Памятник Чингисхану

Владимир Иноземцев
1. Поражение без войны

Страна СССР осталась в истории. Это был неудачный проект ВКП(б).
Можно ли было Союз сохранить? Неизвестно. Однако пришедшие к власти в российской империи коммунисты, сами создавали равноправные национальные республики. И вот все без исключения, они решили уйти от России. Страну можно было бы сохранить, если бы у неё была другая структура. Как минимум, нужно было сделать так, чтобы все равноправные субъекты подчинялись бы единому центру. Но и это не гарантия от распада многонациональной страны. Впрочем, в Индии в каждом штате говорят на разных языках, и страна пока существует. Кроме того, Союзные республики в СССР были слабо интегрированы, хотя все народы скрепляли единый рубль и русский язык.

2. Без России

Все среднеазиатские республики сегодня отстают от индустриальной России минимум на двадцать лет.
За счёт чего они живут? Казахстан, главным образом добывает и продаёт сырьё, ещё немного машины, мясо и шерсть. Но России всё это не нужно. У неё это тоже есть. Поэтому экспорт Казахстана идёт в Италию, в Китай, в Голландию, в ФРГ и в США. Напротив, большая часть необходимого Казахстан закупает в России. Это, главным образом машины, а также продукты.
Подобная структура экспорта и у Узбекистана. Но кроме сырья страна продаёт текстиль и некоторое количество автомобилей.

У Киргизии тоже сырьевой экспорт. Но в Киргизии не производят текстиль и не собирают автомобили. К тому же экспорт Киргизии намного меньше её импорта. А импортирует Киргизия большое количество продуктов. Значительное количество киргизов живут на селе и занимаются сельским хозяйством. Однако они не могут прокормить всё население.

Аналогичная ситуация и в Таджикистане и Туркмении. Но доля России в экспорте и в импорте этих республик невелика.

3. Позиции России

Россия ушла из советской Средней Азии, отчасти потому, что у СССР не хватало капиталов на модернизацию периферийных территорий. По той же причине оставили свои африканские колонии европейские колониальные державы.

Советский Союз преобразовал периферийный среднеазиатский регион. Там были построены заводы, которых в тех местах прежде никогда не было. В каждой республике были открыты университеты, театры. Много было сделано для образования среднеазиатского населения, которое было всё практически неграмотным. Развивались национальные литература, музыка, кинематограф. Однако в европейских странах эти процессы произошли значительно раньше, и Европа вступила в фазу новой модернизации. Экономика же среднеазиатских республик была отсталой, как и экономика самой России.

После перехода к рыночной экономике, наша страна стала открытой для иностранных инвестиций. Но для зарубежных инвесторов наша страна интересна, главным образом, как поставщик сырья. Европейские компании больше получают, инвестируя в свою экономику. Часть инвестиций досталась Китаю, который смог привлечь инвесторов низкими налогами и низкой стоимостью рабочей силы.

Россия начала модернизацию значительно позже Китая. Но всё равно, иностранному капиталу выгоднее вкладываться в Китай, из-за того, что у Китая гораздо больше рынок.

Нам остаётся надеяться на своих инвесторов. Но в России нет таких глобальных технологических компаний, как японская Тойота, или корейский Самсунг. Они могли бы стать к нас локомотивами всей экономики. Так что нам остаётся ждать, что зарубежные гиганты построят что-нибудь у нас. Но Россия, с её относительно небольшим рынком им неинтересна. К тому же азиатские компании предпочитают строить в Индонезии, либо в Малайзии.

Большинство российских крупных компании либо занимаются добычей нефтегазового сырья и руд, либо их переработкой. Строятся также машиностроительные или нефтехимические предприятия. Но строить их в Средней Азии им нет смысла. Условия в России гораздо лучше.

Но в Среднеазиатские республики инвестируют компании из других стран. Американские компании, например, добывают нефть и газ в Казахстане. В Киргизии китайская компания занимается горнодобычей. Турция стремится интегрировались другие тюркские, в том числе среднеазиатские народы. Однако её влияние в этом регионе пока невелико. И всё ограничивается, объятиями турецкого президента с лидерами этих стран.
Глубокой интеграции среднеазиатских государств ни с кем из внешних игроков не происходит.

