Парк монрепо

Григорий Аванесов
музей-заповедник "парк МОНРЕПО", Монрепо - живописный скальный парк в Выборге состоит из 4-х частей: Восточная, Центральная, Южная, Западная, на Севере бухта. Вход платный, но всего 100 рублей.

Рецензия на «Парк монрепо»

Парк, действительно, замечательный. Надо бы ещё навестить. Давно не была.
С уважением, Ирина

Ирина Борунова-Кукушкина   06.03.2022

Выборгский залив, бухта "Защитная". Парк Монрепо расположен на северном берегу большого острова, который носит название Твердыш. В парке «Монрепо» сейчас полным ходом идет реставрация. В восточной части, например, не только полностью восстановили набережную Розенталя, исторические пирсы и дамбу, но и привели в порядок архипелаг островов.

1. камень Катайского зонтика (перед Главными воротами).
   Зонтика нет... в путеводителе по Монрепо есть историческое фото.
Этот «Китайский зонтик» – первая постройка Пауля Николаи в Монрепо.Это стало сюрпризом для отца. Людвиг писал в августе 1798 года: «Уже при въезде меня приятно поразил твой китайский шампиньон на большом камне. Это хорошая, умело выполненная идея».

Давно уже нет Китайского зонтика на большом камне, да и выборгский замок вряд ли будет виден с этой площадки. Но по-прежнему "Валун" является прекрасным ориентиром для всех людей, подходящих или подъезжающих к Монрепо. Дорожка, которая буквально упирается в камень-исполин, приводит путника на ступишинскую аллею парка.

2. Главные усадебные ворота.
Одна из интересных построек парка Монрепо — это Главные ворота, возведенные в неоготическом стиле в 1830-х годах. Автор этого строения точно не известен, предположительно, ворота были возведены по проекту Карла Энгеля. С обеих сторон сооружение, выполненное из дерева, имеет пилоны (выступы) со стрельчатыми башенками. В качестве украшения использованы резной декор и металлические накладки.
   Бесплатный туалет.

3. дом садовника.

4. рукотворная "валунная ограда".
 На подходе к Монрепо имеется невысокая изгородь из гранитных валунов. Академик Дмитрий Лихачев сравнил ограду Монрепо с шотландским хайком. В книге «Поэзия садов» он писал: «Со стороны материка он (парк) отделен великолепной изгородью из диких камней в духе шотландских хайков, прекрасно гармонирующей с еловой и сосновой растительностью».
Предположительно, годы создания валунной ограды – 1804-1806. Высота каменной изгороди около полутора метров. Общая протяженность – более двух километров. Гранитные валуны неправильной формы сложены всухую, без использования какого-либо раствора. А устойчивость обеспечивается за счет веса и того, что камни тщательно подгоняются друг к другу.

5. главный усадебный дом.
Главный усадебный дом занимает центральное место в парковом ансамбле Монрепо. Первый дом на этом месте был поставлен Петром Ступишиным в XVIII веке, а затем на основе этого строения при герцоге Вюртембергском была возведена новая постройка.

Следующий хозяин дома Людвиг Николаи начал перестраивать дом в 1798 году по проекту Джузеппе Мартинелли. Также в работах принимал участие архитектор Павлов. Именно он в 1804 году завершил строительство после смерти Людвига Николаи.

Главный усадебный дом — это деревянное строение, выполненное в классическом стиле. Первоначально здание состояло из протяженной центральной части и двух боковых флигелей. Позже в центре был возведен портик с четырьмя колоннами и треугольным фронтоном. К центральному входу ведет широкая одномаршевая лестница.

В здании расположены Белая гостиная и Царская комната, а также кабинет и торжественная Большая зала. Главным украшением Залы был расписанный на холсте плафон с изображением аллегорических фигур Марса, Венеры и Амура, предположительно, выполненных художником Якобом Меттенляйтером. Во время ремонта в 1966–1967 годах живописное полотно было снято для очистки, а затем похищено.

6. библиотечный флигель.
Одновременно с Главным усадебным домом по проекту Мартинелли был также возведен Библиотечный флигель — редкий образец деревянной усадебной архитектуры, построенный в классическом стиле. В здании размещалась библиотека, насчитывающая 9000 томов, собранная двумя поколениями семейства Николаи. В 1917 году, когда Выборг стал территорией Финляндии, все книги были переданы в библиотеку Университета этой страны.

