В Начале было Слово

Галина Мажейкина
Есть художники живописцы, графики, скульпторы, керамисты, есть художники слова - поэты, писатели, эссеисты, есть художники артисты, вносящие в свою игру выдающееся художественное мастерство интерпретации. История современного искусства знает  много стратегий работы со словом, придавая ему неожиданные смыслы, наделяя новыми контекстами. Примеры работы со словом:  Эрик Булатов, Виталий Комар и Александр Меламид,  Александр Косолапов, Игорь  Баскаков и многие другие. Слово – становится художественным образом, придавая картине тот смысловой контекст, который задает автор. В этой статье  я хочу рассказать читателям интересную историю не о  творчестве этих известных художников,  о них уже написано достаточно  монографий. Мне, как историку искусства, интересны новые имена, неожиданные  художественные решения, современные и актуальные, не побоюсь термина «глобальность»,   т.е. не привязанные к локальности и принадлежности социума к ней. Безусловно, речь  пойдет о слове и работе с ним. С этой предистории я начну свое повествование о  творчестве Константина Родунера,  художнике, который работает со словом. 
Необычна фамилия, необычна история его рода. Ведет сей род в российской истории  с Отечественной Войны 1812 года.  Чему есть документальное подтверждение в фотоархивах Константина, который провел большую  поисковую работу по генеалогическому древу семьи Родунеров. Его прапрапрадед пришел  из Швейцарии с армией Наполеона Бонопарта  покорять Россию. Остался в Бессарабии, обзавелся семьей. Его потомки стали землевладельцами, владевшими сотнями гектаров земель в районе города Аккерман. Контантином были найдены фотодокументы в архивах, из которых ясно, что его прадедушка  Эдуард Константинович  Родунер был весьма предприимчивым человеком, развивающим курортный бизнес под Аккерманом.
 
Реклама 1911 года гласит о грязевых лечебных ваннах. «Ванные заведения Родунера» - открытка румынского времени. Вместе с отцом в этих местах  отдыхал юный Валя Катаев. В своем автобиографичном романе «Белеет парус одинокий» он красочно описал «немецкую экономию», где собиралось дачное общество. Бизнес Родунера развивался, и вскоре газеты сообщили, что «с 15 сентября 1912 года открылась новая роскошная, комфортабельная и удобная "Петербургская" гостиница». Помните, когда семейство Бачей подъезжало к Аккерману, торопясь на пароход «Тургенев»? «Отец велел, не останавливаясь в гостинице, ехать прямо на пристань, откуда как раз только что вытек очень длинный и толстый пароходный гудок». Вполне возможно, что Эдуард Родунер размещал отъезжающих курортников в своей гостинице «Петербург». Именно при гостинице  находились мраморные ванны и бани, куда привозилась лечебная грязь из Будакского лимана. Гостиница была построена в  стиле  модерн или ар нуво, модном в те времена. История семьи, как и история бизнеса нескольких поколений Родунеров, пережила, как взлеты,  так и падения.  Этому способствовали Первая Мировая Война, революция в России, румынская интервенция, когда Аккерман, как и  Бессарабия в 1918 г. перешли к Румынии (до 1940).  Эдуард Родунер остался в Четатя-Алба (так стали называть Аккерман румыны) и продолжил свой гостиничный бизнес. Гостиницу  пришлось переименовать. Теперь она называлась «Бухарест»... В 1940 году в «освобожденном» Аккермане разместился отдел НКВД Аккерманской области, с 1944 года – воинская часть…, а дальше были суды, ссылка в Сибирь дедушки Константина.  И родился наш герой в Хакасии. Вот такая история семьи.
Константин Родунер – самоучка, его «религия» – свобода от канонов, интересы – превращение стандартов в нестандарт. Идеология – абсолютное отсутствие авторитетов, отторжение стереотипов. Род - швейцарско-сибирско-украинские корни. Самообразование в семье, «в людях» (по Горькому). В настоящее время живет в Москве.
В 2000 г. случился  переход в третье тысячелетие. Миллениум, так его назвало человечество. В этом же году к Константину Родунеру пришло понимание смысла его интереса к словам. «Есть такое понятие как двигатель внутреннего сгорания. Слово “сгорание” меняется на слово “страдание” и получаем “двигатель внутреннего страдания”».
 
