Штурман северных конвоев

Вячеслав Прытков
                ШТУРМАН  СЕВЕРНЫХ  КОНВОЕВ

………………………………………………………………………………………….
«Мы  пробьёмся  сквозь  шторм, сквозь  торпеды  и  лёд,
Хоть  с  тобою  мы, друг, не  герои.
Боже, милый, пусть  нынче  и  нам  повезёт –
Нам  с  конвоем, конвоем, конвоем.»
                Михаэль  Мац.




Шёл  второй  год  Великой  Отечественной  войны. Особое  значение  приобретал  морской  транспортный  путь  через  Баренцево, Норвежское  моря, Атлантику  в  США  и  обратно, по  которому  шли  караваны  грузовых  советских  судов, сопровождаемые  английским  военными  кораблями. Транспорты, идущие  в  Мурманск  и  Архангельск, постоянно  подвергались  непрерывным  атакам  фашистов, как  на  море, так  и  с  воздуха  авиацией  и  несли  значительные  потери. Тогда  было  решено  грузовые  суда  отправлять  Северным  морским  путём. Однако, и  здесь  их  преследовали  опасности  и  неудачи: в  теплоход  «Куйбышев»   попала  вражеская  торпеда, на  минах  подорвалось  судно  «Щорс», а  «Эльна 2», следуя  близ  береговой  линии, наскочила  на  камни.

8  августа  1942  года  из  Архангельска  вышел  в  далёкое  плавание  к  берегам  Америки  грузопассажирский  теплоход  «Двина», в  его  трюмах  находился  ценный  груз  марганцевой  руды, предоставляемый  союзникам  в  обмен  на  медикаменты, вооружение, продовольствие  и  оборудование  для  сражавшейся  с  фашистами  советской  страны. «Двина»  ещё  не  успела  выйти  в  открытое  море, как  её  нагнал  катер.
«Неужели, что – то  забыли?» - пронеслось  в  головах  стоявших  на  палубе  моряков. Катер  поравнялся  с  теплоходом, и  на  нём  все  увидели  молодую, хрупкую  девушку, явно  стремившуюся  попасть  на  корабль. «Двина»  застопорила  ход. Ловко  взобравшись  по  выброшенному  штормтрапу, она, представившись  вахтенному, попросила  проводить  её  к  капитану  судна.
Находившийся  на  мостике, капитан «Двины» - Иван  Васильевич  Пиир  был  несколько  удивлён  появлением  девушки, но  когда  узнал, что  Валентина  Яковлевна  Орликова  назначена  на  судно  штурманом, стал  подробно  расспрашивать  её.


Валентина  закончила  Институт  инженеров  водного  транспорта, успела  полгода  побывать  в  море  штурманом – практикантом, экзамены  сдала  в  феврале  1942  года  на  инженера – судоводителя  и  одновременно  получила  диплом  штурмана  малого  плавания, а  затем  была  направлена  для  работы  в  Северное  морское  пароходство. О  войне  знала  не  понаслышке, во  время  практики  на  Балтике, транспорт, на  котором  Валя  возвращалась  из  Таллинна, подорвался  на  мине, но  она  осталась  жива, а  судно  на  буксире  всё  же  пришло  на  базу.

«Знаю, что  нам  предстоит  трудное  плавание, и  Вы, Иван  Васильевич, можете  быть  уверены, я  не  подведу,» - с  твёрдостью  в  голосе  закончила  свой  рассказ  Валентина.

Караван  грузовых  судов, в  их  числе  и  «Двина»  дошёл  до  Чукотского  моря, но  путь  ему  преградили  ледяные  поля. Пришлось  зайти  в  Белушью  губу  на  Новой  Земле. По  плану, отсюда, в  сопровождении  английского  конвоя, суда  должны  были  отправиться  дальше. Ожидание  конвоя  целых  полтора  месяца  оказалось  напрасным, позднее  узнали, что  караван  PQ -17  почти  весь  уничтожен. Больше  дожидаться  не  стали, получили  приказ  командования  идти  без  сопровождения. Первым  отправился  «Моссовет», через  сутки – танкер  «Донбасс», «Двина»  и  другие. Пошли  навстречу  опасности, подстерегаемой  корабли  ежедневно, будь – то  штормы  и  вражеские  корабли. Оставалась  лишь  одна  надежда  на  удачу.
На  «Двине»  из  вооружения – два  пулемёта, пять  винтовок, две  глубинные  бомбы  и  дымовые  шашки. Чтобы  судно  выглядело  бы  настоящим  боевым  кораблём, придумали  соорудить  из  дерева  макеты  орудий, накрыли  их  сшитыми  чехлами. Так  и  шли, в  постоянном  напряжении. Ураганные  ветры  и  огромные  волны  Атлантического  океана  накрывали  палубу  и  надстройки  «Двины». Опасались  встречи  с  немецкими  кораблями  и  подводными  лодками. Капитан  и  штурманы  не  спали  сутками. Однажды, немецкая  подлодка  всё – таки  выследила  одинокий  теплоход. Времени  на раздумья  не  было, немцы  уже  выпустили  торпеду. Капитан, выслушав  предложение  штурмана, в  это  время  им  была  Валентина  Орликова, успешно  маневрируя, уклонился, уводя  «Двину»  на  другой  курс.

Только  в  январе  1943  года  пришли  в  Бостон, затем – в  Нью – Йорк. Разгрузились, подлатали  помятый  льдами  корабль, установили  на  нём  настоящие  пушки  и  после  встреч  с  американцами  отправились  в  обратный  путь, пролегавший  через  Панамский  канал  до  Владивостока.

«Двина»  совершила  ещё  восемь  рейсов: Владивосток – США – Канада, доставив  восемьдесят  пять  тысяч  тонн  различных  грузов. Всё  это  время  несла  на  ней  свою  нелёгкую  службу  четвёртый  штурман, а  затем  третий  помощник  капитана – Валентина  Яковлевна  Орликова.
Как  известно, бытует  мнение, есть  такая  примета, что  женщина  на  борту  корабля  приносит  несчастье, но  присутствие  Валентины  на  «Двине» полностью  это  опровергло.

P.S. В  конце  войны  В. Орликова  возвратилась  в  Балтийское  пароходство. Была  старшим  помощником  капитана  на  теплоходных  линиях  Ленинград – Хельсинки – Копенгаген, получила  диплом  штурмана  дальнего  плавания. Работала  в  Министерстве  рыбного  хозяйства, затем  перебралась  в  Приморье, став  капитаном  одного  из  судов  Курильской  китобойной  флотилии, возглавляла  в  течение  пяти  лет  разные  китобои! В  Мурманске – капитан  БМРТ «Николай  Островский». Носила  звания  Героя  Социалистического  труда. Её  именем  назван  супертраулер.
Вот  такой  была  эта  необыкновенная  женщина.

6  сентября  2021  года                Вячеслав  Прытков.