В школе будущих гениев начинаются уроки

Виктор Бабинцев
«Школа будущих гениев»  – это авторский проект.

                О Школе

В виртуальной Школе будущих гениев (ВШБГ) учатся пользователи Интернета. И учатся они совсем не так и совсем не тому, чему их учат в обычных учебных заведениях. Главное, чему мы будем учиться и учить, - это умению сомнения в общепризнанных знаниях, умению задавать вопросы и умению находить на них ответы, то есть делать открытия. "Без сомнений мы не мыслим" - наше главное знание и плакат над входом в Школу. "По-настоящему мыслит только тот, кто сомневается" - это аксиома и отправная точка познания.

Школа будущих гениев ("школа креативщиков") работает на площадке раздела «естествознание», поэтому каждый автор Прозы ру может при желании принять участие в работе Школы – и как автор вопросов или открытий, и как строгий учитель-экзаменатор. Для этого достаточно разместить свой вопрос или ответ в разделе «естествознание» с пометкой «(ВШБГ)». Кнопка «написать рецензию» для того и создана программистами сайта, чтобы работала Школа.

                Об истине

Оценка вопросов и ответов производится на основании данного представления об истине:

"У любой истины всегда есть пять обязательных признаков или критериев: простота, ясность, универсальность, «предсказательная сила» и антинаучность. «Простота» - это прежде всего краткость («Ложь всегда бывает сложна, вычурна и многословна» (Лев Толстой); «ясность» - это здравый смысл и логичность (безумными бывают только постулаты, гипотезы, теории и прочие «мысленные эксперименты»); «универсальность» - это общая для многих явлений причинность (одна новая истина способна высветить и разрешить сразу несколько парадоксов и всё поставить с головы на ноги); «предсказательная сила» - это осознанная применимость в новейших технологиях (технологии могут развиваться и без понимания причинности, то есть способом «научного тыка»); «антинаучность» - это само собой, ведь «научность» – это то, во что можно только верить, но не понимать".

Это только глупцам умным и научным кажется лишь то, чего они не понимают. Причина существования научности и сложных математических лженаук как раз в этом. И по этой же причине у каждой новой истины есть ещё и шестой признак: новая истина всегда оскорбительно-проста для каждого человека, считающего себя умным. Но это самый верный признак истины, о котором мы постараемся не вспоминать.

Есть все пять признаков сразу и в голове светло – значит, есть и истина. Даже не сомневайтесь… и размещайте своё открытие с пометкой (ВШБК). Если нет в каком-то общепризнанном знании этих пяти признаков – формулируйте и размещайте вопрос. Будем разбираться.

В истине главное – это опыт и эксперимент. Опыт и эксперимент – это как раз то, что умнее человека, ведь для того, чтобы что-либо объяснить, нужен уже известный и кем-то объяснённый опыт, а для того, чтобы какое-либо объяснение опровергнуть и продвинуться в познании мира на шаг вперёд, нужен неожиданный для всех эксперимент. Все теории построены на незнании и непонимании, поэтому «Никаким количеством экспериментов нельзя доказать теорию, но достаточно одного эксперимента, чтобы её опровергнуть» (Эйнштейн). Так что, будем опровергать только экспериментально и всей совокупностью уже известного опыта. «Ищи отвергнутый учеными опыт или экспериментируй сам!» - наш девиз. Ищи не только в физике.

                О науке

Наука  - это логичная совокупность всего накопленного опыта и всех явлений, а также поиск нового опыта и новых технологий. Но так как всего возможного опыта и всего многообразия явлений человек ещё знать не может, то и какой-то конечной науки быть не может тоже. «Наука – это то, чего быть не может. А то, что может быть, это – технология» (П.Л. Капица). Но мы будем считать, что этот мир всё же познаваемый и будем стремиться к простой и логичной совокупности всего известного нам опыта. Научность – это то, чего быть не должно; а наука – это то, что обязательно будет. И «Наука должна быть весёлая, увлекательная и простая. Таковыми же должны быть и учёные»  (П.Л. Капица)… и преподаватели. Истины преподаются и усваиваются легко. Можно и пошутить. Но более всего наука должна быть честная. И "Ни один человек не должен покидать стены наших университетов без понимания того, как мало он знает" (Оппенгеймер)... и как мало знают учёные.

