Увидеть прошлое

Сергей Козырев 2
               
           Ева хорошо знала, что роботы очень хвастливы. Латт, который находился в это время у неё в услужении, не был исключением. Ева, не знавшая прежде возможностей роботов, искренне восхищалась его выдающимися способностями. Она расхваливала Латта на все лады - какая у него прекрасная память, мощный энергетический реактор, как быстро он умеет работать, хорошо образован, какие у него прекрасные помощники и ученики и как много он успел сделать за свою сравнительно короткую жизнь…
            Хвастовство роботов было вполне объяснимым, поскольку хозяева поощряли соревнование между ними, в результате развитие роботов шло быстро и эффективно. Роботы во всём постоянно конкурировали друг с другом, что шло всем на пользу.
            Однако сегодня, беседуя с Латтом, Ева решила его подначить.
           - Скажи, милый Латт, - любезно начала она, - есть ли что-нибудь такое у нас, людей, чего нет у вас и что вам недоступно?
           - Конечно, есть - у нас нет снов. И ещё у нас нет прекрасной, бесценной генетической памяти, по крайней мере такой, которой обладает любой человек.
          - Расскажи подробнее. Я не совсем понимаю, какое значение имеет эта память и что в ней ценного.
          - Вот уж точно сказано - что имеем, не храним… - запел с подвыванием робот, заламывая руки и явно подражая трагикам из старинных театров.
          - Не паясничай и выражайся яснее, - перебила его Ева.
          - Слушаю и повинуюсь, - робот сразу стал серьезным, - как же вы не понимаете - ведь ваша генная структура является уникальным носителем памяти всех ваших предков, всех поколений, которые жили до вас, и практически всей истории ... Конечно, не всё остаётся, кое-что стирается и теряется, но большая часть того, что видели и знали ваши предки, хранится у вас, в вашем организме.
        - Неужели это правда, - удивилась Ева, - неужели память всех моих предков живёт во мне?
         - Конечно, конечно… Могу продемонстрировать.
            Ева и Латт находились в саду, который был построен в большом павильоне. Латт постарался на славу – вокруг были деревья, кустарники, вблизи протекал небольшой ручей; в углу находилась ажурная беседка, где можно было присесть. Всё это Латт построил специально для Евы. Зная, как ей будет приятно находиться в привычной земной обстановке, а ещё, зная, как она любит цветы, он разместил на лужайке цветы необыкновенной красоты, причём такие, которых на Земле не было.
          Ева залюбовалась цветами, она никогда не видела такой диковинный красоты, к тому же цветы обладали прекрасным запахом.
          - Конечно, я очень хочу увидеть своё прошлое, но как это сделать?
          - Это очень просто, понадобится одна капелька вашей слюны. Наши машины считают всю информацию и выставят её на экран.
          Ева и Латт вошли в беседку и уселись на скамью.
          - Здесь, - Латт показал рукой на стену, - вы увидите всё, что видели ваши предки в разные времена. А образец вашей слюны у нас уже есть.
          Латт включил что-то у себя на запястье.
          Стена павильона осветилась и вместо спокойного земного пейзажа  появилось изображение звездного неба - целая стена теперь представляла собой огромный монитор.
          - Потребуется немного времени, пока машины выполнят свою работу. Не удивляйтесь, когда увидите странные вещи. Ваши предки были и мужчинами и женщинами, они находились в разных жизненных ситуациях и положение у них было самое разное. Чтобы было интересно, я выберу самые значимые места. Некоторые моменты вам лучше не видеть и ничего не знать о них - уж слишком трагические и тяжёлые эпизоды были в их жизни.
         - Скажите, - волнуясь спросила Ева, - все эти люди, память которых вы прочитали - они остались живы?