По старинной технологии  без гвоздей и железных креплений реставрируют и деревянный библиотечный флигель. Его пришлось разобрать до фундамента и обследовать каждое бревно, чтобы понять какие венцы еще могут прослужить, а какие нужно срочно заменить. Теперь  после  микологической  экспертизы деревянный сруб собирают заново.

7. обелиск братьям Броглио или братьям де Бройль.
  В 1827 году вместо обветшавшего деревянного храма на скале появился обелиск из серо-зеленого мрамора. В это время Монрепо принадлежало Паулю Николаи. Единственный ребенок Людвига Генриха и Иоганны Маргареты – Пауль - многое сделал для Монрепо. Всю свою жизнь Пауль Николаи посвятил дипломатической работе. Выйдя в отставку в 1847 году в чине действительного тайного советника, он поселился в Монрепо. При нем парковый ансамбль обрел свою завершенность. Многие парковые объекты появились в Монрепо при Пауле Николаи. Мраморный обелиск на Левкадской скале - один из них.

 Обелиск поставлен в честь братьев де Бройль. Пауль Николаи был женат на Александрине Симплиции (в девичестве де Бройль). Два брата Александрины Симплиции служили в русской гвардии: старший (Огюст-Сезар) в Преображенском полку, младший (Шарль-Франсуа) - в Семеновском. Оба брата погибли в сражениях эпохи наполеоновских войн: Огюст-Сезар - в1805 году под Аустерлицем,  Шарль-Франсуа  - в 1813 году под Кульмом.

В ниши постамента вставлены мраморные плиты с надписями на латинском языке: на северной и южной стороне надписи посвящены Александру I и установке обелиска Паулем Николаи, на восточной и западной - братьям де Бройль. В надписях употреблено латинизированное написание их имен: Август и Карл Броглио, поэтому обелиск носит название «обелиск братьев Броглио». Восточная плита, посвященная Огюсту-Сезару, утрачена. Не сохранились и установленные в основании обелиска барельефы, изображавшие рыцарские шлемы.

Александрина Симплиция Николаи скончалась в 1824 году. Обелиск на Левкадской скале также напоминал Паулю о его рано умершей супруге. Левкадская скала - одна из видовых точек парка. С ее вершины открывается один из самых красивых парковых видов. Если вы захотите подняться на Левкадскую скалу (ОПАСНО!), это можно сделать, обойдя ее со стороны залива или по тропинке от Главного усадебного дома.

8. земляная Дамба.
По пути к Китайским мостикам, пройдёте по ольховой аллее - на самом деле это дамба, сложенная из гранитных камней.

9. Долина Розеналь.
Долина Розенталь представляет собой отлогую приморскую долину, которая в естественных условиях периодически затапливалась морем. Для того чтобы окончательно отвоевать и защитить эту территорию, и была устроена дамба. Известно, что в период расцвета Монрепо здесь цвели удивительные по красоте розы; скорее всего, это были старинные парковые английские сорта и различные видовые розы-шиповники.

10. Сибирская сосна "Лира".
Сибирский кедр, а точнее, сосна сибирская кедровая. Обратите внимание на его крону, по форме напоминающую лиру...

11. Холм Мариентурм.
В европейских пейзажных парках английского типа со второй половины XVIII века были очень популярны китайские мотивы. Эти модные веяния коснулись и Монрепо. В восточной части парка на холме была возведена видовая башня в форме китайской пагоды, названная Мариентурм («башня Марии») в честь императрицы Марии Фёдоровны (супруга Павла I). Возможно, что дата появления её относится к периоду, когда имением владел брат будущей императрицы, а тогда ещё великой княгини – выборгский наместник Фридрих Вильгельм Карл Вюртембергский – а именно, к 1784-86 гг.
 
Это был деревянный двухэтажный павильон с обходной галереей, внешней лестницей и видовой площадкой под вторым ярусом кровли. Стены снаружи были украшены геометрическим орнаментом; на верхушке шпиля красовался дракон - особо почитаемое в Китае священное мифическое животное. Внутреннее убранство павильона включало в себя скульптурные изображения, в том числе – императрицы Марии, а также росписи стен, выполненные, как гласит предание, по ее эскизам в «помпеянском» стиле.
 
На месте беседки сегодня можно видеть лишь её фундамент.