И ещё. К так называемым основоположникам мы будем относиться снисходительно, ведь они многого из того, что уже знаем мы, знать просто не могли.

               Открытый урок на тему «Прилипания тел» (конспект).

Если два твёрдых тела с плоскими и совершенно гладкими поверхностями приложить друг к другу, то может возникнуть их слипание. В учебниках такое прилипание объясняется диффузией, то есть проникновением частиц одного твёрдого тела в межмолекулярное или в межатомное пространство другого твёрдого тела. В школьных опытах это притёртые друг к другу гладкими поверхностями и сильно прижатые учителем кусочки свинца. Вспомнили? Хорошо.

Почему ни у кого не возникло сомнение в том, что причина тут именно в диффузии, ведь это объяснение лишено всякого здравого смысла и логики, так как каждая колеблющаяся частица в твёрдых веществах является «смиренной пленницей своего положения» и находится в своей пространственной ячейке или «яме», и проникнуть в межатомное пространство другого тела она просто не может? Тем более общепризнанное объяснение является ошибочным, что слипшиеся кусочки свинца в этом опыте полежат, полежат да и распадутся, то есть никогда не станут одним целым. Соединить кусочки холодного металла в одно целое можно только огромным давлением взрыва (есть такие технологии). Итак, вопрос: «Что может быть причиной «прилипания» кусочков свинца с гладкими поверхностями друг к другу?».

Ищем другие примеры прилипания тел. Берём для опыта два осколка оконного стекла небольших размеров и прижимаем их друг к другу: стёкла не слипаются. Смачиваем стёкла водой и прижимаем: стёкла слипаются «намертво». Это мы повторили опыт голландского физика Ван-дер-Ваальса, объяснившего его результат особыми силами межмолекулярного взаимодействия своего имени. Правда, в другом параграфе этого же учебника слипание мокрых стёкол объясняется поверхностным натяжением воды…

Ни что такое «особое межмолекулярное взаимодействие» между молекулами текучей жидкости и твёрдым телом, ни что такое «поверхностное натяжение» между молекулами свободно испаряющейся жидкости никто не понимает, но все всё знают. А знание без понимания - худший вид невежества и причина дундуковости учёных.

Ищем истинную причину и продолжаем опыты со стёклами. Теперь мы смазываем сухие стёкла различными жидкими маслами (растительным, моторным и т.п.), и наши стёкла в каждом случае слипаются точно так же сильно, как и смоченные водой. А это уже настоящее открытие и новый парадокс.

Смоченные водой или смазанные маслом и слипшиеся «намертво» стёкла мы помещаем в барокамеру или просто в вакуумную камеру, которую при желании не очень сложно сделать даже из обычной трёхлитровой банки. При понижении атмосферного давления помещённые в камеру слипшиеся стёкла тут же распадаются. Это второе открытие и второй парадокс, требующий решения.

Однако объяснение этих опытов уже на поверхности: причиной слипания и оконных стёкол, и кусочков свинца является атмосферное давление, а вернее, его асимметрия. Просто между приложенными гладкими поверхностями сжатого воздуха практически нет, вот и возникает «эффект атмосферного прижатия».

Поясняем: атмосферное давление на уровне моря даже несколько больше 1 кг/см2 или 10033 кг/м2, чего вполне достаточно для прижатия как стёкол друг к другу, так и для «прилипания» вилок, ложек и даже полированных мраморных плит весом 70 кг к гладким участкам потного тела «человека-магнита» (к слегка припудренному или к совершенно сухому телу человека не прилипает ничего).  Но какова роль жидкостей в наших опытах?