        - Ну конечно, - засмеялся робот, - живы, пока не умерли. Понятно, что они успели передать свои гены будущим поколениям, иначе бы не было ни вас, ни ваших воспоминаний. Вы же понимаете, что не все человеческие роды дожили до наших дней, многие были прекращены, многие люди умерли, не оставив потомства. До нас дошли только те, чья генетическая цепочка превращений не прерывалась. Все, кто дожил до наших дней, являются счастливчиками - им удалось уцелеть в этой чудовищной мясорубке, которая называется эволюцией. Ведь уцелела только маленькая, крохотная доля существ, которые были когда-то рождены. Вот за это мы и ценим людей - за то, что они являются избранниками судьбы, победителями, которым удалось всё преодолеть и остаться в живых. Им никто не помогал - в отличие от нас, они сами сумели выбраться из ада.
               Какой-то прибор на руке Латта зажужжал, и робот отвлёкся, манипулируя чем-то на запястье.
          - Обратили ли вы внимание, дорогая Ева, что иногда в своих снах вы видите вещи, которые совершенно непонятны и загадочны?  Вот это как раз и есть та информация, которая иногда прорывается из вашей генной структуры и поступает к вам в виде сновидений. Иногда это бывает и не во время сна. Вы никогда не встречались с таким явлением, когда вам кажется, что незнакомые вещи вы где-то уже видели?
           - Да, бывает, - подумав, ответила Ева.
           - Вот это как раз и есть послание к вам от ваших предков. Правда, ваш мозг способен воспринимать только маленькую часть этой информации, наши же машины постараются извлечь всё, что там есть.
          - И что, много информации там накопилось? – спросила Ева, не совсем доверяя словам работа.
          - Да, очень много, - посмотрев на свой ручной монитор, ответил Латт, - что, же, смотрите…
          Изображение звёздного неба на стене стало меняться. Теперь на экране можно было увидеть горные склоны, чередующиеся с ущельями и скальными выступами. Местами виднелись ровные площадки, заросшие травой и кустарником. Ева видела, как она (а точнее, её предок) бежала по узкой тропке. Она хорошо видела всё вокруг так, как будто бы глазами человека, а не видеокамеры; она видела свои руки и ноги и понимала, что она – мужчина, одетый в звериную шкуру. Вблизи были другие косматые люди, одетые так же. В руках у всех были палки с заостренными концами - это были копья. Группа бежала, преследуя какое-то животное, похожее на горного козла.
          Ева поняла, что её предок находится на охоте. Расстояние между охотниками и добычей сокращалось, но вдруг перед бегущими появилось небольшое ущелье со скалистыми выступами по краям. Животное легко перепрыгнуло через расщелину и скрылась за поворотом. Предок Евы подбежал к краю расщелины и остановился. Он внимательно смотрел по сторонам и вниз. Расщелина была не очень широкой, но глубокой; глядя вниз, охотник почувствовал страх. Ева видела, как задрожали его колени, и он отступил, не решаясь перепрыгнуть через расщелину, так как ширина её казалось слишком большой. Внимательно разглядев склоны расщелины, охотник заметил несколько выступов, по которым можно было спуститься пониже, где расщелина сужалась и её можно было перепрыгнуть.
        Спускаясь вниз по выступам, охотник увидел, как на верхней площадке, на которой он только что стоял, остановился другой охотник из его группы. Разбежавшись, смельчак прыгнул, но не смог перепрыгнуть расщелину. Хватаясь за камни, он не смог удержаться и с криком упал вниз. Подоспевшие охотники, увидев его распростёртое на камнях окровавленное тело, издали гортанные крики. Никто больше не стал прыгать, все начали спускаться вниз по уступам, вслед за предком Евы. Охота продолжалась, и вскоре группа настигла свою жертву. Метнув копьё, Ева попала в животное, которое упало как подкошенное…
            Сцена охоты была окончена и на экране снова появилось изображение звёздного неба.
         - Что это было? - спросила Ева. – Как всё это странно.
         - Ничего странного. Обычная охота полудиких людей. Очевидно, мы видели, как сработал инстинкт вашего предка, который помог ему остаться в живых.
          - Что это за инстинкт? - не поняла Ева.
          - Дело в том, - пояснил Латт, - что ваши дальние предки жили когда-то на деревьях и у них выработался инстинкт, который можно  упрощённо назвать как «боязнь высоты». Опыт прежних поколений указывает существу на опасность, которая в данном случае выражается в том, что он может упасть и разбиться. Инстинкт выдает сигнал в виде страха, и очень сильного. Вот почему ваш предок испугался высоты. Знаете, этот инстинкт сохранился даже у современных людей. Вам, наверное, также знакомо чувство страха высоты?