12. Китайские арочные мостики.
Китайские (горбатые) мостики появились в парке в 1798 году. До этого времени в них просто не было надобности, так как остров, на котором впоследствии установили мраморную колонну, был частью соседнего.

Затем  между ними был прорыт канал и созданы шлюзы для регулирования воды в пруду. И уже потом появились разноцветные, словно раскрытые веера, мостики.

Автором проекта стал Джузеппе Антонио Мартинелли. Во второй половине двадцатого века парк лишился обоих мостиков. Благодаря финской ассоциации «Pro Monrepos» (фин. «За Монрепо») они появились вновь: первый мостик в1998 году, второй в 2002-ом. В отличие от исторических, воссозданные Китайские мостики одноцветны - покрашены белой краской.

13. Падающий камень.
Как парковая достопримечательность, "Падающий  камень" появился на карте Монрепо в 1840 году. Самосевная березка, как бы удерживающая гигантский валун, гармонично вписывается в эту композицию.

14. остров Пампушинка.
«Пампушинка» - детское прозвище Пауля Николаи. Из хаотично разбросанных на острове камней по плану младшего Николаи создается ландшафтная композиция, дополненная скамейкой у самого берега и беседкой в центре острова.

В память о своем детском прозвище Пауль Николаи называет остров «Пампушинка». Остров стал любимым местом Иоганны Николаи.

15. Колонна двух императоров на острове Колонны.
По Китайскому мостику можно выйти на остров Колонна, где расположен монумент — колонна в честь двух императоров — Павла I и Александра I. Сооружение было установлено в 1790-х годах, затем колонну трижды меняли, а последний раз монумент был поставлен в 1804 году. На плите, у основания памятника, имеется надпись с благодарственными словами императору Павлу I и его сыну императору Александру I.

Колонна двух императоров, выполненная из серо-зелёного мрамора, установлена на высоком пьедестале.

16. остров Палатки (Турецская палатка).
    Турецкий шатер или Турецкая палатка (до наших дней не сохранилось) – характерная деталь садов эпохи Просвещения. Любование экзотикой Востока и память о победах русского флота в войнах с Османской империей.

Барон Николаи был лично знаком с Гонзага, который приезжал в Монрепо и работал над проектом задуманного Николаи замка-руины. Вероятность того, что именно проект Гонзага был использован как основа при строительстве Турецкой палатки в Монрепо, очень высока. Совсем недавно на Палаточном острове появилась "Скамейка счастья".

17. пристани.

18. Чайная беседка.
Одно из самых популярных мест парка Монрепо — Чайная беседка (Восьмигранное сооружение), расположенная в западной его части.

Строение было возведено в конце XIX века там, где раньше стояла скамейка. В советское время Чайная беседка была утрачена и восстановлена в 2002 году на средства организации «Pro Monrepos».

19. Елисейские поля.
«Елисейские поля» начинаются у подножия Левкадской скалы и тянутся до источника «Нарцисс».

Так назван большой луг в парке Монрепо, протянувшийся от Cтупишинской аллеи до источника «Нарцисс». Согласно греческой мифологии, в Элизиум, то есть на Острова блаженных теней, где и находились Елисейские поля, попадали избранные добродетельные герои, которых боги, по словам Платона, почтили «особым отличием» и избавили от смерти.

20. Стареющая сосна.
Проходя по тропинке от Чайной беседки к полуострову Нептуна, видим "Сосну". Этой величественной "Сосне" около 250 лет, и по мнению специалистов она является  одним из самых возрастных деревьев в парке.

21. Храм Нептуна на полуострове Нептуна.
В центральной части парка у залива открывается вид на скалистый полуостров Нептуна, получивший название в честь еще недавно стоявшего здесь Храма Нептуна.

Исторический деревянный павильон на этом узком мысе был возведен при Людвиге Генрихе Николаии назывался сначала Храмом Благочестия, а затем Храмом Нептуна (первоначально внутри постройки стояла скульптура римской богини Пиетас, а затем сюда была перенесена статуя Нептуна).

Обветшавший храм был разобран в 1948 году и восстановлен в 1999 году по инициативе финской ассоциации Pro Monrepos.

22. Капелла Людвигсбург на острове Людвигштайн.
Остров Людвигштайн расположен в северной части парка Монрепо, недалеко от берега, в бухте Защитной Выборгского залива. Первоначально остров назывался Эрмитажем, то есть Местом уединения, а затем получил имя Эрихштайн.

