Контантин Маковский. Портрет Бахрушиной

Алина Алексеева-Маркезин
       Константин Маковский . Портрет Веры Васильевны Бахрушиной (урождённой Носовой). Холст, масло. 1900г. Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина, Москва
 
     На портрете Вера Васильевна Носова (Бахрушина)  четвертая из шести дочерей купца Василия Дмитриевича Носова и Клавдии Дмитриевны Прохоровой.
               
 
      8 января 1895 года на святочном костюмированном балу у Байдаковых её только что окончившую гимназию, 19 летнюю, увидел Алексей Александрович Бахрушин и влюбился. Он разыскал на балу ее брата Василия, с которым был знаком, и попросил представить его Вере Васильевне.  А уже 17 апреля 1895 года была свадьба и обед в Большой Московской Гостинице - "Замоскворечье роднилось с Лефортовом". - так писали московские газеты.
   
 
       Известный предприниматель из династии купцов Бахрушиных, создатель московского литературно-театрального музея Алексей Бахрушин и его супруга Вера прожили в счастливом браке 35 лет, у них родилось трое детей. Алексей продолжал заниматься семейным делом отца и параллельно искал экспонаты для будущего музея. Нередко во время поездок ему приходилось надолго оставлять родных. Но Вера Васильевна понимала важность дела, на которое Алексей Александрович тратил так много сил и времени.
 
   
   Из воспоминаний ее сына: "Моя мать была гордостью моего отца, так как она оказалась не только красивой, но и умной и хозяйственной. При художественных вкусах отца, он в первые же годы после женитьбы захотел иметь ее портрет кисти хорошего художника и ее скульптурное изображение. Художник выбирался тщательно. Отцу очень хотелось пригласить В. А. Серова, с которым он был знаком, но мать категорически запротестовала.

 
     Ее пугала деспотичность художника, и она говорила, что нипочем не станет в ту позу, в которую он, может быть, пожелает ее поставить, что она желает позировать так, как ей этого хочется. По этим соображениям Серов был отвергнут и приглашен К. Маковский. Мне доставляло огромное удовольствие присутствовать на сеансах, которые происходили в библиотеке.

      Мать в парадном, темно-синем платье, по-вечернему причесанная, убранная, с улыбкой на лице, постепенно запечатлевалась на большом белом полотне. Приветливый, красивый старик художник быстро и ловко работал своими кистями. В перерывах сеанса я просил нарисовать мне что-нибудь, и он на краях портрета, которые были еще белыми и не тронутыми кистью, рисовал мне кошек, свинок и собак.

 
   Маковский писал портрет матери долго - он вышел схожим и был мастерски написан, но страдал тем художественным однообразием и отсутствием характерности, которыми, как правило отличались подобные работы автора.
Князь Константин Константинович, увидев портрет матери работы К. Маковского,  обернулся к ней и, качнув головой, заметил:
- Нельзя сказать, чтобы художник вам польстил."
Ю. А. Бахрушин, Воспоминания.

 
   Алексей Бахрушин, как неутомимый исследователь истории русского театра, спас уникальные архивы и исторические документы:  дневники Матильды Кшесинской,  мемуары Мариуса Петипа, дневники Владимира Теляковского.
Алексей Бахрушин верил, что его труды будут нужны потомкам. Собранная им коллекция стала энциклопедией русского театра, именно благодаря Бахрушину сегодня можно увидеть и узнать, как жил русский театр в XIX веке, великих актеров, художников, драматургов, композиторов, балетмейстеров, время созидания «золотой эпохи» в его истории.

        В супруге Вере Васильевне, дочери миллионера-суконщика Василия Дмитриевича Носова, Алексей Александрович обрел единомышленника и помощника: она освоила переплетное дело, резьбу по дереву, тиснение на коже, научилась печатать на пишущей машинке и фотографировать. «Иная женщина в ее положении только бы и думала о тряпках да об удовольствиях, а моя жена помогала и поддерживала меня во всем.
Никогда меня не упрекала за музейные траты, да и сама в музее работала», – поведал Бахрушин Великому князю Константину Константиновичу.

   
 Несмотря на миллионное состояние, семья жила скромно, на хозяйственные нужды была отведена определенная сумма, в которую хозяйка должна была уложиться. В Европу семейство Бахрушиных выезжало в первую очередь с целью пополнения коллекции и посещения выставок, а не ради отдыха и развлечения.

     По субботам, когда Императорские театры не давали спектаклей, Бахрушины в своем доме в Замоскворечье на Лужнецкой улице (ныне ул. Бахрушина) принимали всех, знакомых и незнакомых, имевших отношение к искусству. Юрий Бахрушин вспоминал: «Начинались субботы часов в девять, затем гости расходились по музею или просто беседовали или спорили о чем-либо, часа в два ночи сервировался простой, домашний ужин, после которого зачастую устраивались импровизированные артистические выступления, писали и рисовали в домашнем альбоме. Разъезжались часов в пять утра».
 
   В доме Бахрушиных бывали Константин Станиславский, Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Цезарь Кюи, Александр Бенуа, Константин Бальмонт, Владимир Гиляровский, Томаззо Сальвини, Маттиа Баттистини, Мария Ермолова, Гликерия Федотова, Мария Савина, Александра Яблочкина, Федор Корш, директор Большой парижской оперы Дени Рош и многие другие знаменитые люди искусства.

 
    Чего только не было в его коллекции! Театральный реквизит, сценические костюмы, афиши и программки, документы и фотокарточки артистов, гравюры, картины и скульптуры, книги и нотные партитуры, газетные рецензии, музыкальные инструменты, венецианские маски, зрительские трубки, веера, пуанты легендарных балерин, кукольные вертепы, итальянские марионетки, немецкие райки…

  ь   Собрание Бахрушина стало столь обширным, что владелец начал задумываться о его дальнейшей судьбе. Алексею Александровичу хотелось сделать его достоянием Москвы. «Как гласный Думы он предложил передать свой музей в собственность Московского городского самоуправления. Но маститые отцы города, лишь заслышав об этом, стали всячески отмахиваться от этой напасти. „Что вы?! Мы с третьяковским и солдатенковским собраниями достаточно горя хлебнули. А тут вы ещё с вашим! Увольте, Христа ради!..“ Отец был в отчаянии — огромное собрание, уже тогда стоившее сотни тысяч, предлагаемое бесплатно государственным учреждениям, оказывалось никому не нужным. Сломить чиновничью косность оказалось невозможным», — вспоминал Ю. А. Бахрушин.

    К счастью, в 1909 году бахрушинской коллекцией заинтересовалась Академия наук. 25 ноября 1913 года состоялся торжественный акт передачи собрания Академии наук. Было создано Правление музея во главе с жертвователем, признававшимся пожизненным почётным попечителем музея. В 1915 году жертвователь был удостоен ордена Св. Владимира 4-й степени.

     Музей, созданный Алексеем Александровичем Бахрушиным, существует и поныне (ул. Бахрушина, д. 31/12). Он, как и прежде, располагается в старом здании. Это одна из немногих коллекций старой Москвы, уцелевшая до наших дней.
Алексей Александрович Бахрушин оставался во главе музея и после 1917 года, до самой смерти.

     Тяжелые послереволюционные годы, непрестанная борьба с представителями новой власти за сохранение музея не прошли для него бесследно. Алексей Александрович Бахрушин скончался под Москвой летом 1929 года в возрасте шестидесяти четырех лет. Похоронен на Ваганьковском кладбище.