Когда человек читает эти слова, он неожиданно для себя  понимает,   зачем ему  страдать, нужно изменить  вектор, который направляет его к страданию. На эти размышления  и наводит фраза «двигатель внутреннего страдания», именно она является тем побудительным мотивом для  начала процесса возникновения  положительной эмоции. В начале – нежелание страдать, а позднее освобождение от страданий».
Это простейший пример того, что побуждает Константина заниматься словами и мотивировать людей на положительные эмоции. Самобичевание и самоедство имеют корни в страдании.  Здесь на интуитивном уровне идет подсознательный посыл к теме буддистской философии направлению   Ваджраяна, основной принцип которой – ни к чему не привязывайся, привязанность рождает страдание. Достижение психической свободы, освобождение  от страдания – это согласно буддизму, близко к нирване, а также к  инсайту. Инсайт – это  внутреннее озарение, и  это  именно  то, что  Константин  ждет от творчества.  Но, чтобы случился инсайт, человек далёкий от буддизма должен принять это слово, и,  образ, который создаёт Родунер, помогает понять, что страдание не нужно.
У Константина есть любимая  фраза: «Ты можешь выбрать мысль как одежду». Возьми другие мысли с собой, будь изнутри другим, и тогда все изменится. Без  понимания этого  не возникнет личность, будет только внешняя оболочка человека.  Инсайт рождает  другое представление о себе самом. Отсюда и цепочка – хочешь ли ты быть ложным, придуманным или все-таки настоящим,  т.е.  самим собой.
 
Возвращаясь к инсайту  через наше размышление о слове и, соответственно, языке, вспомним, что творчество из покон веков рождалось через игру, и именно игра (по Хайдегеру) способствовала развитию человека разумного, так как творчество стимулирует  воображение и мышление, бросает вызов фантазии, сплетая вместе вымысел и правду.  Эти связи порождают у зрителя через поверхностное восприятие  терминов и понятий интерес  к  миру слов.  Этот опосредованный мир слов и есть  тот самый инсайт,  внезапно пришедшее осознание, понимание. Если вы решаете какую-то задачу, которая никак не дается, а потом вдруг осознаете, как можно разгадать этот ребус – это тоже  инсайт. Но, при этом есть еще очень важный момент: когда Константин получает инсайт ввиде озарения, понимая новые смыслы слова, происходит раскрытие некой секретной информации, заложенной в сути слова или явления. Термин, которым  его обозначают, близкий по  написанию, но другой по смыслу. Инсайд – это  информация,  которая была секретной,  но открылась посредством инсайта!  Так родилось  это произведение.
 
Кстати, в маркетинге инсайт играет ключевую роль, так как позволяет потребителю сделать однозначный выбор в пользу продукта. Этим объясняется востребованность  Константина Родунера компаниями, его  заказчиками. Он занимается IT технологиями,  неймингом,  разработкой логотипов, девизов и слоганов для компаний. Это  часть той работы,  которая приносит гонорар. Придуманные им рекламные слоганы привлекают внимание покупателей и, соответственно,  повышаются  продажи. Та же история с логотипами.  Лого – материализованный логос (слово),  основа идеи, которая лежит в стратегии компании или какого-то проекта, суть бренда, товарного знака, узнаваемого миллионами потребителей. Сегодня лого является отправляющей «точкой» и заканчивающейся мыслью о товарном знаке и  бренде. Вот один из примеров российского, молодежного бренда, показывающего всю бессмысленность дороговизны лакшери брендов.
 
Рестораторы с удовольствием приобретают картины Родунера лишь потому, что их клиенты с удовольствием разгадывают написанные Константином фразы, обсуждая новые смыслы, которые они узнают, получая   положительные эмоции.
 
Примеры Родунера: «Мы берем слово СПАСИБО, трансформируем его в форму  SPAСИБО. Получаем название  СПА салона».
 