Название Эрихштайн было дано острову бароном Людвигом Николаи в память о шведском короле Эрихе XIV, который был объявлен недееспособным, заточен в замке на острове и отравлен. Одной из причин отстранения короля от власти была его женитьба на простолюдинке. Владелец Монрепо считал, что по ночам дух короля витает над островом.

Людвиг Николаи мечтал построить здесь замок, но его идея не была осуществлена. Позже, при Пауле Николаи, его сыне, по проекту архитектора Чарльза Тэтама была возведена неоготическая капелла Людвигсбург с четырьмя башенками.

В прежние времена на первом ярусе капеллы были установлены бюсты Людвига Николаи и его супруги, в интерьере использовались витражи. На втором ярусе располагалась смотровая площадка. В настоящее время дверь капеллы закрыта решетками и внутри ее ничего нет.

Когда родители Пауля Николаи умерли, их похоронили в склепе на этом острове. С тех пор остров стал называться Людвигштайном, что означает «Камень Людвига» (шведское «sten» — камень).

Остров стал семейным некрополем рода Николаи — здесь были похоронены представители четырех поколений этого семейства. Остров Людвигштайн неофициально называют островом Смерти. В послевоенное время вандалы разрушили большинство склепов и памятных плит.

23. грот Медузы на острове Людвигштайн.
"Грот Медузы" находится на острове Людвигштайн. Затененный, вырубленный в скале грот с поросшими мхом стенами должен был внушать суеверный страх, ужасать мощью сил природы.

В августе 1798 г. Иоганна Маргарета (супруга Л.Г.Николаи) писала сыну о том, что на скале Эрмитажа (так в то время назывался остров Людвигштайн) возводится грот Медузы. В одну из стен был вмурован мраморный маскарон с изображением лика Медузы Горгоны.

24. источник Нарцисс.
В своих воспоминаниях его оставила Анна Керн, побывавшая в Монрепо в 1829 году. «Она холодна, чиста, как горный хрусталь и много имеет в себе живительного. У источника роскошный куст роз», - писала она через много лет после посещения парка. Это самое известное упоминание об источнике.

Есть предположение, что первым названием источника было «Сильмя» (фин. «глаз»). Создавая Монрепо, Л.Г. Николаи назвал родник «Источник Сильмии». А уже затем появилось название «Нарцисс»...

Павильон, украшающей источник был выполнен по проекту Огюста Монферрана в 1820-х годах.

25. хижина отшельника.
Хижина отшельника - скромная деревянная постройка. Стены Хижины выложены из березовых бревен, (ранее -  были украшены иллюстрациями) из Библии, крышу увенчивала башенка с подвешенным на ней деревянным колокольчиком.

Подобные постройки были весьма популярны в парках конца XVIII века. Известно, что в некоторых парках даже специально нанимали служителей, которые за скромное вознаграждение жили в таких хижинах, изображая отшельников.

26. грот "Желаний".
 "Грот желаний". Глубина грота - всего пара шагов, но есть поверье, что загаданное внутри грота желание обязательно сбудется. Возможно, "Грот желаний" создан искусственно.

27. скультура "Вяйнямейнен, играющий на кантеле".
 Скульптура Вяйнямёйнена, главного героя карело-финского эпоса "Калевала". Статуя Вяйнямёйнена стоит в ущелье святого Николая.

28. "Край света".
Здесь заканчивается исторический парк - дальше лежит лесной массив.

29. Скальная гряда.
Возраст гранитов Монрепо – около 2 млрд. лет. Это один из самых древних и интересных выходов гранитов на поверхность. Особый местный гранит "рапакиви".

30. Липовая корзинка.
 "Липовая корзинка" - не сохранившаяся ландшафтная композиция.

31. погреб-ледник.

32. пруд Паульштайн.
    Paulstei - скала Пауля. А рядом -  маленький пруд. Стены его выложены обломками гранита. Пруд из двух частей - большого и маленького, которые соединены между собой как сообщающиеся сосуды.