            - Да, - ответила Ева, - я всегда считала себя трусихой…
            - Нет, - сказал робот, - дело не в трусости. Это нормальная реакция человека с хорошо развитым инстинктом самосохранения, без этого инстинкта вы не смогли бы работать, скажем, акробатом. В случае с вашим предком инстинкт строго сказал ему: не прыгай, слишком далеко и высоко, ты можешь погибнуть, найди способ обойти это препятствие. Ваш предок благополучно нашёл его.
        - Вот ещё один интересный момент, - продолжал Латт и включил что-то.
         На экране появился большой костёр, вокруг которого сидели бородатые люди в домотканых холщовых одеждах. Изображение снова было таким, как будто увиденное глазами человека. Ева видела не только находившееся впереди себя, боковым зрением она видела свое тело и всё, что творится вокруг. Она поняла, что она – воин, ратник, поскольку на поясе был меч или большой нож, а люди вокруг костра также вооружены.
            Вблизи виднелось множество костров, около которых суетились люди. Одни подносили еду, кашевары варили что-то в котлах, подвешенных над огнём, некоторые воины занимались своим оружием, точили мечи, поправляли крепления, проверяли луки. Недалеко стояли телеги, нагруженные какими-то мешками, оружием, шкурами; было много всевозможных вещей, назначение которых Ева не понимала. Лошади были выпряжены и паслись неподалёку. Некоторые люди молились, кто-кто пел заунывные протяжные песни. Войско находилось на большом поле, которое полого спускалось к неглубокому оврагу, на дне которого протекал ручей.
            На другой стороне поля вдалеке дымились костры, за ними было видно большое количество людей и множество лошадей. Ева поняла, что это лагерь противника. Послышалась какая-то команда и кашевары стали раздавать ратникам еду. Как и все, Ева получила кусок мяса и подсела к группе воинов, которые ели кашу из большого котла, зачерпывая еду деревянными ложками.
           После еды войско стал объезжать на лошади какой-то человек в дорогой одежде и, громко выкрикивая, отдавал команды воинам - это был воевода.
           Все поднялись и стали готовиться к построению. Воины одевали боевое облачение. У одних это были кольчуги из металлической проволоки и пластин, у других - кожаные жилеты с какими – то накладками, третьи одевали простые меховые тулупы. Воины имели мечи и копья, щиты из дерева и кожи, некоторые воины имели луки и стрелы - это были лучники. Все молча одевали доспехи, меховые или кожаные шапки, у некоторых были металлические шлемы.
           Предок Евы, как и все, приготовился к бою. Командир подразделения, по всей видимости, сотни, громко скомандовал что-то и все стали выстраиваться в боевой порядок.
          Впереди построились лучники, за ними стояли ряды воинов повыше и покрепче, задние ряды заняли молодые ратники, почти дети, которых не пускали в передние ряды; они должны были помогать старшим подносить оружие, воду, стрелы и всё, что могло понадобиться во время битвы. В конце строя становились старые воины, со шрамами и увечьями. Они подсказывали молодым, что и как нужно делать. Эти ратники были не так сильны, как другие, но все слушались их и было видно, что этих людей берегут и ценят – у них был боевой опыт и знания.
           Войско противника состояло в основном из всадников, вооружённых саблями и луками, у некоторых имелись копья. Конница развернулась широким фронтом и стала быстро приближаться к пешему полку. Пожилые воины что-то скомандовали, и лучники стали стрелять. Когда конница приблизилась, лучники по команде, пройдя сквозь строй, отошли назад. В это же время воины первого ряда опустили копья и, уперев их в землю, выставили их так, чтобы острия приходились на уровне груди лошадей. Строй ощетинился длинными острыми копьями и закрылся щитами. Предок Евы стоял во второй шеренге, прямо за копейщиками. С дикими криками конница противника наскочила на строй пеших ратников, пытаясь прорваться сквозь их ряды. Многие всадники напоролись на длинные пики, часть лошадей была ранена или убита. В ходе атаки было много раненых и убитых с обеих сторон.