Россия создаёт экономическое объединение постсоветских республик. Из Средней Азии в него пока входят Казахстан и Киргизия. Однако глубокой интеграции внутри объединения нет. У стран разные валюты, разное законы. Да и сотрудничество идёт на уровне взаимной торговли. Россия, правда, в Средней Азии кое-что начала строить, но взаимного переплетения хозяйственных связей, как это происходит в Европе ещё нет.

4. В будущее своим путём

Интеграция нового Советского союза невозможна. Раньше решения о строительстве заводов, железных дорог и гидроэлектростанций в Средней Азии принимались на съездах КПСС. Однако частный бизнес вкладывается только в эффективные проекты. Он не может приносить свои интересы в жертву геополитике. У бизнеса другая задача – выжить в конкурентной борьбе.

А Средняя Азия в борьбе за российские инвестиции проигрывает российским территориям. Отчасти причина этого в том, что в каждой независимой стране свои языки, свои валюты, свои законы и другая история. Новое поколение жителей этих республик не только не знает русского языка. В учебниках, например, пишут о великом прошлом казахской нации, о героях-басмачах, о том, что русские колонизаторы захватили среднеазиатские народы. Теперь в этих странах другие герои. Памятники Ленину убрали, но в Казахстане, например, установлен памятник поработителю народов Чингисхану, Красноводск переименовывают в Туркменбаши, Акмолинск бывший Целиноградом в Нурсултан. В этих странах появились свои кумиры – или древние завоеватели или свои первые президенты, бывшие члены ЦК КПСС. Но об их членстве там помнить не хотят.

Люди в Средней Азии живут в другой постсоветской реальности. Их не интересует балет, они не ходят в музеи. В Туркмении, например, разрушили оперный театр, а на его месте возвели скульптуру национального пса - алабая.

У российского государства нет средств, для обустройства заграничных территорий. А свой шанс интегрироваться вместе с Россией эти народы упустили. 
Конечно, в среднеазиатских странах живут граждане, бывшей одной с нами страны. Их и наши деды вмести погибали в окопах Сталинграда. Но это – в прошлом. Теперь эти народы выбрали свой путь, и мы не можем помешать им.

Не все страны этого региона торопятся войти в ЕАЭС. Их руководства продолжают выбирать, кто им больше даст. Наша страна кое в чём, как прежде, продолжает им помогать. Однако, многого мы не можем. В самой России много депрессивных территорий, и само их наличие угрожает её единству.

5. Кому достанется Средняя Азия?

Скорее всего, никому. Россия сама оказалась в очень уязвимом положении, и уделять много внимания этому региону не может. Перед нами новые вызовы – переход к зелёной энергетике и к новым водородным технологиям. Наша страна оказалась за пределом крупных экономических объединений. Европе Россия интересна только, как поставщик сырья. В самом Евросоюзе ситуация тоже сложная. Есть – страны лидеры, а есть получатели субсидий и поставщики дешевой рабочей силы. Но все рассчитывают на инвестиции.

Рост японской и корейской экономик отчасти был связан с интеграцией в огромный американский рынок. Он нас Америка далеко и США не являются нашим союзником. В последние годы, высокими темпами развивается наша торговля с Китаем. Но это только товарообмен, а интеграция бизнеса произойдёт едва ли.
Среднеазиатские страны выбрали свой путь, не то, чтобы изоляции. Но они оказались на отшибе магистральной экономики. Даже многие бывшие африканские колониальные страны оказались в лучшем положении. У них есть выход к морю. Средняя Азия – это глубоко континентальный регион. Конечно, борьба за влияние в нём между сильными игроками будет продолжаться, но Средняя Азя по-прежнему будет цивилизационной периферией.

В большинстве Среднеазиатских республик высокая безработица. И миллионы граждан из этих стран едут в Россию на заработки. Нашей стране это выгодно. Кроме того, опасно, если в этом депрессивном регионе начнут действовать экстремисты. Так что России выгодно, чтобы Средняя Азия развивалась, и вовлекалась в сотрудничество с нами.