33. аллея Анны Керн.
 В 1829 году гостьей имения Монрепо была Анна Петровна Керн, которая тоже оставила свои воспоминания, в том числе, об усадебных аллеях: «У подошвы горы, на которой построен замок, виднеется темная бесконечная аллея; ее образуют с одной стороны огромные нависшие над нею утесы, с другой - высокие деревья, которых вершины, склоняясь к оконечностям утесов, составляют темный зеленый свод». Видимо, в память об Анне Петровне одна из аллей Монрепо, которая ведет от паромной переправы на остров Людвигштайн к источнику Сильмии неофициально именуется «аллеей Керн».

34. пруд Боб.
 На островке пруда стоит Хижина Отшельника.

35. Лесная сцена.
      Большая открытая летняя площадка для проведения спектаклей и концертов. Лесная сцена появилась в парке недавно и уже успела полюбиться посетителям парка. Здесь в живых природных декорациях проходят традиционные фестивали и праздники Монрепо: «Ночь музеев», «Сиреневый день в Монрепо», «Дачные сезоны», музыкальный фестиваль «Кедр».

36. долина Китай.
Удаленный уголок парка, опоясанный валунной оградой, поэт и фантазер Людвиг Николаи нарёк «Китаем». Вероятно, пейзаж должен был напоминать китайскую долину, а валунная ограда – Великую китайскую стену.

Какие идеи по обустройству «китайского уголка» были у Людвига Николаи – это пока неразгаданная тайна. При Павле Николаевиче Николаи здесь стоял только небольшой деревянный павильончик-палатка. Мне не понравилсь. Сейчас очень не выразительно.

37. Топинарный сад.

Топиарный сад – это сад который состоит из растений, которым искусственно приданы определенные неестественные формы: геометрические (куб, шар, конус), животные (слоны, утки, зайцы), сказочных персонажей и даже людей, называемые топиариями.

Искусство фигурной стрижки садовых растений зародилось в Римской империи, в саду императора Юлия Цезаря. В известном труде Плиния старшего "Естественная история" заслуга создания первого аккуратно подстриженного дерева приписывается придворному Цезаря по имени Калвена. Цезарю такое новшество очень понравилось, и мода на топиарии быстро распространилась по садам римских аристократов.

Topiaria в латинском языке означает – орнаментальное садовое искусство.
Корни этого термина имеются и в древнегреческом языке, топос — место. Топиарное искусство было популярно в древнегреческих полисах.

В России моду на «топиари» ввел император Петр I, которому пришлось по вкусу европейское оформление садов. Сам будущий император побывал в образовательных поездках по многим германским княжествам, Австрии, Франции и Голландии. Эти путешествия сыграли в дальнейшем большую роль в становлении и развитии русского паркостроения.

Начиная с 18 века, то есть со времен первой регулярной планировки загородной дачи Ступишина - коменданта Выборгской крепости, и до расцвета фамильной усадьбы президента Академии наук - барона Николаи, который превратил любимое поместье в уникальный образец пейзажного садово-паркового искусства. Яркий пример, фруктовый топиарный сад, который сегодня здесь восстанавливают по старинным планам.

Топиарный фруктовый сад находился в парке Монрепо, согласно карте Штейнгеля, слева от центральных ворот.

Единственный в России фруктовый топинарный сад. Так же как древние греки и римляне высаживали деревья в своих топиарных садах. В этом искусстве, главное - точность. В формировании геометрических форм  пришлось полностью следовать старинным методам. Удивительно!!! Не проходите мимо!
Прошли 3,9 км, за 2 ч 22 мин. Сделали фото.

    Кафе.
По Выборгскому заливу вокруг парка Монрепо можно пройти на каяках.

29.04.24 открылась новая для нас локация дом садовник и оранжерея (3). Мы прошлись мимо её. Далее, по новой дорожке, пошли к сосне "Лира" (10).
Затем прошли по весь парк по побережью с Востока на Запад.
Вернулись по долине Китай (36), по верху через "Скальную грядя" (29). Мимо пруда Паульштайн (32). Далее на выход.

Самая Западная часть парка Монрепо http://proza.ru/2021/09/07/903
Восточная часть парка Монрепо http://proza.ru/2021/09/07/899
Восточная часть парка Монрепо подробнее http://proza.ru/2021/09/07/1041
Центральная часть парка Монрепо http://proza.ru/2021/09/07/1025
Южная часть парка Монрепо http://proza.ru/2021/09/07/978
Западная часть парка Монрепо http://proza.ru/2021/09/07/955