Роль контактных жидкостей сводится к заполнению мельчайших неровностей и пор на гладких поверхностях и к вытеснению из них сжатого воздуха. Сжатый воздух между прижатыми стёклами сменился на жидкость, а у молекул жидкостей и твёрдых веществ способность к движению взаимного отталкивания выражена в сотни раз слабее, чем у молекул газов, в результате чего площади плотно прилегающих поверхностей увеличиваются. Микропоры и мельчайшие неровности на гладких поверхностях свинцовых тел при притирании заполняются мягким свинцом: бугорки сминаются, а ямки заполняются. Эврика!

Эффектом атмосферного прижатия мы уже многое объяснили и сможем объяснить ещё больше. Но то, что реально существует, должно быть известно и многоопытной Природе - таков критерий универсальности истины. И такой показательный и простой пример есть: улитки, слизни и дождевые черви используют атмосферное прижатие к субстрату, что позволяет им ползать вниз головой даже по гладкому потолку плёночной теплицы. А в качестве контактной жидкости для эффективного вытеснения воздуха из-под себя и сглаживания контактирующих поверхностей они используют слизь. И, заметим, слизь у этих тварей, совсем не липкая, а скользкая.

Итак, что мы уже имеем?  А имеем мы: неожиданные эксперименты;  новое физическое явление; и неожиданно простое и антинаучное объяснение большого числа опытов и наблюдений. Дело осталось за осознанным применением новых знаний в новейших технологиях. Впрочем, вы уже можете знать технологии отделения плёнок от зёрен злаков в вакуумных камерах. Может, знаете и другие. Человек премного преуспел в деле эксплуатации неразгаданных тайн Природы. А мы будем это делать «с умом» и «по уму», то есть разумно.

Для того, чтобы открыть эффект атмосферного прижатия и превратить в прах множество научных трудов по биомагнетизму, например, для нас сегодня оказалось вполне достаточным усомниться в объяснении одного школьного опыта и вспомнить аксиому Архимеда "Все жидкости и газы на Земле имеют вес и находятся под давлением веса собственных и выше расположенных слоёв". Так что, учитесь сомневаться... и соглашаться только тогда, когда иное уже просто невозможно. И помните: всё, что реально существует, может быть объяснено чуть ли не на уроке природоведения в 4-м классе. Это знали и Галилей, и Ломоносов, и Пушкин и граф Толстой.

Задание на дом: какие ещё примеры атмосферного прижатия тел вы знаете? На следующем уроке проведём соревнование. Кто назовёт последний пример, получит "пять".

Темой следующего урока будет "Две равнозначные астрономические причины смены времён года на Земле". Одну причину вы знаете - это обращение наклонённой Земли вокруг Солнца по практически круговой орбите. При подготовке к уроку попытайтесь самостоятельно найти вторую.

Если вторая причина вами будет найдена, то вы легко сможете ответить на следующие вопросы: "Почему в современных учебниках солнцеворот и солнцестояние - это уже одно и то же, то есть день самого низкого (22 декабря) или самого высокого (22 июня) полуденного солнца в году, а в старых учебниках солнцестоянием назывался период из восьми дней (18-26 декабря и 18-22 июня), когда сегодняшнее положение солнца в истинный полдень нельзя без точных приборов отличить от вчерашнего?"; "Почему в дни так называемых равноденствий в любой точке Земли бывает самая значительная прибыль или убыль продолжительности светового дня, а строгого равенства дня и ночи просто не бывает?"; "Что такое "прецессия" и "нутации" земной оси, если её направление на Полярную Звезду всегда постоянно, и только одна Полярная Звезда всегда неподвижна на звёздном небосводе?"; "Что было позволено Гиппарху, но уже не позволено никому?"; "Почему все те люди, которые считают себя образованными или даже учёными, никогда бы смогли правильно представить себе и объяснить даже астрономическую причину смены времён года на Земле и других планетах?". Кроме того, как увидим, правильное представление о движении планет в Солнечной системе высветит и объяснит нам несколько скрытных парадоксов и совпадений.

Вопросы есть?

Вопросов нет.

Урок окончен.