С другой стороны СПАСИБО родилось из приветствия «СПАСИ БОГ». Это уже из христианской истории. В этом слове можно увидеть, найти и показать очень много. Размышляя о слове, можно переживать различные состояния с разными людьми,  и тогда  слово покажет свою суть.   Константину  интересно  посмотреть  на слово  с разных ракурсов, учитывая   точку зрения собеседников   на выбранное слово. Слово становится  способом  коммуникации, собственно, оно  изначально и имело эту цель,   благодаря слову произошла   культурная эволюция человечества.   
Происхождение слова  «улица» уводит нас к древним языкам. Корни этого слова древнеславянские. «Ула» - это канава или некий проход, открытое место. В вестфальском языке, когда видели луг, говорили «aul», в Греции «аulos».  Но мы посмотрим на слово иначе, поиграем с ним. УЛИЦА. Лица, много лиц  мы видим на современных улицах,  и, вряд ли, современный человек будет искать значения слов в древних языках.  Ему ближе и понятней слово,  трансформацию которого ему  покажет Родунер.  В этом причина его коммуникации с тинейджерами, которые   общаясь с ним, делают  открытия  в своем  родном языке и проявляют  интерес к слову.
 
РОДИНА  - безусловно,  морфология слова от слова «род».  Но с другой стороны у каждого из нас Родина одна, потому выделение красным цветом  ОДНА  - это  повод задуматься о любви к Отчизне. С другой стороны ОДИН – это вселенский Бог древних викингов, небесный Бог–Хранитель мудрости древних рун.
КARTИНА  - ART – искусство и картина взаимосвязаны в  значениях.
 
«Богиня Огня» - работа, созданная в момент написания комментария в инстаграме к публикации прекрасной женщины,  мотивирующей Константина  своей красотой  на  понимание и видение смыслов в словах.
 
Работа под названием «ИНЬ и ЯНЬ» была создана во время  дискуссии  с Владимиром Филипповым, другом Константина  Родунера. Владимир увидел и  добавил  значение ЯНЬ в представленной комбинации слов. 

 
Однажды находясь в отношениях, испытывая сильнейшие чувства к  любимой женщине, Константин вдруг осознал, что он со своей избранницей не только женаты, но и общаются «на ты»! Так появилась работа, основанная на искренней любви и взаимности под названием «МЫ ЖЕ НА ТЫ». 
Все ли слова интересуют Родунера? Ему не нравятся, и он не берет в работу те слова, если  при трансформации или выделении в слове появляется  негативный оттенок.  Откладывает, складирует,  не выносит на обсуждение,  но не стирает, ожидая  часа, когда можно к ним вернуться  и найти в них  что-то еще. Если же изначально  эмоция слишком  негативная, он их выбрасывает из поля зрения. 
Из нашего продолжительного разговора с Константином  возникают глубокие смыслы и погружение в историю письма, написания слов. На Руси вплоть до XVI века все слова писались слитно без пробелов и знаков препинания. Раздельное написание слов появилось лишь в первой печатной книге, которая называлась «Апостол». Издана она была в 1564 г. В рукописях слитное письмо  просуществовало вплоть до XVIII века. Во многих древнеславянских  манускритах слитное написание слов  было нормой. Этот же прием использует Константин Родунер в своих картинах. Это могут быть его стихи, литературные цитаты, идиомы и т.д. 
Поиск слов и изречений  неограничен рамками  художественными концептуальными, политическими, социальными  и др.
 
 Слово – это мощнейший энергетический посыл.  Евангелие от Иоанна  начинается с фразы: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово – было Бог…».  В греческом источнике – логос (слово) и не слово вовсе, а посыл – интенция к созданию вербального и энергетического звука, облаченного в форму слова. Каждое слово имеет сущность (суть, основу) выраженную в его корне, дополнения к которому создают разнообразие  форм, смыслов и значений.
А что, если изменить принятую форму и задать новую, разбить или вычленить часть слова. Как меняется смысл? Именно таким вопросом задался Константин Родунер  и стал  «играть» со словом. Впрочем, такие игры нам известны с детства: брались сложные слова,   менялась последовательность  букв в этом слове, образовывались новые  слова.  У кого получилось больше, тот и выиграл. Но для исследователя слова  такой подход слишком прост.  Интерес Константина в другом   –  находить скрытые смыслы в  словах, которые нам давно известны, и которые мы произносим, не задумаясь над  их  контекстами. Найти художественный образ слова, фразы, нестандартное  художественное решение, цель которого облачить слово в некую изобразительную  форму. 
Изначально, идея, лежащая в основе  его проекта «Золотые слова», подразумевала художественный образ   фразы  «золотые слова» в  разном исполнении: холст  заливается  акрилом золотого  или черного цвета, потом вырезаются объемные  буквы из слов  и наклеиваются на черный фон. На золотом акриловом  фоне буквы  выдавлены внутрь фона. Какие же слова входят в этот цикл золотые слова? После создания двух версий  фразы «Золотые слова»  появились еще две фразы «гламурьё» и «ради всего святого».
 
