслабляет, и часто под видом верлибра поэты пишут не организованное произведение в звуковом оформлении, а обрывки фраз в отдельных абзацах.
    В верлибре допускается одна-две рифмы. Некоторые авторы просто разделяют прозаическую строку на поэтические строфы и всё! Я считаю, что это грубейшее нарушение. Даже стихотворение А.Блока «Она пришла с мороза», написанное им как верлибр, я бы не отнесла к этому стихосложению, поскольку можно его написать  прозаической строкой  и – получается проза.
Рассмотрим верлибр Блока:
«Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов,
Звонким голосом
И совсем неуважительной к занятиям
Болтовнёй.
Она немедленно уронила на пол
Толстый том художественного журнала,
И сейчас же стало казаться,
Что в моей большой комнате
Очень мало места».
Теперь напишем это произведение прозаической строкой:
«Она пришла с мороза, раскрасневшаяся, наполнила комнату ароматом воздуха и духов, звонким голосом и совсем неуважительной к занятиям болтовнёй. Она немедленно уронила на пол толстый том художественного журнала,  и сейчас же стало казаться, что в моей большой комнате мало места».
    Как видите, если бы изначально все считали это произведение прозой, то ни  у кого  не  возникла  бы  мысль,  что это - поэзия.
    Таким образом и замечательную прозу Л.Н.Толстого в романе «Анна Каренина» можно написать верлибром:
 «Положение это продолжалось
Уже третий день
И мучительно чувствовалось
И самими супругами,
И всеми членами семьи,
И домочадцами».
   Но эти строки - великолепная проза Л.Н.Толстого, не претендующая на поэзию, хотя и видна в этих словах гармония обыденных слов, что важно соблюдать в верлибре, но тем не менее верлибр от прозы отличается мелодичностью, загадкой  и тонким  ароматом красоты поэтического  слова.
   Одним из лучших примером верлибра современности, на мой взгляд, являются стихи поэта Елены Лапшиной:
 «А месяц сегодня весенний, тоненький...
 там - за окраиной нашего города.
 Мы живы, пока летаем,
 пока летаем, мы - люди, мы любим...
 Так вспомним же –
 и полетим».
Приведу ещё примеры верлибров наших классиков:

  А. Блок
«Молодые девушки похожи лицом
на небо,
на ветер,
на облака.
Потом из них получаются
верные жены,
лица которых похожи
на дома,
на мебель,
на хозяйственные сумки.
Но их дочери
вновь похожи лицом
на небо, ветер
и весенние ручейки».

    А. Сумароков
«Пляскою своей любезна,
 Разжигай моё ты сердце,
 Пением своим приятным
 Умножай мою горячность.»

   И.Бродский
     «Это был зимний, серый, вернее - бесцветный день.
   Конечности, плечи, торс, по мере того как мы
   переходили от темы к теме,
   медленно розовели и покрывались тканью:
   шляпа, рубашка, брюки, пиджак, пальто
   темно-зеленого цвета, туфли от Балансиаги.
   Снаружи тоже теплело, и ты порой, замерев,
   вслушивался с напряжением в шелест парка,
     переворачивая изредка клейкий лист
   в поисках точного слова, точного выраженья»

   Пусть простят меня великие и уважаемые поэты, но я не во всех поэтических строках этих верлибров слышу музыкальность поэзии. Чаще звучит проза.
   Когда я стала писать верлибром, меня поразила многогранность понятий, возможностей этого удивительного творчества! Слова, самые необходимые, ложились в многоцветные узоры, раскрывая идею задуманного повествования точностью слов и фраз. Мелодичность строк ложилась гармонично и слаженно, подчёркивая кульминацию моих мыслей.
  Приведу один пример из моих верлибров:

БУДЕТ ЛИ ВЕРА? верлибр
Было ей одиноко...
Мысли мрачные с болью
Кружили рассудок,
Толпясь, оседая
Грузом камня на сердце.
Без веры, надежды, любви.
Мир качался и плакал,
Тревога,
Расплата –
Всё слилось в сосуд горя,
В жгучий пламень и лёд.
Подоконник с окном,-
Свет, надежда...
А вера?
Вера будет ли? Будет?
Дремлет кот, засыпая, уютно мурлыча.
Осознала, погладив,-
Тепло …
Солнце там, за окном,
Янтарём ослепило,
Золотой тёплой дымкой
Окутав дома,
И леса, косогоры,
И зелёные травы.
В полосатом рассвете лучей!
Дождь закапал, струясь,
И над озером синим,
Седым от капели,
Расцвела семицветьем,
Сияя на солнце,
Дуга-радуга нежных цветов.
Растревожив сознанье,
Позвала в поднебесье,
В негу света, любви, и добра!
Птичий хор голосов
Отозвался под сердцем,
Ощущая ключи от ларца,
Где таилось тепло,
Мир деяний, восторга,
Распознав вечность жизни,
Любви.
И воскресла душа,
И слилась воедино
С миром света и красоты.   
               
   Верлибр не терпит обыденности, как и стихи силабо-тонического сложения. Напевность строк, их красота, гармоничность строк должны стоять на первом месте, вызывая у читателя чувство радости и восторга. Поэзия – это особый мир, погружаясь в который, мы должны чувствовать поэтическую красоту, слышать образность слов, наслаждаясь впечатлением, в которое нас погрузили строки произведения.
                6.09.2021г.