Афоня 1975

Смирнов Виктор
РЕЦЕНЗИЯ ИЗ КНИГИ «КИНО И ЖИЗНЬ»

Почти каждый достаточно крупный город на территории бывшего Советского Союза отмечен в каком-нибудь известном фильме. Ярославлю навсегда выпала великая честь быть именно тем городом, где происходили съемки одного из самых культовых отечественных фильмов всех времен – «Афоня».

Хорошее время показано в фильме с незамысловатым названием «Афоня» – после войны прошло уже очень много времени, а до злополучной перестройки еще очень и очень далеко…

Несмотря на такое простецкое название ленты, смысл его не так уж и прост. Ведь Афанасия, главного героя этой кинопритчи, циником, хоть и добрым по сути, сделала отнюдь не косная система и не застой как таковой, а он сам. Казалось бы, добровольно отказавшись от газет, телевидения и радио, этот человек сделал чрезвычайно сильный прорыв в вопросе самовоспитания. Но, кроме вялотекущей скуки, это ему ничего не дало. Он продолжал не замечать главное вокруг себя. То, что предлагала ему заботливая Жизнь (а уж она-то точно знает, что конкретному человеку хорошо, а что плохо), Афанасий усердно отвергал и гнался за тем, что ему пользы не приносило, а только еще больше усугубляло его бесконечную скуку и необъяснимую душевную муку.

В конце концов, главный герой всё поймет. Он осознает, что счастье-то заключается не в том, чтобы прыгнуть выше головы, а в том, чтобы принять себя таким, какой есть – в психологическом смысле, конечно.

Поэтому главный посыл фильма – обретение самого себя. И здесь как раз самое главное заключается в том, чтобы потом не потерять то, что осознал методом проб и ошибок. Но это уже другой вопрос.

Сам же фильм очень интересен во всех отношениях – и в культурологическом, и в историческом, и в кинематографическом, и в психологическом. И в других аспектах. Тем более что снимали летом, а летние фильмы в нашем климате всегда выгоднее смотрятся…