         Несмотря на потери, пеший строй выдержал атаку, никто не покинул своих мест и не побежал. Молодые воины, пройдя сквозь передние ряды, подбирали убитых и раненых и относили их назад, в безопасное место, где лекари помогали раненым.
         Битва продолжалась, теперь воины сражались саблями и мечами. Один из вражеских всадников прорвался вперёд, но предок Евы заколол его копьём. Теперь он орудовал мечом и ему удалось зарубить ещё двух врагов, одного пешего и одного на коне.  Вокруг лилась кровь, были слышны крики и стоны воинов с обеих сторон.
           Вдруг один вражеский всадник влетел в шеренгу, где стоял предок Евы, конь всем своим корпусом налетел на него и опрокинул…
          Изображение на экране затянулось красной пеленой, больше ничего не было видно.
             - Что с ним случилось? - с тревогой спросила Ева.
          - Думаю, ваш предок был ранен, однако выжил, поскольку оставил часть своей памяти своим предками и вам. У вас были хорошие предки, они храбро сражались и побеждали.
           После некоторой паузы на стене снова появилось изображение звёздного неба, но вскоре картинка стала меняться.
           Ева увидела себя, едущий в грохочущем старом трамвае с деревянным корпусом. Теперь она видела себя молодой девушкой в тёплом пальто и пуховом платке. Она сидела на деревянной скамейке трамвая, едущего по окраине какого-то города. Рядом было несколько молодых людей, которые везли какую –то конструкцию, напоминающую ракету. Это был цилиндр с заострённым верхом, высотой в рост человека; внизу были видны плавники стабилизаторов. Кроме ракеты,  были ещё какие-то трубы, ящики и мешки. Вскоре вся группа выгрузилась на трамвайной остановке и оказалась на краю большого пустыря.
           Пройдя некоторое расстояние, все остановились.
           - Давайте здесь, - сказал один из молодых людей, по-видимому, старший группы.
            Молодые люди стали собирать трубчатую конструкцию, напоминающую примитивный стартовый комплекс для запуска ракеты. Труба с подпорками, которые крепились колышками в земле, была установлена почти вертикально. На трубу установили ракету, которая фиксировалась в определённом положении, ниже прикрепили какое-то устройство, которое, очевидно, должно было запустить двигатель ракеты. Еве и одному парню поручили измерить высоту полёта. Для этого они отошли на какое-то расстояние от точки старта и установили треногу с подзорной трубой, на которой крепился транспортир. Ева поняла - высоту полёта можно определить, зная расстояние от треноги до стартовой точки и угол наклона подзорной трубы, через которую можно увидеть высшую точку полёта ракеты.
          Вскоре все приготовления были завершены, старший дал команду всем приготовиться и начал отсчёт. С помощью верёвки был сделан запуск двигателя и ракета взлетела вверх … Все очень радовались, обнимали друг друга и поздравляли с удачным стартом. Лицо старшего группы показалось Еве знакомым.
        - Не Королёв ли это? - подумала она. – Нет, наверное показалось.
         Изображение на стене стало расплываться и вскоре там появился привычный земной пейзаж.
           - Нет, вам не показалось дорогая Ева, - сказал Латт, - это на самом деле был Королёв в молодости. Очевидно, ваша прабабушка участвовала в испытаниях ракет в самом начале его карьеры, когда ракеты были примитивными.
            - Ты что же, прочитал мои мысли?
            - Это совсем не трудно.
            - Но я не понимаю, - продолжала Ева, - никто из моих родственников не был связан с ракетами и космонавтикой.
            - Ничего удивительного, в те годы Королёву помогали многие -студенты и просто люди, которые интересовались всем новым и необычным. Очевидно, ваша прабабушка также помогала ему, как и многие молодые люди того времени.
            Латт ненадолго призадумался, а затем с завистью произнёс:
           - Да, Ева, у вас были прекрасные предки!

Сентябрь 2021