Принцесса Ли и Учитель

Третьяков Николай Дмитриевич
  - Госпожа, мне представляется, что совсем скоро нечему будет учить тебя, ведь во многом ты уже превзошла своего учителя.
- Учитель, чем больше я узнаю нового, тем больше убеждаюсь, как мало знаю, и я благодарна судьбе, что рядом со мной такой мудрый наставник и Учитель.
- Пожалуй, я кое - чему ещё смогу научить тебя, ведь  пришел не с пустыми руками.
 
 Твоя десятичная система счета, которая позволила вычислить время появления Небесного дракона, просто великолепна! Оказывается, она позволяет не только упростить сложение и вычитание, но также умножение, и деление. Арабские купцы были несказанно удивлены, как быстро я подсчитал стоимость отрезов твоей новой ткани- шелка. Они чрезвычайно заинтересовались этой новой системой счета и предложили большие деньги, с тем чтобы я обучил их. С согласия императора, я обучил их этой новой системе, и императорская казна заметно прибавилась. Кстати, купцы были готовы выкупить и секреты производства шелка и фарфора, но они, как известно, по велению императора, не подлежат огласке.
 Ну, а теперь я покажу тебе, как с помощью этой системы можно быстро  умножать и делить…

- А сейчас я работаю со своими златокузнецами с этим новым металлом - железом. Мы пытаемся создать особое оружие - сверх прочный и острый разящий клинок. Мы уже многое поняли и многого добились. Оказывается, прочность, или твёрдость, железа зависит от содержания углерода. Чем его больше, тем тверже железо, и оно даже способно царапать фарфор, но при большой твердости оно становится хрупким. Приходится искусственно уменьшать твёрдость, нагревая металл и затем медленно его охлаждая.
- Учитель, я, конечно, не разбираюсь в металлах, но нельзя ли каким - то способом объединить мягкое и твёрдое железо, например в виде чередующихся очень тонких твердых и мягких слоёв, чтобы получить предельную твердость, но при этом исключить хрупкость?
- А ведь это - идея! Надо попробовать многократно сковать мягкое и твёрдое железо. Я сейчас же отправлюсь к златокузнецам…

- Госпожа, ты оказалась права! Нам удалось выковать железо предельно твёрдое и не хрупкое. В этом клинке тысяча чередующихся твёрдых и мягких слоёв металла.
- Учитель, я представляю, сколько потребовалось времени и сил, чтобы выковать тысячу чередующихся слоёв  металла.
- Госпожа, это всего десять ковок заготовки, складывая её каждый раз пополам.
 Пожалуй, благодаря тебе, нам удалось создать это оружие.
- Учитель, а нет ли такого металла, или какого - то соединения, которое было бы тверже самого твёрдого железа и которое можно было бы объединить с мягким железом?
- Надо над этим крепко подумать, ведь в процессе ковки с добавлением угля, песка и некоторых других компонентов мы получали чрезвычайно прочные, но хрупкие соединения - карбиды, которые отбраковывали как отходы. Мы попробуем объединить их с мягким железом…

- Госпожа, получилось! С твоей подачи нам удалось объединить карбид железа, который по твёрдости во много раз превышает самое прочное железо, уступая лишь адамасу, и мягкое железо. Вот этот клинок - результат наших опытов. Он необыкновенно острый и прочный.
 В подтверждение этого Учитель подбросил вверх шелковый платок и лёгким взмахом разрубил его на лету.
- Но этот клинок способен разрубить самое прочное железо,  при этом не теряя остроты.
- Я представляю, сколько умения и мастерства потребовалось златокузнецам, чтобы получить этот необыкновенно красивый узор на лезвии.
- Этот узор, госпожа, получается сам собой при многократной ковке чередующихся твёрдых и мягких слоёв.
 Принцесса осторожно коснулась пальцем лезвия и с удивлением обнаружила на нём капельку крови.
- Вот теперь я убедилась в остроте этого клинка, но ожог и порез за один день - это многовато.
- О каком ожоге идёт речь?
- Вот об этом...
 Я сегодня экспериментировала с различными красящими составами для шелка, и мне стало интересно - какой цвет получится, если смешать белый порошок селитры, черный порошок древесного угля и желтый порошок серы. Когда я всю эту смесь растирала в ступке, она вдруг вспыхнула сама собой.
- Это очень интересно. Надо обязательно повторить этот опыт.
- Ну нет, с меня достаточно.
- Я повторю его сам, но мне нужно знать,-в каких пропорциях были взяты эти вещества.
- Я могу сказать только приблизительно : если серы была одна часть, то угля примерно две части, а селитры примерно семь - восемь частей.

 - Госпожа, этот праздничный разноцветный огненный дождь- в твою честь! Это горит твой чудесный состав, который мы назвали По Рох.
 У меня уже есть соображения использовать его не только для праздничных развлечений, но и в военных целях.

Фото из открытых источников.
02.10.2008.