Гламурьё – слово, на первый взгляд имеющее априори нелитературный негативный контекст.  На самом деле очень правильно обозначает  характер гламурной молодежи,  «стебущейся»  временем, пониманием себя в этом времени. Основные характеристики гламурья –   отсутствие духовных  идеалов, желание иметь всё и сейчас, жить весело и богато, быть в тренде, быть богемой, выделяться чем-бы то ни было. Все средства хороши, чтобы «жить по-настоящему». «Гламурьё хочет брендов, быть в тренде, петь  песню богемы,  быть с ней рядом. Для того чтобы выделяться, чтобы казаться,  чтобы, по их мнению, жить по-настоящему. Когда они поймут, что такое настоящая жизнь? Когда каждый из них  это поймет для себя и   сделает какой-то вывод, неизвестно» (из интервью с Константином Родунером).
 
Основываясь на рождении положительного инсайта, появилась недавняя работа под названием  «Начало света». Картина демонстрирует, что происходит со словом  посредством изменения света и тени. 
   
Слово – это информационное поле.  Недаром считается,  что слово материализуется, если все время произносить или думать о чем- то, то рано или поздно произойдет материализация мысли. Стратегию материализации мысли  стали применять в  конце ХХ века специалисты, занимающиеся нейролингвистическим программированием (НЛП или Нью Эйдж – движение за развитие человеческого потенциала).
Изображение слова – это не ново, из истории искусства известно, что в исламе лица пророка Мухаммеда  и его сподвижников всегда закрыты, в  традиционном иудаизме тоже. Художественный образ персонажей в этих странах выражен  словами и изречениями из молитв  каллиграфией, принятой  в языке страны.
Как историк культуры, я не могу не коснуться современной философии и, в частности,  известной работа Мишеля Фуко «Слова и вещи»,  в которой  автор блестяще дает характеристику вещей, анализируя их значения  в различных  культурных эпистемах.  Слова и вещи опосредованы   через язык, благодаря языку мы понимаем все смысловые значения, т.е. воспринимаем понятийный аппарат той или иной культуры, тем самым получаем знания.    Порядок воплощения вещей с помощью слова различается в зависимости от уровня организации мышления или культуры.  Константин не знаком с этими философскими и лингвистическими исследованиями, но ему удается на подсознательном уровне проводить дискурсивные практики, часто ломая стереотипы, парадоксально находя современные формы понимания новых смыслов  в простых словах.  Он считывает невероятным образом  формулу Мишеля Фуко: «Природа знания зависит от природы знаков, используемых для формулирования истин!»
Продолжая  мой анализ  в истории слов, не могу не привести пример  произведения Х.Л. Борхеса.  Борхес  сумел вмешаться в  формальную систему  дефиниций (определения) слов, создав свою «Энциклопедию  вымышленных существ» (Учебник по фантастической зоологии). Где на примерах показал как менятся облик   и характер его персонажей  при изменении  понятий и свойств, изначально присущим мифическим, мифологическим существам, наделенным определенными признаками в легендах, сказках, былинах…Он сознательно переиначивает   тексты упоминаемых источников, порой подделывая их. Меняя контексты и смыслы, играя в игру под названием «энциклопедия». 
И, наконец, третий всемирно известный философ Жак Деррида изрек фразу, которую стали цитировать все деятели современной искусства от художников до критиков: «Вне текста  не существует ничего». Каждый текст, а текст это слова – нужно рассматривать как  ткань, сотканную из слов, цитат, смыслов,  неких культурных кодов и ритмических структур, социальных идиом и т.д.  Основной вывод Дерриды  – «текст – есть мир», та изначальная текстуальность мышления, через которую и в рамках которой рождается культура.
У Константина Родунера свой путь, своя история, своя работа со словом. Произведения, которые он создает, имеют   смысловые поля в рамках глобальной культуры, контексты его картин проецируются не только на наши российские реалии, но и на современную картину мира, в котором мы сосуществуем  уже в виртуальной реальности.
 Текст историка искусства, арткритика Галины Мажейкиной
Моя статья опубликована в журнале "Женщины в политике" ссылка:
http://www.wpolitics.ru/vnachale-bylo-slovo/
Произведения Константина Родунера по ссылке:
https://instagram.com/roduner.art